Дизайн • 29 августа 2023 • 5 мин чтения

Минимализм и шрифты без засечек: что такое швейцарский дизайн

Гротескные шрифты, модульная сетка и фотографии вместо иллюстраций: рассказываем, как технический прогресс, баухаус и революция сформировали швейцарский стиль.

Что такое швейцарский дизайн

Швейцарский дизайн сформировался в первой половине XX века под влиянием традиций баухауса, философии модернизма и конструктивизма. Главные признаки этого стиля — лаконичность, читабельность и внимание к содержанию, а его цель — быстро донести информацию. Форма следует за функцией, декоративность сведена к минимуму: например, на плакатах в швейцарском стиле используют шрифты без засечек и простые иллюстрации, которые не отвлекают внимание от информации.

Сегодня швейцарский стиль используют в разных направлениях дизайна:

графический дизайн — для создания полиграфии и упаковки;
веб-дизайн — для разработки лендингов и многостраничных сайтов;
айдентика — для разработки фирменного стиля.

Материал по теме:

Как создать айдентику, которая поможет отстроиться от конкурентов

Научиться проектировать мобильные приложения, разобраться в гайдлайнах разных операционных систем и пройти весь цикл разработки можно на курсе «Дизайн мобильных и кросс-платформенных приложений». Для старта в профессии достаточно базового знания Figma, основ композиции, модульных сеток и типографики. Учёбе нужно уделять в среднем 10 часов в неделю — получится совмещать с работой.

Научитесь проектировать мобильные приложения
Пройдите весь цикл разработки дизайна от создания прототипа до презентации результата и добавьте проект в портфолио. Пройдите бесплатное тестирование, чтобы понять, подходит ли вам курс.

История швейцарского стиля в дизайне

Швейцарский стиль появился в 1920-х годах, во многом благодаря техническому прогрессу: информации становилось всё больше, её нужно было быстро доносить и не было времени ждать, пока художник нарисует разноцветную иллюстрацию и оформит её вычурным декоративным шрифтом.

Направления и школы, которые повлияли на швейцарский стиль:

De Stijl (нидерл. «стиль»), Нидерланды. Основатели движения — художник и теоретик искусства Тео Ван Дусбург и живописец Питер Корнелис Мондриан. Они пропагандировали абстрактное искусство, кубизм и неопластицизм — стремление к универсальной гармонии, воплощённой в чистой форме. Из идеи о пересечении прямых только под прямым углом позже выйдет один из основополагающих инструментов швейцарского стиля — модульная сетка.

Конструктивизм и супрематизм, Россия. Характерные черты — упрощённые геометрические формы, асимметрия в композиции, лаконичность и внимание к единству внешнего облика. Идеологи — Казимир Малевич и Эль Лисицкий, которые вдохновлялись революционными событиями 1920-х годов.

Bauhaus (нем. Высшая школа строительства и конструирования), Германия. Основатель школы архитектор Вальтер Гропиус ориентировался на модернизм. Постепенно термин «баухаус» стал нарицательным для минималистичных, функциональных, геометрических форм.

Интернациональный стиль. Появился благодаря кураторам выставки современной архитектуры в Музее современного искусства Нью-Йорка (ММА, 1932 год). Генри-Рассел Хичкок и Филип Джонсон заменили симметрию балансом, декоративные элементы — минимализмом, а форму объявили воплощением художественной идеи.

Швейцарские школы дизайна. Во время Второй мировой войны многие художники и дизайнеры эмигрировали в Швейцарию, которая соблюдала нейтралитет. Здесь была основана Базельская школа дизайна — её отличительной чертой стала система сеток. Ещё одну школу — Kunstgewerbeschule (нем. Школа искусств и ремёсел) основал «отец швейцарского дизайна» Эрнст Келлер. Он один из первых начал использовать шрифты без засечек и всё ту же модульную сетку.

Оформление журнала De Stijl, 1921 год. Источник: mcmag
Плакаты Эрнста Келлера, 1927—1928 годы. Источник: thedesignest

Особое влияние на швейцарский дизайн оказали:

Ян Чихольд, немецкий типограф и дизайнер, который сформулировал базовые принципы типографики модернизма и описал функциональный подход к печати. Например, ставить в приоритет не красоту, а ясность, поскольку современный человек и так перегружен информацией. В 1925—1928 годах Чихольд издаёт работы, заложившие основы швейцарского стиля: «Элементарная типографика» и «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера».

Йозеф Мюллер-Брокманн, швейцарский дизайнер, типограф и преподаватель. Был учредителем и издателем журнала «Новая графика», который выходил с 1958 по 1965 год и содержал множество примеров интернационального стиля от разных авторов. Работы самого Мюллер-Брокманна — настоящий манифест швейцарского стиля, декларирующий новый подход к дизайну: в 1981 году он выпустил работу «Модульные сетки в графическом дизайне», где раскрыл принципы построения и применения сетки и её преимущества для решения графических задач.

Мюллер-Брокманн создал множество плакатов, ставших классикой швейцарского стиля. Источник: designishistory

Во второй половине XX века швейцарский стиль становится особенно популярным благодаря универсальности и простоте: читабельные шрифты и понятные иллюстрации легко воспринимались людьми по всему миру. Важный этап — новые шрифты без засечек: в 1954 году появляется Univers, а несколько лет спустя — Helvetica (в переводе с латинского «Швейцария»), ставший символом швейцарского стиля.

Сдержанный и объективный Helvetica — самый популярный шрифт швейцарского стиля в дизайне. Источник: graffica.info

Развитие швейцарского стиля в начале XXI века привело к появлению так называемого плоского дизайна, или flat design, цель которого — отказ от использования трёхмерных объектов в пользу двухмерных изображений и простых элементов. В наше время плоский дизайн используется при создании интерфейсов.

Принципы швейцарского дизайна

Минимализм. Основные черты швейцарского дизайна — простота, ясность, удобство и отказ от украшательств.

Функциональность. Цель швейцарского дизайна — максимально быстро и точно донести информацию до зрителя. Поэтому фокус — на содержании, а не на декоративных элементах: шрифты с засечками или нарочито сложные иллюстрации неприемлемы, так как отвлекают от смысла.

Универсальность. Швейцарский дизайн уместен в разных странах и сферах. Геометрические формы и чистые шрифты одинаково воспринимаются людьми из разных стран: отсутствие разночтений позволяет широко применять швейцарский стиль в дизайне сайтов, рекламе.

Плакат в швейцарском стиле студии графического дизайна Experimental Jetset. Источник: designishistory
Плакат автоклуба, Йозеф Мюллер-Брокманн, 1955 год. Источник: designishistory

Инструменты швейцарского стиля

Модульная сетка

Модульная, или швейцарская сетка в дизайне — способ организации объектов в макете, основанный на колонках, рядах и отступах между ними. Это константа швейцарского стиля, возможность преодолеть хаос и упростить работу. Модульная сетка делает макет эстетичнее и помогает пользователю быстрее считывать информацию: глаз следует за направляющими, к которым привязаны блоки.

Обычно используют два вида швейцарских сеток:

Модульная — состоит из вертикальных и горизонтальных направляющих, делит ограниченное пространство на модули. Такую сетку используют, например, при создании макета книги, плаката или листовки.

Колоночная — состоит только из вертикальных направляющих, делит пространство на колонки. Используют для создания сайтов, лендингов и других форматов, в которых высота страницы заранее не известна.

Модульная сетка при вёрстке и в готовом виде: она упрощает восприятие годового отчёта. Источник: behance

Типографика

На смену сложным акцидентным шрифтам пришли простые и читабельные рубленые шрифты без засечек (англ. sans-serif). Самые известные шрифты в швейцарском стиле — Akzidenz Grotesk, Univers, Futura и Helvetica. Отсутствие украшений и высокая контрастность гарантируют быстрое восприятие читателем, а универсальность позволяет использовать такие шрифты в самых разных сферах: от рекламы и вывесок в метро до сайтов и фирменного стиля.

В швейцарском дизайне используют минимальное количество шрифтов, часто это только одна гарнитура. Все типы контента — заголовки, подзаголовки, основной текст — набираются в одинаковом начертании. Это способ привлечь внимание зрителя и быстро донести смысл, не отвлекая на «лишний» дизайн.

Рубленые шрифты без засечек легко читаются. Источник: norgram

Асимметричная композиция
От интернационального стиля швейцарский дизайн перенял приём выравнивания текстовых блоков по левому краю, редко — по правому. Асимметричная компоновка элементов стала одной из отличительных черт стиля: она добавляет динамику статичным формам, позволяет управлять вниманием зрителя и таким образом улучшает читаемость текста.

Необычное расположение текста на плакате привлекает внимание зрителя. Источник: designishistory

Цвет
Основные цвета швейцарского стиля — красный, чёрный и белый. Возможно использование других классически-спокойных цветов при условии соблюдения их чистоты: градиенты и неон неприемлемы. Цветовая гамма не должна отвлекать внимание зрителя и усложнять восприятие. Монохрома достаточно, чтобы заинтересовать читателя и выделить композицию из ряда подобных.

Цвет заставляет глаза зрителя остановиться. Источник: baubauhaus

Простые геометрические формы
Крупные геометрические формы легко считываются и подчеркивают выразительность текста. Круги, квадраты, прямоугольники и треугольники — наследие конструктивизма, прочно закрепившееся в швейцарском стиле.

Плакат Мюллера-Брокманна 1955 года геометрическими формами напоминает картины авангардистов.
Источник: designishistory

Пустое пространство
Минимализм подразумевает использование пустого пространства. Его также называют «белым» или «негативным» — в противовес заполненному, то есть «позитивному» пространству. Пустое пространство позволяет элементам заявить о себе, а также даёт зрителю отдохнуть и лучше понять смысл.
Фотографии
Швейцарский стиль использует фотографии вместо иллюстраций для того, чтобы максимально точно передать саму реальность, а не её восприятие художником. Фотография более объективна, а если её усилить ясной типографикой, становится мощным средством визуальной коммуникации. Для того чтобы подчеркнуть текст, используют монохромные или минималистические изображения.

Выразительный плакат Армина Хофманна для балета «Жизель», 1959 год. Источник: designishistory

Совет эксперта

Ирина Бушуева
Полиграфия, приложения и сайты, выполненные в швейцарском стиле легко запоминаются и обеспечивают хороший пользовательский опыт. Для специалиста швейцарский дизайн — это поле для экспериментов: можно, например, соединить два разных стиля и придумать что-то своё, а также прокачать навыки использования сетки и типографики.
Статью подготовили:
Ирина Бушуева
Naumen
Дизайнер интерфейсов
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Sat Apr 27 2024 10:35:49 GMT+0300 (Moscow Standard Time)