Менеджмент • 17 марта 2025 • 5 мин чтения

Что такое бэклог и как использовать его в проекте

Бэклог помогает команде расставлять приоритеты и не путаться в задачах. Разбираемся, как его структурировать, как правильно вести и избегать ошибок.

Основные понятия и задачи бэклога

Backlog, или бэклог, — это список задач, идей, требований и изменений в проекте. Бэклог чаще всего используют в Agile-методологиях, например в Scrum и Kanban. Он помогает команде структурировать работу. Вот для чего ещё нужен бэклог:

  • Упорядочивание задач. Все требования к проекту записывают в одном месте — так можно избежать хаоса в работе команды.
  • Определение приоритетов. Команда выделяет самые важные задачи и выполняет их в первую очередь.
  • Гибкость. Бэклог можно регулярно обновлять и корректировать в зависимости от того, как меняются приоритеты проекта.
  • Прозрачность. Команда всегда видит, что нужно делать, и может планировать свою работу.
Максим Гостев, наставник курса «Менеджер проектов в IТ», руководитель отдела реализации проектов в SmartHorizon
Бэклог помогает команде также видеть историю изменений, детализировать задачи и отслеживать их оценки.

Научиться вести бэклог, составлять план и бюджет проекта, общаться с заказчиками можно на курсе «Менеджер проектов». Программу можно освоить с нуля за шесть месяцев, даже если нет или мало опыта в IT.

Структура бэклога

Бэклог состоит из нескольких типов задач. Вот какие чаще всего используют в разработке IT‑продукта:

  • Epics — «эпики». Это крупные задачи или функции, которые затем разбивают на более мелкие элементы. Например, «Разработка личного кабинета пользователя» — эпик. Она включает задачи: регистрацию, авторизацию, изменение профиля.
  • User Stories — юзер-стори. Это небольшие, но значимые для пользователя задачи, которые описаны с точки зрения его потребностей. Например, «как пользователь я хочу иметь возможность сбросить пароль, чтобы восстановить доступ к своему аккаунту».
  • Технические задачи. Это задачи, которые связаны с архитектурой, тестированием и инфраструктурой. Например, «настроить непрерывную интеграцию и доставку для автоматического деплоя на сервер».
  • Bugs — исправления багов. Это ошибки, которые найдены во время тестирования или эксплуатации. Например, «на iOS-клиентах корзина не сохраняется после перезагрузки страницы».
  • Spikes — «спайки». Это исследовательские задачи, которые помогают команде лучше понять сложности проекта. Например, «исследовать, как можно настроить работу с платёжной системой “Мир”».
Чтобы в бэклоге не было хаоса, нужно делить задачи по категориям

Создание и ведение бэклога

Чтобы создать бэклог, сначала нужно сформировать список требований. Затем — расставить приоритеты в задачах и актуализировать их.

1. Определение источников задач. Нужно собрать все требования к продукту. Источники данных:

  • Обратная связь от пользователей, отзывы, баг-репорты, предложения по улучшению.
  • Заказчики и стейкхолдеры. Например, узнать у них, какие функции и доработки важны для бизнеса.
  • Команда разработки. Например, нужно закрыть технический долг или улучшить код.
  • Анализа конкурентов. Например, узнать, какие функции популярны в аналогичных продуктах.

2. Создание структуры. Бэклог должен быть структурирован и понятен команде. Обычно он включает эпики, юзер-стори, технические задачи, исправления багов. Например:

  • Эпик: «Добавление системы лояльности в продукт».
  • Юзер-стори: «Как пользователь я хочу получать бонусные баллы за заказы».
  • Техническая задача: «Разработать API для начисления баллов».
  • Баг: «При заказе через приложение не отображается количество баллов».

3. Приоритизация задач. Все задачи в бэклоге должны быть распределены — от несрочных к критически срочным и важным. Например:

  • Критически важная задача: «Исправление бага, из-за которого заказы не проходят».
  • Полезная, но не критичная задача: «Добавление тёмной темы в приложение».
  • Можно сделать позже: «Включение анимации в интерфейсе».

4. Обновление и ведение бэклога. Задачи нужно регулярно анализировать и убирать неактуальные либо менять приоритеты. Крупные задачи — делить на более мелкие, чтобы их было легче оценивать и выполнять.

Например, каждую неделю команда пересматривает бэклог. Если задача «Интеграция с маркетплейсом» уже неактуальна, её удаляют, а важные задачи, например «Оптимизацию поиска», поднимают в списке.

Анализ и оптимизация бэклога

Со временем бэклог может разрастаться, становиться неудобным для работы. Поэтому важно проводить груминг — обновление и упорядочивание задач в бэклоге. Вот как это происходит:

  • Удаление устаревших задач. Лучше удалять задачи, которые долго остаются невыполненными и теряют актуальность.
  • Пересмотр приоритетов. В компании могут измениться бизнес-цели, меняются и потребности пользователей. Нужно учитывать это и пересматривать приоритеты задач.
  • Группировка задач. Если объединить похожие задачи в один кластер, можно выделить ключевые направления работы. Кроме того, при анализе задач можно быстро понять, в каких категориях накопилось слишком много долгов.
  • Оценка прогресса. Постоянный анализ помогает команде понимать, насколько эффективно она работает. Например, если через три месяца команда замечает, что 30% задач из бэклога остаются невыполненными, значит, стоит пересмотреть стратегию.
Максим Гостев
Груминг нужно проводить каждый спринт. Длина спринта может быть разной, чаще всего — две недели. Ещё надо регулярно оценивать все задачи в бэклоге, чтобы понимать, какой предстоит объём работ, и расписывать их. Чем приоритетнее задача — тем детальнее должно быть описание.

Практические примеры и кейсы

Рассмотрим, как бэклог применяют в реальных проектах. Возьмём для примера несколько типов продуктов: мобильное приложение и веб-сервис.

Бэклог для мобильного приложения

Компания разрабатывает приложение для заказа еды. Вот как может выглядеть часть бэклога:


Эпик: улучшение пользовательского опыта





Добавить тёмную тему интерфейса.
Статус: готово

Оптимизировать анимацию загрузки блюд.
Статус: в процессе

Добавить поиск по кухням.
Статус: запланировано

Эпик: оптимизация доставки

Добавить трекинг заказа в реальном времени.
Статус: в процессе

Баги

Некорректно отображается цена при применении купонов.
Приоритет: критично

Приложение зависает при смене языка.
Приоритет: средний

Бэклог для веб-платформы

Компания разрабатывает CRM для малого бизнеса. Вот как может выглядеть часть бэклога:


Критические баги




Дублируются контакты при импорте из Excel.
Приоритет: критично

Не отправляются email-уведомления о сделке.
Приоритет: критично

Новые фичи

Добавить возможность прикреплять файлы к сделкам.
Приоритет: средний

Реализовать интеграцию с Telegram.
Приоритет: низкий

Технический долг

Рефакторинг модуля отчётности — слишком долгие запросы в базу данных.
Приоритет: средний

Частые ошибки и как их избегать

Бэклог помогает управлять задачами и расставлять приоритеты. Но если его неправильно вести, это приведёт к хаосу. Рассмотрим самые распространённые ошибки и способы их избегать.


Проблема


Как избежать

Бэклог превращается в «кладбище» задач. В него добавляют все идеи подряд, но не реализуют их. Список разрастается до сотен задач, среди которых трудно ориентироваться

● Регулярно проводить груминг бэклога. Удалять неактуальные или устаревшие задачи.
● Добавлять в бэклог только те идеи, которые реально могут быть реализованы в ближайшем будущем

Отсутствует чёткая структура. Разные типы задач: баги, фичи, технический долг — не разделены

Разделить бэклог на эпики, фичи, баги, технические задачи

Нет приоритизации задач. Все задачи выглядят одинаково важными, сложно определить, что делать в первую очередь

● Использовать систему приоритетов — от критически важных задач до задач, которые можно сделать потом.
● Регулярно пересматривать приоритеты в зависимости от бизнес-целей

Задачи не подготовлены. В бэклоге появляются задачи с размытыми формулировками: «Сделать поиск лучше», «Добавить отчёт». Разработчики не понимают, что именно нужно делать, и процесс затягивается

● Чётко формулировать задачи по формату User Story: «Как [тип пользователя] я хочу [что-то сделать], чтобы [цель]».
● Добавлять описание, критерии выполнения и приёмочного тестирования

Никто не несёт ответственность за бэклог. Не следит за актуальностью задач

● Назначить менеджера продукта или другого ответственного, который будет вести бэклог.
● Проводить груминг раз в 1–2 недели для актуализации задач

Игнорируется технический долг. В бэклоге есть только новые фичи, но нет задач по рефакторингу и улучшению кода

● Выделить определённый процент спринта — например, 20% — на технические задачи.
● Добавить в бэклог задачи задачи по рефакторингу, обновлению зависимостей, тестированию

Бэклог становится чересчур детальным. Туда заносят даже мелкие задачи, которые можно решить на ходу. Команда тратит слишком много времени на документирование вместо работы

● Фокусироваться на ключевых задачах.
● Разделять задачи по уровням: эпики → фичи → конкретные задачи

Совет эксперта

Максим Гостев
Не нужно бояться показаться слишком настойчивым, привлекать продакт-оунера и команду к процессу груминга. Когда все живут с правильным пониманием и знанием потребностей продукта, это идёт ему на пользу. Также не стоит жалеть то, что «вычёсываете» из бэклога. Обсуждайте с командой и выкидывайте неактуальное, иначе бэклог станет слишком большим и неповоротливым.
Статью подготовили:
Максим Гостев
Яндекс Практикум
Наставник курса «Менеджер проектов в IТ», руководитель отдела реализации проектов в SmartHorizon
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
Thu Mar 20 2025 14:54:46 GMT+0300 (Moscow Standard Time)