Дизайн • 16 февраля 2024 • 5 мин чтения

Выставка достижений: как составить привлекательное дизайн-портфолио

Вместе с экспертами разбираемся в тонкостях портфолио для графического, интерфейсного и моушн-дизайнера. Расскажем, где взять кейс, если нет опыта, и покажем удачные примеры.

Зачем дизайнеру портфолио

Портфолио дизайнера — это часть его резюме. Оно даёт полное представление о специалисте: в каком стиле работает, как подходит к решению проблемы, чем он отличается от других дизайнеров. Портфолио помогает потенциальному клиенту принять решение: приглашать дизайнера на проект или нет.

Портфолио опытного дизайнера Марвина Швайболда намекает, что он ещё подумает, принимать предложение клиента или нет. Источник: Behance

Что добавить в портфолио и где взять проекты

Портфолио — это подборка работ дизайнера с подробным описанием того, как он решал каждую задачу. Какие проекты добавлять — зависит от направления дизайна, в котором специалист планирует работать. Например:

Дизайнер интерфейсов может добавить несколько макетов сайтов и мобильных приложений.
Графический дизайнер — проект по разработке логотипа, дизайна упаковки или всего фирменного стиля компании.
Портфолио моушн-дизайнера называется шоурил — видео до 60 секунд с нарезкой самых ярких фрагментов работ, которые покажут мастерство специалиста.

Кроме самих проектов в портфолио добавляют раздел «О себе». Как его заполнить — дело вкуса. Например, можно добавить короткое приветствие в стиле: «Всем привет! Я UX/UI-дизайнер, давайте сделаем что-нибудь классное!» или подробнее расписать свой опыт и навыки. Главное — не оставлять раздел пустым. Это может создать впечатление заброшенного профиля.

Если дизайнер с кем-то уже сотрудничал, в портфолио можно показать результат этого проекта. Без опыта работы собрать портфолио куда сложнее, особенно если новичок делает это без поддержки более опытных коллег. На курсе «Дизайнер в IT» есть фриланс-трек. Ревьюеры помогают студентам собрать портфолио на основе учебных проектов: советуют, какие выбрать и как их оформить. Затем — проверяют и дают рекомендации, что улучшить.

Выберите специализацию во время обучения на курсе «Дизайнер в IT»
Вы изучите основы дизайна, которые пригодятся любому творческому специалисту. А затем освоите одну из специальностей: дизайнер интерфейсов, графический дизайнер, веб-дизайнер или моушн-дизайнер

Что такое кейсы и где их взять

Кейс — это презентация завершённого проекта. В ней дизайнер рассказывает о клиенте, целевой аудитории, задаче и показывает, как он её решил. Часто это объёмный контент — больше 3―5 кейсов за раз внимательно изучить сложно. Если они будут яркими и детально описанными, это выгоднее покажет дизайнера, чем 10 средних.

Оформление кейса зависит от задачи. Например:

Лендинг говорит сам за себя. От дизайнера требуется только красиво оформить кейс и показать, что макет адаптируется под разные размеры экранов.
Для веб-интерфейсов или мобильных приложений понадобятся небольшие поясняющие вставки текста, чтобы погрузить зрителя в контекст. Всё остальное расскажут экраны и картинки.
Формат шоурила — это ролик. Досмотрят его или нет — зависит от контента и монтажа. Чтобы удержать внимание зрителя, в начало обычно добавляют самые яркие фрагменты, а в перерывах между ними — эффектные переходы. Так видео выглядит профессиональнее.
Для более сложных кейсов вроде переделки продукта или обновления фирменного стиля дизайнер нужно подробнее объяснить, почему выбрано именно такое решение. Например, описать процесс оформления покупки и рассказать, чем он удобнее предыдущего. В таком кейсе будут крупные заголовки, много экранов, типографика и цвета. Возможны и дополнительные артефакты. Например, дизайн-система и компоненты: кнопки, плашки, элементы меню.

В начале карьеры реальные кейсы дизайнеру взять неоткуда. Новичку кажется, что он в замкнутом круге: чтобы предложили работу, нужны кейсы, а чтобы делать кейсы — нужен заказчик. Но клиенты в первую очередь смотрят на то, как дизайнер решает задачу. Это значит, что она может быть и выдуманная. Разберём три способа, как составить кейс для портфолио начинающего дизайнера, если пока не было заказов:

Предложить редизайн сервиса. Совершенству нет предела: даже популярные сервисы можно сделать удобнее. Можно взять тот же Google-диск и подумать, как его улучшить. Например, дизайнера раздражает кнопка «увеличить хранилище». Можно предложить свой концепт редизайна или найти идею в других сервисах и применить её к этой кнопке. Не факт, что именно сервис из кейса обратит внимание на дизайнера, но это могут сделать другие компании.

Дизайнер Джордж Квасников стал известен благодаря его концепту редизайна Википедии, хотя сама Википедия не просила его ничего разрабатывать. Источник: Weandthecolor

Использовать генератор ТЗ. Например, сервис Fake clients. Он генерирует брифы для разных направлений дизайна так, словно их придумал заказчик.
Придумать концепт для выдуманного сервиса. Вариант с повышенным уровнем креатива. Придётся и проблему придумать, и её решение. Например, разработать интерфейс соцсети для котов и собак или карту пляжей, где есть душ.

Первые кейсы не будут такими профессиональными, как у дизайнеров со стажем 10 лет. И это нормально. В дальнейшем появятся реальные и более серьезные задачи и заказчики. Но чтобы они появились, нужно себя показать, используя ту фактуру, которая есть.

Александр Старинский, преподаватель и ревьюер на курсе «Дизайнер интерфейсов»

Дизайнер — это человек, который решает проблемы, а не просто рисует красивые штуки. Где взять кейс — это тоже проблема, для которой он должен придумать решение. Не так важно, чтобы кейс был реальный. Это вообще не гарантирует, что дизайнер покажется серьёзным специалистом. Важно показать, как решаешь задачу. Я, например, выбрал Behance как площадку для экспериментов — выкладываю туда выдуманные истории. Они в итоге приводят реальных клиентов. Кейс по такому проекту можно разместить уже на другой площадке. Например, на сайте дизайн-студии, если специалист работал не один, а в команде.

Где разместить портфолио

Рассмотрим основные площадки для дизайнеров, для чего подойдет каждая и как их сочетать. Где разместить портфолио дизайнера — зависит от направления, уровня, рынка и свободного времени специалиста. Если выбрать несколько платформ, то и поддерживать в актуальном состоянии придётся страницу на каждой.


Популярная международная платформа для всех, кто имеет отношение к креативной индустрии, — дизайнеров, иллюстраторов, фотографов. Позволяет размещать подробные кейсы, общаться с другими специалистами, находить клиентов и подрядчиков. Если нужно решить, где разместить портфолио в первую очередь, начать стоит именно с Behance.

Ещё одна международная площадка для дизайнеров и иллюстраторов. Формат дрибббла отличается от Behance. Вместо кейсов там размещают шоты — отдельные наброски или фрагменты больших проектов. Получается что-то вроде соцсети с короткими постами, только вместо текста — иллюстрации. Обычно дрибббл используют как дополнение к Behance. Например, можно опубликовать кейс на одной платформе, а параллельно добавить на дрибббл несколько шотов на его основе.

Российский аналог Behance. Требования к презентации и размерам макетов там такие же. Кроме того, у площадки есть синхронизация с Behance и Dribbble — не придется вручную перезаливать более ранние кейсы. Вокруг площадки активная жизнь: телеграм-чаты, онлайн- и офлайн-лектории, конференции, где можно себя проявить и познакомиться с другими дизайнерами. За активность на Дипрофайле платформа даёт баллы и награды, которые влияют на рейтинг дизайнера так же, как ленточки на Behance. Но получить их проще, потому что площадка ещё молодая и аккаунтов меньше, чем на международных ресурсах.

Личный сайт

Может стать дополнительным каналом для продвижения дизайнера, но на старте он не обязателен. Все инструменты для новичка есть на платформах для размещения портфолио. Верстка же сайта, пусть и без кода, требует дополнительных ресурсов. Когда появятся клиенты и реальные кейсы, можно собрать сайт на Tilda, Readymag или Framer.

Сервис, который помогает создавать личные и корпоративные базы знаний. В конструкторе приложения можно собрать портфолио и давать на него ссылку клиентам при отклике на вакансию или добавлять на другие платформы. Например, UX/UI-дизайнер хочет рассказать подробнее о кейсе, но при этом не перегружать портфолио на Behance. Основные экраны, пользовательские пути и типографику можно показать на Behance и дополнительно дать ссылку на Notion, где собраны UX-исследования и прототипы. Получается два в одном: есть симпатичная, неперегруженная презентация и дополнительный контент по ссылке для тех, кому интересно.
Notion пригодится дизайнеру, который работает в нескольких направлениях. Под каждое можно быстро собрать релевантное портфолио и показывать клиентам в зависимости от проекта.

Площадки для размещения видео. Туда можно загружать шоурилы и смотреть работы других моушн-дизайнеров.

Примеры портфолио дизайнеров

Разберём несколько примеров портфолио дизайнеров разных специализаций на Behance, Dribbble, Notion, Dprofile и личных сайтах.

Профиль графического дизайнера заполнен: есть аватар, обложка, информация о себе, контакты. Специалист активен на сайте: оценивает другие проекты. Чтобы получать активность от других пользователей, можно чаще делать сохранения и оценки. Источник: Behance

Тот случай, когда портфолио небольшое, но с сильными кейсами. Один из них получил ленточку UI — специальную награду от Behance за проработку дизайна приложения. Источник: Behance

Чтобы в портфолио дизайнера на Behance было легче ориентироваться, на обложки проектов можно добавить название или клиента. Источник: Behance

Пример портфолио на Dprofile. Чтобы обложки с дизайном интерфейсов смотрелись разнообразно, дизайнер поместил на них макеты с разными устройствами и композицией. Указал название проекта и теги, чтобы проще было понять, к какой области относится кейс. Источник: Dprofile

Пример фрагмента кейса с уклоном в UX. В таких кейсах делают упор на исследования и проверку гипотез. Добавляют текст, который рассказывает, как именно действовали исследователи, и фото с иллюстрациями. Источник: Студия Луч

Пример сайта дизайнера на платформе Readymag. Как альтернативу можно использовать Tilda. На этих платформах можно собрать сайт без помощи разработчика. Оригинальная верстка и анимация делают портфолио интереснее, а сам сайт становится ещё одним макетом, который видит заказчик. Источник: Any Shahrikyan

Пример портфолио и страницы кейса в Notion. Каждый кейс — отдельная страница, где, как и на Behance, можно подробно рассказать о задаче, добавить изображения и видео. Источник: Liza Smirnova on Notion

Пример шота на Dribbble. Дизайнер предлагает посмотреть фрагмент проекта, а для развёрнутого кейса — перейти на Behance. Источник: Dribbble

Пример шоурила моушн-дизайнера. Благодаря музыке и монтажу ролик смотрится как клип и нет ощущения резких переходов между фрагментами. Видео можно вставить в кейс на Behance и при желании добавить короткое описание проектов и скриншоты. Автор: Aliass

Некоторые дизайнеры создают платформы, на которые можно отправить портфолио. Модерация занимает 1―2 недели. Если портфолио соответствует обозначенным критериям, его публикуют. Такие сайты — ещё один ресурс, где новичок может посмотреть примеры, которые сориентируют, как оформить портфолио дизайнеру.

14 советов по составлению портфолио дизайнера

1. Соблюдать баланс между изображениями и текстом в кейсах. Новички в UX/UI часто увлекаются описанием своей работы. Например, добавляют обложку, пять слайдов с текстом о проекте, и только потом — несколько экранов приложения. Получается, что описание и изображения как будто не связаны. С таким подходом сложно разобрать, какую задачу решил дизайнер.

В кейсе изображения и текст чередуются и дополняют друг друга, удерживая внимание зрителя. Кажется, что такая презентация выглядит объёмнее и её устанут смотреть, но это не так. Если кейс сделан увлекательно, с достаточным количеством «воздуха» и без полотна из текста — его досмотрят. Как может выглядеть структура интересного кейса на примере проекта по разработке интерфейса приложения:

Вводная часть, которая описывает задачу в 1—2 абзацах→экран приложения или веб-интерфейса с пояснением работы→анимация с портретами типичных пользователей→фото для перебивки→снова фрагмент интерфейса с коротким пояснением для пользователя.

2. Проверять кейс глазами клиента. В конструкторе Behance есть предварительный просмотр перед публикацией. Проверить качество кейса просто: достаточно быстро его проскроллить и подумать, что получилось запомнить. Например, как работает приложение, какой экран за каким идёт. Если ничего не запомнилось или в кейсе слишком много текста, который хочется пропустить, — это повод отложить публикацию и доработать презентацию.

3. Не отвлекать декором внимание зрителя. В дизайне есть стиль, который называют «русский Behance» или «рубех». Для него характерны пухлые кнопки, светящиеся объекты, спецэффекты вроде тумана или облаков, рукописные шрифты. Получается, что фон презентации и сопровождающие элементы не помогают зрителю, а отнимают его время и внимание. Чтобы сделать кейс в портфолио интересным и при этом не избыточным, можно добавить gif для коротких демонстраций и видео — для длинных, а, например, в конце — кликабельный прототип с пояснением его работы.

Александр Старинский

Полезно организовать повествование так, чтобы было понятно, куда кликать. Например, в рамках пользовательского пути сделать набор разных прототипов и стрелками показать, куда и зачем нажимать. Это не обязательно, но кликабельный прототип — это способ показать, как дизайнер работает с анимациями.

4. Попросить друзей побыть заказчиками. Минус выдуманных кейсов — нет ограничений от заказчика. Дизайнер может слишком далеко уйти в творчество, а когда начнёт работать с клиентами — будет переживать из-за требований и правок. Чтобы подготовиться к реальной жизни, можно попросить друзей, у которых есть своё дело или идея для бизнеса, придумать задачу для проекта в портфолио. Например, предложить фирменный стиль, дизайн сайта или анимации для лендинга. Затем — имитировать диалог между клиентом и дизайнером. Реальные заказчики редко принимают работу с первого раза, поэтому учиться работать с правками — важный навык дизайнера. С друзьями можно его немного потренировать.
5. Делать пометку, если кейс придуман. Так получится обезопасить себя от возможных претензий со стороны бренда.
6. Дополнять учебные проекты другими. Конкуренция между начинающими дизайнерами высокая. Чтобы выделиться среди других выпускников курса, можно параллельно с учёбой работать с выдуманными кейсами и добавлять их в портфолио. Другой вариант — переработать учебные. Например, изменить стиль, добавить дополнительные макеты, переформулировать текст и заголовки.
7. Не жалеть времени на портфолио. Портфолио работает как зачётка: если один раз хорошо его собрать, потом останется только дополнять и обновлять новыми кейсами. Так дизайнер будет всегда готов к проекту. Не придётся кусать локти, что задача интересная, а показать клиенту нечего.
8. Использовать площадки для портфолио как соцсети. На площадках с портфолио такие же алгоритмы, как и у соцсетей: если дизайнер комментирует, лайкает и сохраняет чужие работы, алгоритмы понимают, что он ценный пользователь, и помогают его продвигать. Дополнительно можно вести блоги: не просто публиковать свои работы, но ещё истории из профессиональной жизни, лайфхаки, разборы сложных ситуаций в работе.
9. Графическому дизайнеру — использовать Pinterest. Например, собирать доски с иллюстрациями, которые дизайнер разместил у себя в соцсетях или на сайте. Это повысит охваты личных ресурсов. Чем выше их позиции в поисковой выдаче, тем больше вероятность, что заказчики обратят на дизайнера внимание.
10. Сегментировать портфолио. В графическом дизайне много направлений, и опытный дизайнер может работать в нескольких. Но у клиента обычно конкретная задача, которая связана с чем-то одним. Новичку достаточно сформировать витрину с работами, которая в покажет, что он в принципе существует на рынке. Дизайнерам, к которым обращаются не только на площадках, но и по сарафанному радио, опыт лучше сегментировать под задачи клиентов.

Алевтина Гринмирис, ревьюер на курсах «Графический дизайн», «Коммуникационный дизайн», «Коммерческая иллюстрация»

У меня есть страничка черновика портфолио в Notion c кейсами из разных направлений. Когда приходит запрос от клиента, я выбираю из них подходящие под задачу и копирую на новую страницу. Для проекта по вёрстке журналов сделаю подводку о том, почему я могу выполнить такой проект. Приложу ссылку на кейсы из многостраничных изданий и другие работы, чтобы было понятно: стиль может быть разный. Если запрос на фирменный стиль, пересоберу подводку и добавлю релевантные примеры. На Behance я бы не смогла показать, что профессионал в нескольких направлениях. Получилось бы слишком разношёрстное портфолио.

11. Убирать старые, нерелевантные работы. Кейсы должны соответствовать уровню и направлению. Если дизайнер начинал с флаеров и пригласительных и постепенно перешел к UX/UI, в портфолио должны остаться только кейсы с мобильными и веб-интерфейсами.
12. Если моушн-дизайнер работает в разных направлениях, в шоуриле их стоит объединить в смысловые блоки. Например, сначала показать спецэффекты в кино, затем работу с титрами и персонажами, анимацию в презентациях. В идеале — сделать несколько шоурилов по направлениям.
13. В конце кейса можно добавить отзыв клиента. Так будет понятно, что в презентации не только мысли дизайнера, но и мнение заказчика.
14. Убирать из портфолио направления, которыми не хочется заниматься, — даже если кейс или шоурил смотрятся с ними профессионально. Так дизайнеру будут чаще предлагать задачи, которые ему интересны. Классный проект — это не только работа, которая хорошо оформлена или нравится заказчику. Важно, чтобы и дизайнеру это направление было по душе.

Совет эксперта

Алевтина Гринмирис

Тем, кто ищет дизайнеров на проекты, приходят десятки или сотни откликов. Если кандидат не просто отправит ссылку на портфолио, а расскажет о себе в сопроводительном письме, его, скорее всего, рассмотрят первым. Прежде чем составлять письмо, стоит обратить внимание на требования вакансии. Затем — тезисно описать, почему дизайнер соответствует этим требованиям и какими проектами в портфолио он может это подтвердить. Например: «Меня зовут Степан, я хотел бы работать младшим дизайнером на вашем проекте. У меня пока нет опыта работы на реальных проектах, но я прошёл курсы по графическому дизайну и сделал несколько проектов по сгенерированному брифу. С детства «болею» автомобильной тематикой и хотел бы заниматься дизайном именно в этой сфере. Здесь можно посмотреть мое портфолио на Behance».
Статью подготовили:
Яндекс Практикум
Преподаватель и ревьюер на курсе «Дизайнер интерфейсов»
Яндекс Практикум
Ревьюер на курсах «Графический дизайн», «Коммуникационный дизайн», «Коммерческая иллюстрация»
Александр Афанасьев
«ВКонтакте»
Руководитель команды моушн-дизайна
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Thu Apr 11 2024 17:17:52 GMT+0300 (Moscow Standard Time)