Сегодня швейцарский стиль используют в разных направлениях дизайна:
● графический дизайн — для создания полиграфии и упаковки;
● веб-дизайн — для разработки лендингов и многостраничных сайтов;
● айдентика — для разработки фирменного стиля.
Научиться проектировать мобильные приложения, разобраться в гайдлайнах разных операционных систем и пройти весь цикл разработки можно на курсе «Дизайн мобильных и кросс-платформенных приложений». Для старта в профессии достаточно базового знания Figma, основ композиции, модульных сеток и типографики. Учёбе нужно уделять в среднем 10 часов в неделю — получится совмещать с работой.
Швейцарский стиль появился в 1920-х годах, во многом благодаря техническому прогрессу: информации становилось всё больше, её нужно было быстро доносить и не было времени ждать, пока художник нарисует разноцветную иллюстрацию и оформит её вычурным декоративным шрифтом.
Направления и школы, которые повлияли на швейцарский стиль:
● De Stijl (нидерл. «стиль»), Нидерланды. Основатели движения — художник и теоретик искусства Тео Ван Дусбург и живописец Питер Корнелис Мондриан. Они пропагандировали абстрактное искусство, кубизм и неопластицизм — стремление к универсальной гармонии, воплощённой в чистой форме. Из идеи о пересечении прямых только под прямым углом позже выйдет один из основополагающих инструментов швейцарского стиля — модульная сетка.
● Конструктивизм и супрематизм, Россия. Характерные черты — упрощённые геометрические формы, асимметрия в композиции, лаконичность и внимание к единству внешнего облика. Идеологи — Казимир Малевич и Эль Лисицкий, которые вдохновлялись революционными событиями 1920-х годов.
● Bauhaus (нем. Высшая школа строительства и конструирования), Германия. Основатель школы архитектор Вальтер Гропиус ориентировался на модернизм. Постепенно термин «баухаус» стал нарицательным для минималистичных, функциональных, геометрических форм.
● Интернациональный стиль. Появился благодаря кураторам выставки современной архитектуры в Музее современного искусства Нью-Йорка (ММА, 1932 год). Генри-Рассел Хичкок и Филип Джонсон заменили симметрию балансом, декоративные элементы — минимализмом, а форму объявили воплощением художественной идеи.
● Швейцарские школы дизайна. Во время Второй мировой войны многие художники и дизайнеры эмигрировали в Швейцарию, которая соблюдала нейтралитет. Здесь была основана Базельская школа дизайна — её отличительной чертой стала система сеток. Ещё одну школу — Kunstgewerbeschule (нем. Школа искусств и ремёсел) основал «отец швейцарского дизайна» Эрнст Келлер. Он один из первых начал использовать шрифты без засечек и всё ту же модульную сетку.
Особое влияние на швейцарский дизайн оказали:
● Ян Чихольд, немецкий типограф и дизайнер, который сформулировал базовые принципы типографики модернизма и описал функциональный подход к печати. Например, ставить в приоритет не красоту, а ясность, поскольку современный человек и так перегружен информацией. В 1925—1928 годах Чихольд издаёт работы, заложившие основы швейцарского стиля: «Элементарная типографика» и «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера».
● Йозеф Мюллер-Брокманн, швейцарский дизайнер, типограф и преподаватель. Был учредителем и издателем журнала «Новая графика», который выходил с 1958 по 1965 год и содержал множество примеров интернационального стиля от разных авторов. Работы самого Мюллер-Брокманна — настоящий манифест швейцарского стиля, декларирующий новый подход к дизайну: в 1981 году он выпустил работу «Модульные сетки в графическом дизайне», где раскрыл принципы построения и применения сетки и её преимущества для решения графических задач.
Мюллер-Брокманн создал множество плакатов, ставших классикой швейцарского стиля. Источник: designishistory
Сдержанный и объективный Helvetica — самый популярный шрифт швейцарского стиля в дизайне. Источник: graffica.info
● Минимализм. Основные черты швейцарского дизайна — простота, ясность, удобство и отказ от украшательств.
● Функциональность. Цель швейцарского дизайна — максимально быстро и точно донести информацию до зрителя. Поэтому фокус — на содержании, а не на декоративных элементах: шрифты с засечками или нарочито сложные иллюстрации неприемлемы, так как отвлекают от смысла.
● Универсальность. Швейцарский дизайн уместен в разных странах и сферах. Геометрические формы и чистые шрифты одинаково воспринимаются людьми из разных стран: отсутствие разночтений позволяет широко применять швейцарский стиль в дизайне сайтов, рекламе.
Модульная, или швейцарская сетка в дизайне — способ организации объектов в макете, основанный на колонках, рядах и отступах между ними. Это константа швейцарского стиля, возможность преодолеть хаос и упростить работу. Модульная сетка делает макет эстетичнее и помогает пользователю быстрее считывать информацию: глаз следует за направляющими, к которым привязаны блоки.
Обычно используют два вида швейцарских сеток:
● Модульная — состоит из вертикальных и горизонтальных направляющих, делит ограниченное пространство на модули. Такую сетку используют, например, при создании макета книги, плаката или листовки.
● Колоночная — состоит только из вертикальных направляющих, делит пространство на колонки. Используют для создания сайтов, лендингов и других форматов, в которых высота страницы заранее не известна.
Модульная сетка при вёрстке и в готовом виде: она упрощает восприятие годового отчёта. Источник: behance
На смену сложным акцидентным шрифтам пришли простые и читабельные рубленые шрифты без засечек (англ. sans-serif). Самые известные шрифты в швейцарском стиле — Akzidenz Grotesk, Univers, Futura и Helvetica. Отсутствие украшений и высокая контрастность гарантируют быстрое восприятие читателем, а универсальность позволяет использовать такие шрифты в самых разных сферах: от рекламы и вывесок в метро до сайтов и фирменного стиля.
В швейцарском дизайне используют минимальное количество шрифтов, часто это только одна гарнитура. Все типы контента — заголовки, подзаголовки, основной текст — набираются в одинаковом начертании. Это способ привлечь внимание зрителя и быстро донести смысл, не отвлекая на «лишний» дизайн.
Рубленые шрифты без засечек легко читаются. Источник: norgram
Необычное расположение текста на плакате привлекает внимание зрителя. Источник: designishistory
Цвет заставляет глаза зрителя остановиться. Источник: baubauhaus
Плакат Мюллера-Брокманна 1955 года геометрическими формами напоминает картины авангардистов.
Источник: designishistory
Выразительный плакат Армина Хофманна для балета «Жизель», 1959 год. Источник: designishistory
Читать также: