Анализ данных  •  27 апреля 2023  •  5 мин чтения

Что такое дашборды, какие они бывают и как их строить

Рассказываем, как использовать дашборды, чем они отличаются от других способов визуализации данных и как создать свой.

Что такое дашборд?

Дашборд простыми словами — это интерактивная аналитическая панель, графический интерфейс. Смысл в том, что на одном экране расположены все ключевые метрики, показатели цели или процессов. С помощью этих метрик можно выявить и проанализировать тренды и изменения. Мы сталкиваемся с дашбордами каждый день. Приборная панель в автомобиле или графики активности в приложении фитнес-браслета — всё это дашборды.

Примеры популярных дашбордов

Google Analytics. Показывает, как менялась посещаемость сайта поминутно и откуда на сайт пришли пользователи.

Пример дашборда Google Analytics
Яндекс Метрика. Демонстрирует изменения посещаемости сайта поминутно, показывает, откуда пришли посетители и как долго пробыли на сайте.
Дашборд Яндекс Метрики
CoinMarketCap. Показывает, как менялся курс Bitcoin и других криптовалют поминутно, и даёт другую подробную статистику о цифровых монетах.
Дашборд CoinMarketCap

Дашборд CoinMarketCap

Дашборды позволяют объединять данные и обобщать основную информацию по различным параметрам. Они не просто визуализируют основные показатели, но позволяют отслеживать тенденции для разных временных отрезков. В этом основное преимущество дашбордов в сравнении с другими инструментами визуализации.

Они интерактивные и легко настраиваются пользователем. Если дашборд использует маркетолог, он может посмотреть, как менялась посещаемость и конверсии сайта до и после запуска рекламной кампании. А кадровый специалист может отслеживать, как меняется частота отпусков и больничных сотрудников по месяцам.

Материал по теме:
Визуализация данных: применение в работе, основные принципы, способы и инструменты для использования

Типы дашбордов

Существуют три основных вида дашбордов, но они могут сочетаться друг с другом:

1. Операционный — отображает изменения данных в бизнесе. Примеры дашбордов для бизнеса — графики Яндекс Метрики, с помощью которых можно посмотреть, как менялась посещаемость сайта и что на неё влияло. Ведь за какой период смотреть график, пользователь выбирает сам.

Операционный тип дашборда

Операционный дашборд на примере графиков Яндекс Метрики

2. Аналитический — помогает исследовать тенденции и делать выводы. Обычно их создают для конкретного бизнес-подразделения. Аналитики работают с ними, чтобы зафиксировать отклонения показателей и отследить причины. Пример — разработка дашборда об изменении числа пользователей конкретного продукта за неделю. С его помощью можно увидеть средний чек, долю клиентов и процент товарооборота по каждому из конкурентов;
Аналитический тип дашборда

Пример аналитического дашборда с графиками

3. Стратегический — нужен, чтобы составить представление о ситуации в целом или об отдельных показателях, выявляет проблемы и помогает их исправлять. Например, создание дашборда о лояльности персонала поможет понять степень лояльности сотрудников и отследить её изменения среди разных групп.
Стратегический тип дашборда

Стратегический дашборд помогает следить за ситуациями в динамике

С какими данными можно работать

Данные, которые можно визуализировать с помощью создания дашбордов, есть в любой отрасли. Их используют в маркетинге, бизнесе, аналитике, науке, медицине и во множестве других отраслей. Например, в больницах отслеживают количество пациентов, статистику выздоровлений, смертей, финансовые поступления, нагрузку на персонал. В музеях — популярность разных секций экспозиций, загруженность залов. Кадровые отделы — нагрузку на сотрудников, их лояльность, распределение работы в течение отчётных периодов, переработки и отгулы, увольнения.

Отслеживаемые данные могут быть любыми — посещаемость сайта, статистика продаж, число конверсий, финансовые показатели, результаты исследований, показатели эффективности лекарств или вакцин, статистика заболеваемости, показатели почвы при геодезических изысканиях для строительства, показатели успеваемости для оценки эффективности преподавания и многое другое.

Агрегироваться эти данные могут в Excel-таблице или в базе данных. Обычно дашборды могут подключаться к данным из различных источников, в том числе из Excel-файлов и многомиллионных источников BigData в облачных сервисах или в веб-сервисах соцсетей. Часто перед началом обработки все данные агрегируют в единый источник — хранилище данных. Это особенно важно, когда запрос к источникам занимает много времени или перегружает сервер.

Отличия дашборда от отчета и инфографики

Дашборд отличается от инфографики. Инфографика — это упрощённая визуализация данных для неспециалистов, обычных пользователей. Она подходит только для упрощённого и наглядного донесения информации. Дашборд — рабочий инструмент для специалистов. Обычно это метрики на едином экране, визуализацией которых можно управлять. Например, смотреть, как они менялись в разные временные отрезки. С помощью этого инструмента можно выявлять тренды и определять, какие факторы их вызвали.

Важно не путать дашборды с отчётами: отчёты фиксируют состояние данных в определённый период. А дашборды автоматически меняются, они динамичные и интерактивные, поэтому их не нужно создавать заново. Достаточно создать дашборд один раз, чтобы потом постоянно использовать этот инструмент для отслеживания изменений.

Инструменты для создания

Как сделать дашборд? Базовые функции для их создания есть в Microsoft Excel или Google Таблицах.

MS Excel считается основным инструментом для анализа данных, он популярен благодаря своей доступности, функциональности, простоте и относительной дешевизне. Его используют повсеместно для хранения, подсчётов и агрегации данных. Во многих сервисах также есть возможности выгрузки данных именно в формате MS Excel. Эти таблицы используют маркетологи, бухгалтеры и HR по всему миру. Как минимум это один из самых распространённых источников данных для аналитики. Как максимум — он позволяет строить графики, таблицы и диаграммы прямо в приложении.

Ещё один плюс в том, что MS Excel входит в пакет Microsoft Office, который установлен практически на всех устройствах с операционной системой Windows.

Для создания дашбордов и задач с анализом данных важно иметь возможность применять фильтры и сортировать данные на разных уровнях, исключать данные по определённым значениям, создавать вычисляемые поля любой сложности. Для разработчиков профессиональных аналитиков данных существуют специальные фреймворки, например Plotly Dash для Python.

А ещё есть специальные сервисы. Например, Google Data Studio, Power BI, Oracle Business Intelligence, «Форсайт», Tableau, SAS, DataFan и другие. Это профессиональные инструменты, созданные специально для бизнес-аналитики.

При выборе инструмента для создания дашборда нужно учитывать:

1. Источники данных. У разных инструментов, разное количество подключаемых источников — например, у Google Data Studio более 490, среди которых MySQL, Google Таблицы и Google Ads, Яндекс.Директ и Яндекс Метрика, а также соцсети Instagram*, Facebook*, YouTube Analytics. А у Power BI — GitHub, Google BigQuer, Zendesk, Excel и другие.

Пример шаблона дашборда из Google Data Studio
2. Количество пользователей и размеры обрабатываемых данных. Если эти показатели будут расти, важно выбрать масштабируемый инструмент. Например, Google Data Studio или Power BI.
Примеры различных метрик в Power BI
3. Уровень навыков исполнителя. Есть более простые и более сложные для использования инструменты. Например, SAS — профессиональный инструмент с возможностями автоматизации, прогнозирования и углублённой аналитики. А Power BI хотя и ориентирован на средний и крупный бизнес, это nocode-инструмент, управлять которым можно с помощью простого перетаскивания элементов курсором. А Tableau и вовсе считается одним из самых простых для освоения инструментов аналитики.
4. Операционная система. Учтите, что не все десктопные версии работают на MacOS — например, Power BI не работает. Но у неё есть мобильное приложение для IOS и браузерная версия.
  Пример информационной панели со статистикой продаж, сделанной с помощью Oracle Business Intelligence
5. Бюджет. Чтобы сделать дашборд, можно использовать как бесплатные, так и платные инструменты. Например, SAS — дорогой инструмент, его бизнес-версия стоит от 8 тысяч долларов в год. А есть бесплатные приложения с дополнительно подключаемые функциями, например Power BI.
Пример дашборда в Power BI
6. Задачи и необходимая степень детализации. Чем сложнее и профессиональнее инструмент, тем больше у него функций. Например, Tableau, несмотря на простоту, не подойдёт для финансовых отчётов. А DataFan и вовсе подходит только для работы с данными соцсетей.
Пример дашборда в Tableau
7. Элементы визуализации. Какие элементы вам нужны в метрике: таблицы, графики, карты, диаграммы. Ведь одни и те же данные можно визуализировать разными способами при создании дашборда. Например, вывести одну и ту же метрику в таблице и в графике. Это поможет пользователю и посмотреть цифры, и увидеть смену трендов.

Правила разработки эффективного дашборда

Какой инструмент бы вы ни выбрали, есть несколько универсальных правил, которыми нужно руководствоваться, чтобы создать эффективный дашборд:
1. Выбрать важные данные. Заранее отберите источники данных, которые планируете отображать. Для этого при построении дашбордов нужно учитывать, какие решения с их помощью будут принимать, какие данные для этого нужны, в какой логике вы будете их размещать. Важно уметь вычленить самые важные данные, которые нужны на информационной панели, и убрать неактуальные и малоиспользуемые.
2. Продумать структуру дашборда. Основная информация должна быть представлена вверху страницы, а менее важная и детализирующая — ниже. Чередуйте различные элементы визуализации, чтобы воспринимать информацию зрительно было проще. Уберите лишние элементы, чтобы не путать пользователя.
3. Выбрать метрики и элементы визуализации. Показатели и метрики, которые будете использовать в дашборде, нужно выбрать заранее, как и способ их визуализации. Подписывайте графики, выделяйте разными цветами сегменты на диаграмме. Важно, чтобы все графики и таблицы были максимально понятны. Для этого используйте виджеты разных типов, чтобы упростить восприятие. Размещайте их по степени важности: чем выше расположен виджет, тем более он значим для пользователя.
4. Персонализировать контент. Контент дашборда нужно настраивать и кастомизировать под потребности пользователей, чтобы они могли менять параметры отображения. Например, выбирать нужный временной период — день, неделю, месяц, год или любой другой промежуток.

* сервис предоставляется организацией, признанной экстремистской на территории РФ

Статью подготовили:

Редакция Практикума

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Fri Sep 27 2024 10:35:17 GMT+0300 (Moscow Standard Time)