Карьера • 01 апреля 2025 • 5 мин чтения

Как просить о повышении зарплаты

Деньги обесцениваются, задачи усложняются, а зарплата остаётся прежней. Разбираемся, как подготовиться к переговорам и убедить руководителя пересмотреть условия.

Когда и зачем просить о повышении

В идеальной ситуации компания сама периодически пересматривает уровень оплаты труда. Если такой системы нет, ответственность за карьерное развитие ложится на самого работника.

Просить о повышении зарплаты стоит в следующих случаях:

  • Если зарплата не соответствует рыночным стандартам. Это можно проверить с помощью обзоров или зарплатных калькуляторов на профессиональных платформах — например, на Habr, HeadHunter.
  • Если круг обязанностей значительно расширился по сравнению с изначальными договорённостями. Например, человек был нанят как контент-менеджер. Со временем он стал не только писать тексты, но и заниматься SEO-оптимизацией, управлять рекламными кампаниями и координировать работу дизайнеров.

Если в течение 2–3 лет зарплата не пересматривалась, несмотря на профессиональный рост специалиста и инфляцию.

В калькуляторе «Хабр Карьеры» можно отследить динамику роста зарплат по разным специальностям

Понять, какие навыки стоит развивать для продвижения в карьере, можно на курсе по профориентации. Студентам помогают составить план развития в профессии, написать резюме и подготовиться к собеседованиям.

Подготовка к разговору

Перед тем как обсуждать повышение зарплаты, нужно подготовиться к разговору. Для этого — проанализировать свою работу:

● Какие задачи удаётся выполнять лучше и быстрее?
● Освоены ли новые инструменты или технологии, которые повысили эффективность работы?
● Как результаты повлияли на бизнес? Допустим, маркетолог внедрил новую стратегию email-рассылок — это привело к повышению конверсии на 15% и росту выручки компании. Или, например, специалист по поддержке клиентов разработал автоматизированные ответы и сократил время обработки запросов на 30%.

Если человек брал на себя дополнительные проекты, которые выходят за рамки обязанностей, нужно зафиксировать их результаты.

Анна Смирнова, лид Карьерного центра Яндекс Практикума
Советую поднимать тему повышения зарплаты на встрече one-to-one с руководителем. Можно поставить в календаре отдельную встречу на эту тему, но обязательно с аджендой «Обсуждение результатов работы». Перед встречей лучше составить план разговора, прописать аргументы. Можно даже сделать презентацию. Ещё важно подумать, какие могут быть варианты развития событий, и на каждый вариант продумать свою реакцию, ответ.

Как аргументировать повышение зарплаты

Простого прохождения курсов или желания получать больше недостаточно. Важно показать, что новые навыки улучшают результаты работы. Например, проектный менеджер освоил SQL и благодаря этому автоматизировал работу с данными. Это повышает его ценность для компании, значит, есть и основания для роста зарплаты.

Дополнительные аргументы:

● Участие в проектах, которые не входят в первоначальный круг обязанностей.
● Улучшение ключевых показателей работы, например выручки, трафика, конверсии.
● Вклад в рост показателей бизнеса.
● Данные о зарплатах на рынке.

Анна Смирнова
Важно не выдвигать ультиматумы. Также не стоит использовать контроффер как инструмент давления: это может подорвать доверие руководителя: он будет думать, что человек одной ногой уже на рынке. При какой-нибудь реорганизации в компании об этом будут помнить. Ведь в такие моменты сохраняют сотрудников, на которых можно положиться. К тому же аргумент с контроффером работает только один раз. Ради небольшого повышения зарплаты делать это точно не стоит.

Проведение переговоров

Относиться к переговорам стоит спокойно, без завышенных ожиданий. Это процесс, который может идти в течение нескольких встреч. Вот рекомендации по ведению диалога.

  • Говорить уверенно. Но если есть волнение, лучше честно признаться в этом. Например: «Я впервые поднимаю эту тему, поэтому немного переживаю».
  • Попросить у руководителя совет по развитию. Например: «Как вы видите мой профессиональный рост?»; «Какие навыки мне стоит развивать?»
  • Оперировать фактами, цифрами, результатами, которые положительно повлияли на показатели компании.
  • Если компания нравится и хочется остаться в ней, важно об этом сказать руководителю. Это снимет напряжение.
Анна Смирнова
Руководитель должен думать, как развивать сотрудника, — это его профессиональная обязанность. Но если сотруднику предлагают взять на себя дополнительную ответственность, нужно всегда обсуждать, на каких условиях это происходит. Как ему компенсируют это? На какой срок? Повысят ли зарплату в будущем?

Что делать, если повышение зарплаты невозможно

Отказ не означает, что нет перспектив. Главное — уточнить следующее:

● Можно ли получить новые задачи и зону ответственности?
● Когда возможно пересмотреть зарплату в будущем?
● Что нужно улучшить, чтобы повысить шансы на рост зарплаты?

Если в ближайшее время повышения зарплаты не предвидится, можно рассмотреть вариант подработки без ущерба для основной работы. Но стоит обсудить это с руководством.

Анна Смирнова
После обсуждения нужно обратить внимание на поведение руководителя. Важно наблюдать, изменилось ли что-то после этого разговора: стал ли руководитель принимать решения, учитывая запрос сотрудника? Если он возвращается к вопросу повышения зарплаты и предлагает новые возможности, это хороший знак.

Совет эксперта

Анна Смирнова
Если в компании нет системы грейдов и регулярного пересмотра зарплаты, важно самому контролировать свой профессиональный рост. Раз в полгода оценивать свои достижения, новые навыки, а также актуальность зарплаты на рынке. С этими данными можно смело идти на разговор с руководством и обсуждать возможности развития и повышения дохода.
Статью подготовили:
Анна Смирнова
Яндекс Практикум
Лид Карьерного центра
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
Mon Apr 14 2025 12:09:06 GMT+0300 (Moscow Standard Time)