Дашборд простыми словами — это интерактивная аналитическая панель, графический интерфейс. Смысл в том, что на одном экране расположены все ключевые метрики, показатели цели или процессов. С помощью этих метрик можно выявить и проанализировать тренды и изменения. Мы сталкиваемся с дашбордами каждый день. Приборная панель в автомобиле или графики активности в приложении фитнес-браслета — всё это дашборды.
Примеры популярных дашбордов
Google Analytics. Показывает, как менялась посещаемость сайта поминутно и откуда на сайт пришли пользователи.
Дашборд CoinMarketCap
Дашборды позволяют объединять данные и обобщать основную информацию по различным параметрам. Они не просто визуализируют основные показатели, но позволяют отслеживать тенденции для разных временных отрезков. В этом основное преимущество дашбордов в сравнении с другими инструментами визуализации.
Они интерактивные и легко настраиваются пользователем. Если дашборд использует маркетолог, он может посмотреть, как менялась посещаемость и конверсии сайта до и после запуска рекламной кампании. А кадровый специалист может отслеживать, как меняется частота отпусков и больничных сотрудников по месяцам.
Существуют три основных вида дашбордов, но они могут сочетаться друг с другом:
1. Операционный — отображает изменения данных в бизнесе. Примеры дашбордов для бизнеса — графики Яндекс Метрики, с помощью которых можно посмотреть, как менялась посещаемость сайта и что на неё влияло. Ведь за какой период смотреть график, пользователь выбирает сам.
Операционный дашборд на примере графиков Яндекс Метрики
Пример аналитического дашборда с графиками
Стратегический дашборд помогает следить за ситуациями в динамике
Данные, которые можно визуализировать с помощью создания дашбордов, есть в любой отрасли. Их используют в маркетинге, бизнесе, аналитике, науке, медицине и во множестве других отраслей. Например, в больницах отслеживают количество пациентов, статистику выздоровлений, смертей, финансовые поступления, нагрузку на персонал. В музеях — популярность разных секций экспозиций, загруженность залов. Кадровые отделы — нагрузку на сотрудников, их лояльность, распределение работы в течение отчётных периодов, переработки и отгулы, увольнения.
Отслеживаемые данные могут быть любыми — посещаемость сайта, статистика продаж, число конверсий, финансовые показатели, результаты исследований, показатели эффективности лекарств или вакцин, статистика заболеваемости, показатели почвы при геодезических изысканиях для строительства, показатели успеваемости для оценки эффективности преподавания и многое другое.
Агрегироваться эти данные могут в Excel-таблице или в базе данных. Обычно дашборды могут подключаться к данным из различных источников, в том числе из Excel-файлов и многомиллионных источников BigData в облачных сервисах или в веб-сервисах соцсетей. Часто перед началом обработки все данные агрегируют в единый источник — хранилище данных. Это особенно важно, когда запрос к источникам занимает много времени или перегружает сервер.
Важно не путать дашборды с отчётами: отчёты фиксируют состояние данных в определённый период. А дашборды автоматически меняются, они динамичные и интерактивные, поэтому их не нужно создавать заново. Достаточно создать дашборд один раз, чтобы потом постоянно использовать этот инструмент для отслеживания изменений.
Как сделать дашборд? Базовые функции для их создания есть в Microsoft Excel или Google Таблицах.
MS Excel считается основным инструментом для анализа данных, он популярен благодаря своей доступности, функциональности, простоте и относительной дешевизне. Его используют повсеместно для хранения, подсчётов и агрегации данных. Во многих сервисах также есть возможности выгрузки данных именно в формате MS Excel. Эти таблицы используют маркетологи, бухгалтеры и HR по всему миру. Как минимум это один из самых распространённых источников данных для аналитики. Как максимум — он позволяет строить графики, таблицы и диаграммы прямо в приложении.
Ещё один плюс в том, что MS Excel входит в пакет Microsoft Office, который установлен практически на всех устройствах с операционной системой Windows.
Для создания дашбордов и задач с анализом данных важно иметь возможность применять фильтры и сортировать данные на разных уровнях, исключать данные по определённым значениям, создавать вычисляемые поля любой сложности. Для разработчиков профессиональных аналитиков данных существуют специальные фреймворки, например Plotly Dash для Python.
А ещё есть специальные сервисы. Например, Google Data Studio, Power BI, Oracle Business Intelligence, «Форсайт», Tableau, SAS, DataFan и другие. Это профессиональные инструменты, созданные специально для бизнес-аналитики.
При выборе инструмента для создания дашборда нужно учитывать:
1. Источники данных. У разных инструментов, разное количество подключаемых источников — например, у Google Data Studio более 490, среди которых MySQL, Google Таблицы и Google Ads, Яндекс.Директ и Яндекс Метрика, а также соцсети Instagram*, Facebook*, YouTube Analytics. А у Power BI — GitHub, Google BigQuer, Zendesk, Excel и другие.
* сервис предоставляется организацией, признанной экстремистской на территории РФ