Анализ данных • 25 декабря 2023 • 5 мин чтения

Программы из линейки 1С: какие задачи решают и зачем их дорабатывают

С помощью 1С можно хранить данные, формировать отчётность, вести учёт и даже ставить задачи. Разбираем, какие бывают программы на платформе 1С и как компании выбирают, что внедрять в работу.

Что такое 1С

«1С» — это российская компания-разработчик, которая создала платформу с линейкой программных продуктов и собственный язык программирования для них. Продукты 1С созданы для автоматизации разных направлений деятельности организаций.

Например, «1С:Бухгалтерия» автоматизирует бухгалтерский учёт. Раньше сотрудники бухгалтерии собирали данные о расходах, доходах и балансе вручную и фиксировали в бумажных книгах учёта. Это было долго, дорого и сложно: для подготовки годовых отчётов нужно было привлекать много людей, а сам процесс занимал не один день. Сейчас «1С:Бухгалтерия» автоматически собирает все отчёты и значительно упрощает работу бухгалтеров.

Линейка 1С-продуктов очень большая и постоянно расширяется. Часто компаниям сложно самостоятельно подобрать подходящее решение и внедрить в свою работу. В таких случаях привлекают команды внедрения, в которые входят менеджер проекта, разработчики и аналитики.

1С-аналитики помогают автоматизировать процессы с помощью 1С-решений. Для этого они изучают цели и задачи автоматизации, собирают требования, подбирают сервисы для интеграции, ставят задачи разработчикам и тестируют готовые программы. Больше узнать о профессии 1С-аналитика можно в бесплатной вводной части курса.

Автоматизируйте бизнес-процессы компании с помощью 1С
Научитесь оценивать бизнес-процессы и собирать требования к ПО, выбирать инструменты и методы интеграции 1С, писать документацию и поддерживать работу системы. Пройдите бесплатную вводную часть курса «1С-аналитик», чтобы понять подходит ли она вам.

Для чего нужны программы 1С: сферы применения и примеры

Программы 1С используют, чтобы автоматизировать бизнес-процессы. Вот какие задачи проще решить с помощью 1С:

● Вести бухгалтерский и налоговый учёт
Например, программа «1С:Бухгалтерия» может вносить часть данных автоматически. Сотрудник вносит данные нового контрагента, чтобы выставить счёт. А на основании счёта программа сама формирует товарную накладную.

● Управлять складом
В 1С можно отслеживать поступление новых товаров, перемещение товаров между складами, отгрузку клиентам, остатки по позициям.

● Управлять персоналом
«1С:Зарплата и управление персоналом» автоматически рассчитывает выплаты сотрудникам, начисляет налоги и страховые взносы.

● Управлять кассовым оборудованием
С помощью продуктов 1С можно организовать рабочее место кассира в розничном или интернет-магазине. К программе можно подключить оборудование, например сканер для считывания штрихкодов товаров и бонусных карт покупателей.

● Работать с клиентами
В 1С можно вести клиентскую базу, фиксировать заявки потенциальных покупателей, формировать коммерческие предложения, выставлять счета.

● Готовить отчёты
В программах 1С предусмотрены функции для сбора данных в различные отчёты, которые помогают оценить эффективность работы компании. Например, отчёт по объёму продаж, по расходам на маркетинг или по прибыли филиалов.

Если компания использует несколько 1С-продуктов, между ними настраивают интеграцию. Это позволяет объединять данные и получать управленческую отчётность, чтобы оценивать состояние дел компании — эффективность и рентабельность бизнеса

На платформе 1С множество решений для разных задач бизнеса. Обычно компании не используют все продукты сразу, а внедряют один-два. Например, «1С:Зарплата и управление персоналом» — для расчёта зарплат сотрудникам и «1С:ERP» — для автоматизации остальных функций вроде закупок, продаж, бухгалтерской отчётности, логистики. Чаще всего компании подбирают такую программу, которая оптимально подойдёт для решения большинства задач сразу.

Решения 1С имеют схожую функциональность, но специализируются на разном. Например, фитнес-клубу, сети кофеен и мебельному заводу нужно автоматизировать одну и ту же функцию — работу с клиентами. Все три компании могут использовать типовое решение в программах 1С без учёта специфики деятельности для автоматизации основных процессов вроде ведения клиентской базы.

Фитнес-клубу важно отслеживать окончание договоров, управлять пакетами услуг и записями на тренировки, сети кофеен — любимые напитки клиентов для персонализированных рассылок, а мебельному заводу — коммерческие предложения, выставление счетов, их оплату и отгрузку товаров. Вместо типового решения компании могут выбрать то, которое написано специально для их сферы деятельности.

Какие бывают конфигурации 1С

Программные решения из линейки 1С создают на базе единой платформы. Она похожа на фундамент для домов, который заливается по одному и тому же принципу. Дальше на нём строят здания с разной архитектурой: минималистичной, классической, в стиле хай-тек. Другими словами, 1С-платформа — это набор инструментов, технологий и методов, с помощью которых создают различные программные решения. Их ещё называют конфигурациями.

Программный код 1С-платформы закрыт, и его нельзя менять. Но код большинства конфигураций — открытый. Его можно дорабатывать, используя инструменты платформы. Благодаря этому программные решения можно адаптировать для разных запросов.

Если обобщить все возможные конфигурации, можно выделить три основных вида:

1. Типовые
Например, «1С:Бухгалтерия» «1С:Управление торговлей», «1С:Зарплата и управление персоналом». Это конфигурации для автоматизации какой-то области учёта, которые не меняли сотрудники компании-заказчика или нанятые ими специалисты.

2. Отраслевые
Чаще всего это типовая конфигурация, в которой учли особенности отрасли. К примеру, учёт в сельском хозяйстве ведётся иначе, чем в коммерции: нужно считать поля, надои, головы. В линейке продуктов 1С есть решение «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» с отраслевыми терминами и особенностями учёта животных.

Среди отраслевых конфигураций есть готовые решения для разных сфер. В том числе для образовательных, медицинских и государственных учреждений. Источник: solutions.1c.ru

3. Нетиповые
Решения, которые создают на базе 1С с нуля или после значительного изменения типовой конфигурации. Это делают в рамках проектной или продуктовой разработки. В первом случае у проекта есть конкретный заказчик, который пришёл с запросом автоматизировать бизнес-процессы в компании. Например, кадровый документооборот, финансовую отчётность и взаимодействие между филиалами в разных городах. В случае продуктовой разработки команда специалистов создаёт нетиповую конфигурацию , чтобы в дальнейшем предлагать клиентам. Например, новое решение для банковской сферы.

Составы команд в проектной и продуктовой разработке могут различаться. Но обычно в обоих случаях привлекают менеджера, аналитиков и разработчиков .

Функциональность программных продуктов 1С

У конфигураций 1С-программ разный набор функций. Но есть и общие возможности, которые предусмотрены во всех продуктах. Вот что можно делать в 1С:

✅ Гибко настраивать интерфейс и отчёты
Пользователи могут убрать из интерфейса объекты, которые им не нужны в работе. Например, если менеджеру по продажам не нужна информация о закупках, он может отключить отображение этого блока в интерфейсе. В 1С есть удобные инструменты для поиска информации. Например, в списке заказов поставщиков менеджер может отобрать все документы, которые относятся к конкретному поставщику.

✅ Прикреплять файлы и видеть взаимосвязи между объектами
Например, можно прикрепить скан счёта от партнёра. А после оплаты в системе отобразится связка объекта «Счёт» и объекта «Платёжное поручение».

✅ Выгружать данные
Например, можно выгрузить отчёт по продажам для руководства компании или налоговую декларацию, сформированную и проверенную в «1С:Бухгалтерии».

✅ Учитывать изменения в законодательстве
Разработчики 1С-платформы отслеживают изменения в регламентирующих документах и своевременно обновляют конфигурации. Поэтому формы для налоговых деклараций и бухгалтерских отчётов в 1С соответствуют требованиям законодательства.

✅ Подключать сторонние платформы
Например, в 1С можно интегрировать банковское приложение и выгружать платёжные поручения в банковскую систему. Или подключить сервис проверки контрагентов и перед заключением договора проверять, нет ли у выбранной компании финансовых проблем.

✅ Управлять доступами
В 1С можно настроить, какие данные будут видны разным пользователям и кто сможет их редактировать. Например, дать доступ к зарплатным ведомостям только бухгалтерам, кадровым специалистам и руководителям отделов, а для остальных сотрудников закрыть эти документы.

В 1С есть возможность настроить ролевую модель и разграничить полномочия пользователей: кто и что сможет делать в системе. Настроить разграничения по видам объектов может 1С-аналитик. Для настройки сложных ролевых моделей с разграничением до конкретных реквизитов привлекают 1С-разработчика.

Как проходит внедрение 1С в компании

В разные компании программы 1С внедряют по-разному. Всё зависит от размера организации, специфики работы и задач, которые нужно решить программными продуктами 1С. Разберём примерные сценарии проектов внедрения в зависимости от размера компании:

● Небольшой проект
Допустим, в компании со штатом 10 сотрудников решают внедрить типовую 1С. Для этого нужно закупить ПО и установить его на компьютеры. Установить ПО может представитель компании-партнёра 1С или кто-то из сотрудников клиента. В комплекте с программой идут инструкции, по которым пользователи могут настроить её самостоятельно.

Типовые конфигурации подходят для небольших компаний. Когда есть возможность менять рабочие процессы, чтобы подстроить их под функциональность программы .

● Крупный проект
Представим, что в работу компании со штатом в 10 000 человек нужно внедрить сложный продукт, например «1С:ERP». Программа должна автоматизировать большое количество процессов, в которых задействовано много людей. В этом случае внедрение может длиться от трёх месяцев до нескольких лет и состоять из семи этапов:

1. Собрать требования. Команда проекта из менеджера, аналитика и функционального архитектора выясняет у заказчика цели внедрения и ожидания от системы. Они изучают, как устроены рабочие процессы в компании. Обычно для сбора требований выделяется фокус-группа — заинтересованные лица со стороны заказчика, у которых есть полномочия согласовывать ход проекта.
2. Смоделировать систему. На этом этапе команда строит модель будущей системы и подбирает конфигурацию . Также выявляют функциональные разрывы — каких возможностей продукта не хватает для решения задач заказчика.
3. Согласовать с заказчиком. Если заинтересованные лица заказчика согласовывают модель системы и её доработку, 1С-аналитик готовит техзадание для разработчиков.
4. Доработать систему. Разработчики устраняют функциональные разрывы — меняют функциональность конфигурации в соответствии с требованиями заказчика.
5. Протестировать систему. В 1С нет выделенных тестировщиков, поэтому тестированием занимается аналитик. К массовым тестированиям могут привлекать конечных пользователей — сотрудников компании.
6. Обучить пользователей. Для обучения сотрудников работе в системе команда проекта готовит текстовые и видеоинструкции, проводит вебинары. Иногда она лично обучает группу пользователей, которые в будущем будут помогать коллегам.
7. Внедрить. К внедрению готовятся заранее: разворачивают ПО, переносят данные и уведомляют пользователей.

Крупные внедрения 1С-продуктов часто проходят с адаптацией. Если у пользователей возникают вопросы при работе с новой системой — обычно помогает команда поддержки.

Как работать в программе 1С

Сотрудники компании вносят в 1С записи, например, о новых клиентах, поставщиках, сотрудниках. Программы автоматически формируют отчётность и рассчитывают нужные данные вроде ключевых показателей, баланса и зарплат.

Нужную для работы информацию можно извлекать из 1С в удобном виде. Например, отдел продаж может сравнить спрос на разные виды товаров, а бухгалтеры — автоматически посчитать общую сумму всех сделок за квартал.

В 1С есть собственный язык запросов, с помощью которого можно обращаться к базам данных и получать нужную информацию. Язык запросов чаще всего используют разработчики, реже аналитики и иногда пользователи.

Конечные пользователи 1С — сотрудники компании — получают информацию из программ с помощью отчётов. Отчёт — это тоже запрос к базе данных. Только пользователю не нужно писать команду на специальном языке, чтобы, например, выбрать первые 100 записей из таблицы с договорами. Для этого достаточно воспользоваться конструктором отчётов.

Пользователь может самостоятельно выбрать условия и фильтры, выставить в них нужные параметры и сделать выборку данных. Сконструированный отчёт можно сохранить и быстро запускать в будущем

В типовых конфигурациях уже есть отчёты. Команда внедрения может помочь, если их не хватает. Специалисты могут сконструировать нужные отчёты и добавить кнопку для их запуска в интерфейс программы. Тогда пользователи смогут получать нужные данные одним кликом.

Главное о программах 1C

Программы 1С — популярное решение для хранения данных компании и автоматизации разных задач. Например, по итогам 2022 года лидер российского рынка ERP-систем — «1С:Предприятие».

У линейки программных решений 1С есть особенности — перечислим ключевые:

● Все конфигурации 1С создают на базе единой платформы.
● У 1С-конфигураций открытый код. Поэтому их можно дорабатывать, чтобы адаптировать к специфике бизнеса.
● 1С-конфигурации оперативно обновляют в случае изменений в законах и формах отчётности.
● В 1С можно гибко настраивать интерфейсы, подключать сторонние платформы вроде банковских приложений и самостоятельно конструировать отчёты с помощью модулей с фильтрами и условиями.
● Конфигурации бывают типовыми, нетиповыми и отраслевыми.
● Типовые конфигурации подходят для небольших компаний, в которых есть возможность изменить процессы и подстроить их под функциональность ПО.
● В отраслевых конфигурациях учитывают сферу деятельности компании. В линейке продуктов 1С есть готовые решения, например, для сельскохозяйственного и финансового сектора.
● Нетиповые конфигурации создают команды технических специалистов в рамках проектной или продуктовой разработки.
● Внедрение 1С в работу крупных компаний с тысячами сотрудников и процессов проходит поэтапно и может занять от трёх месяцев до нескольких лет.

Совет эксперта

Елизавета Левицкая

1С — увлекательный мир автоматизации самых разных областей бизнеса и государственного сектора. Начинающий специалист может выбрать задачи, которые будут по душе, и развиваться в этом направлении. Например, можно найти своё призвание в автоматизации процессов, связанных с зарплатой и управлением персоналом, стать экспертом по внедрению 1С в государственном секторе или специализироваться в ERP, потому что легко находить общий язык с сотрудниками отделов закупок, продаж и склада.

В мире 1С любой опыт ценен, в том числе не связанный с 1С. Например, я по первому образованию бухгалтер, поэтому свой карьерный путь начала с «1С:Бухгалтерии». И до сих пор часто и с удовольствием участвую в проектах, где есть бухгалтерский учёт и финансы. Знания и навыки в сфере помогают реализовывать её автоматизацию.

Статью подготовили:
Елизавета Левицкая
Яндекс Практикум
Руководитель проектов и продуктов, техлид системного анализа, еx-руководитель группы в топ-3 франчайзи 1С, внедряла проекты на предприятиях, входящих в рейтинг РБК 500
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Fri Mar 15 2024 16:41:15 GMT+0300 (Moscow Standard Time)