Тренды • 25 августа 2023 • 5 мин чтения

Цифровое зазеркалье: как метавселенные изменят реальность

Пару лет назад компании тратили миллиарды на разработку метавселенных. Казалось, ещё немного — и окажемся в Матрице. Разбираемся, что теперь происходит с виртуальными мирами.

Что такое метавселенная

Термин «метавселенная» впервые появился в 90-х, в романе Нила Стивенсона «Лавина». Он представил метавселенную как чёрную сферу: здесь можно придумать себе визуальное воплощение — аватара, с помощью специальной программы строить здания, парки и прочие места для общения и развлечения. Этим описанием виртуальной реальности (VR) вдохновлялись многие авторы-фантасты, кинорежиссёры и разработчики современных метавселенных.

Сейчас эксперименты с виртуальными мирами напоминают ранний интернет: полноценной цифровой реальности не существует, отдельные компании создают приложения, которые запускаются в браузерах или на VR-гарнитурах, а у каждого разработчика свой взгляд на то, как должна выглядеть метавселенная. В статье разберём, как устроены метавселенные, их свойства, преимущества и недостатки.

В фильме «Экзистенция» (1999) Дэвида Кроненберга для подключения к альтернативной реальности к телу подсоединяли специальные джойстики
Гарнитура VR Oculus Quest 2, 2020 год
То, что мы называем метавселенной, похоже на компьютерную игру: это виртуальный мир, в который можно попасть через смартфон, специальную гарнитуру или компьютер. По сути метавселенная отчасти похожа на реальный мир: в отличие от простой игры, тут нет сценария, и пользователь сам выбирает, как действовать.

Как и в реальной жизни, в метавселенной можно заниматься бизнесом: продавать виртуальные товары и цифровой контент, организовывать выставки, концерты, обучение, рекламу. Для оплаты используется криптовалюта или местные виртуальные деньги. Пространство метавселенных также можно использовать для встреч с людьми, которые далеко друг от друга: специальные гарнитуры позволяют почувствовать себя рядом с человеком.

Концерт Трэвиса Скотта в игре Fortnite

Как устроена метавселенная

При создании метавселенных используются следующие технологии:

Виртуальная реальность — отвечает за то, как пользователь видит виртуальный мир и позволяет создавать и настраивать его аватар.
Блокчейн — отвечает за безопасность данных пользователей.
Искусственный интеллект (ИИ) — управляет логикой и событиями виртуального мира.
Дополненная реальность — дополняет реальный мир виртуальными объектами и стирает границы между ними. Используется не во всех проектах метавселенных.

Эти технологии помогают не только создавать метавселенные, но и улучшать многие сферы реальной жизни. Например, блокчейн широко используется в финансах и логистике, а искусственный интеллект — в образовании и рекламе. Получить практические знания в области современных технологий можно на курсах программирования, дизайна, маркетинга и разработки продуктов. А выбрать подходящее направление поможет тест на профориентацию.

Выберите свою новую профессию в IT
Наш курс о современных профессиях поможет вам детально узнать о самых востребованных профессиях в IT. А с помощью профориентационного теста от Практикума и МГУ вы сможете узнать, какая профессия подходит именно вам.
Геймдизайнер и эксперт по генеративному ИИ и виртуальным мирам Джон Радофф доступно описал устройство метавселенной в 2021 году — от опыта, который ищут люди, до технологий, которые делают виртуальный мир возможным. Его модель включает семь элементов или уровней, разберём каждый из них.
Архитектура метавселенной по Радоффу

1. Опыт и впечатления. Метавселенная — это «реальный мир на стероидах». С помощью технологий — дополненной реальности, голосовых помощников, VR — можно обойти законы физики и получить впечатления, которые недоступны в обычной жизни.
2. Открытие. Получать информацию и контент в метавселенной проще, чем в реальном мире.
3. Экономика творцов. Технологии дают возможность создавать контент большому количеству людей, которые поддерживают экономику метавселенных.
4. Пространственные вычисления. Это технологии, которые позволяют смешивать реальный мир с виртуальным: 3D-движки, геопространственное картографирование, искусственный интеллект и другие.
5. Децентрализация. Технология блокчейн даёт свободу и безопасность. Представим, что есть виртуальная книга записей — о транзакциях, игровых достижениях, владении виртуальными вещами, взаимодействиях с другими пользователями. Если один продаёт другому цифровую одежду, запись об этой сделке добавляется в блокчейн, а затем одобряется другими пользователями. Такой подход делает метавселенную децентрализованной, поскольку порядок в виртуальном мире поддерживается всеми участниками.
6. Человеческий интерфейс. Этот уровень включает оборудование, которое помогает получить доступ к метавселенной: смартфоны, компьютеры, гарнитуры VR и так далее. Также разрабатывают биосенсоры и нейронные интерфейсы, через которые можно ощутить текстуру виртуального объекта.
7. Инфраструктура. Технологии, на которых держатся метавселенные: сети 5G и 6G, миниатюрные полупроводники, микроэлектромеханические системы (MEMS) и компактные аккумуляторы.

Плюсы и минусы метавселенных

Как и в любой технологии, в метавселенных есть свои преимущества и недостатки. Причём большинство — предполагаемые, поскольку цифровая реальность всё ещё находится в разработке.

Популярные метавселенные

Проекты с элементами метавселенных начали появляться 2000-х годах, когда крупные компании стали финансировать игры, а разработчики — переходить от 2D-проектов к полноценному 3D, без которого сложно представить VR. До сих пор большинство проектов по метавселенным были созданы скорее в развлекательных целях, но в будущем планируется создание полноценной альтернативной реальности. Вот несколько популярных метавселенных:

Second Life, 2003 год — первая виртуальная платформа, на которой можно создавать персонажей и контент, общаться с другими пользователями, посещать мероприятия и зарабатывать деньги. Например, можно построить дом или создать виртуальную одежду. Платформой пользуется около миллиона человек.

Roblox, 2006 год. Платформа, на которой можно создавать собственные игры с помощью инструментов Roblox Studio и зарабатывать на них. Платформа появилась в 2000-х, сегодня на неё каждый день заходят 45 миллионов человек.

Minecraft, 2009 год. Игра с элементами метавселенной, в которую ежедневно играет более 100 миллионов человек. В Майнкрафт можно создавать свои правила, строить здания и миры, объединяться с другими игроками, гулять по виртуальному пространству и даже учиться: проводить физические и химические опыты, изучать историю или литературу.

Дом в Minecraft. Автор Yalchu

The Sandbox, 2012 год. На основе блокчейна Ethereum пользователи могут создавать игровые пространства, персонажей, арт-объекты и продавать их на маркетплейсе за местную валюту SAND.

Внутри Sandbox

Fortnite, 2017 год. Игра с элементами метавселенной, её особенность — в разных игровых режимах. Можно выживать на острове, объединяться с другими игроками в сражениях или выбрать творческий режим, в котором можно создавать свои игры или играть в те, которые разработали другие пользователи.

Fortnite работает на мощном движке Unreal Engine, поэтому графика в игре реалистичнее, чем в других проектах с элементами метавселенной

2017 год — Decentraland — виртуальная реальность на базе блокчейна Ethereum. Здесь можно создавать, продавать и покупать участки, на которых можно размещать предметы цифрового искусства, игры, места для развлечений и бизнесы.

Несмотря на волну популярности метавселенных в 2021—2022 годах, интерес к цифровой реальности постепенно уменьшается. Одна из причин — отсутствие необходимых ресурсов: даже самые крупные компании — Disney, Microsoft, Meta — отказываются от инвестиций в цифровую реальность в пользу более прикладных проектов, например генеративного ИИ. Но это не значит, что метавселенным пришёл конец — возможно, мир просто ещё к ним не готов.

Статью подготовили:
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Sat Apr 27 2024 10:52:07 GMT+0300 (Moscow Standard Time)