Карьера • 06 мая 2024 • 5 мин чтения

Почему взрослым нужно учиться не так, как детям

Вместе с наставником Практикума и выпускницей курсов разбираемся, как выглядит обучение взрослых и как извлечь из него максимальную пользу.

Понятие андрагогики

Андрагогика — наука об обучении взрослых. Между учёбой в школе и освоением нового во взрослом возрасте есть разница: дети получают базовые знания, а у взрослых за плечами жизненный опыт. Поэтому чаще всего они выбирают конкретные навыки или профессию, а в процессе обучения опираются на знания, полученные ранее.

В андрагогике ученик — это личность, сформировавшаяся под влиянием прошлых обучений и работы. В процессе обучения взрослый получает новый опыт: сравнивает то, как он действовал раньше, с тем, как ещё можно действовать. Дальше — применяет свежий навык в новых задачах. Таким образом становится специалистом в профессии или новом направлении.

Отличие педагогики от андрагогики

Педагогика


Андрагогика

Учитель авторитетнее ученика: больше знает и умеет больше, обладает жизненным опытом, полностью управляет процессом обучения, ученик ему априори доверяет.
Ученик и учитель в равных ролях. Учитель — наставник, который направляет, поддерживает, помогает. Его опыт и экспертность ученик оценивает в процессе обучения.
В центре внимания — предмет. Ученика оценивают по тому, как он его освоил, ему важно получить условный зачёт, даже если предмет не нравится и нет планов использовать знания в работе. Например, экономисту нужно сдать экзамен по философии, поэтому что этот предмет есть в программе и без него не дадут диплом.
В центре внимания — задача, которую ученик хочет решить с помощью предмета. Например, он хочет работать в продуктовой разработке удалённо, поэтому осваивает UX/UI. На курсе дают только те знания, которые относятся к теме. Без них работать в новой профессии не получится.
Прошлого опыта у ученика либо нет, либо он не имеет значения. Программа в школе одинаковая для всех.
Предыдущий опыт — база для нового навыка. Например, с художественным образованием проще стать коммерческим иллюстратором.
Теорию не всегда отрабатывают на практике, либо это происходит не сразу, а через несколько дней.
Меньше теории, больше практики. После теоретических блоков проводят дискуссии и командные задания, чтобы сразу использовать знания.

Особенности обучения взрослых

Несмотря на то что у взрослых меньше времени, работа, семейные обязательства, страх невостребованности (вдруг не возьмут на работу по новой специальности), осваивать новые знания им легче, и вот почему:

Сильная мотивация. Если взрослый человек решил сменить профессию, скорее всего, он понимает, чего хочет и зачем. Стимулом может также служить отрицательная мотивация, когда прежнее дело не вдохновляет.

Лилиана Семёнова, выпускница курса «Дизайнер интерфейсов», UX/UI дизайнер в ATOM
До дизайна я преподавала английский, возвращаться в эту сферу не хотелось. Важно было заниматься тем, что интересно. Эта мотивация помогала разбираться в сложных темах во время обучения и когда я искала работу.

Больше возможностей применить знания. В школе и университете знания часто теоретические, и не совсем понятно, где их можно применить. В обучении взрослых материал сразу используют: например, говорят на иностранном языке с носителем или на курсе решают кейс на основе реальной ситуации.

Екатерина Меркулова, CPO, создательница приложения Clatch.app
Примерно год я учу китайский язык и стараюсь всегда практиковаться. Вижу китайца — подхожу и завязываю разговор, чтобы закрепить знания.

Практиковаться можно бесплатно. Обычно у взрослых есть профессия, которая кормит. Чтобы закрепить новые знания на практике, можно пройти бесплатную стажировку, чтобы понять, как всё устроено в реальности. Работа — это страховка: если новое направление разонравится, можно вернуться к тому, что получается.

Взрослый человек может оказаться в ситуации, когда хочется сменить деятельность, но непонятно, в каком направлении двигаться. Можно довериться интуиции, рискнуть и попробовать то, что приглянулось. Другой способ — пройти тест на профориентацию, который поможет проанализировать профессиональный опыт и личностные качества, а также подобрать подходящие профессии.

Бесплатный тест на профориентацию

Тестирование разработано специалистами в области образования. Вы получите подробный анализ ответов: как и с чем вам больше нравится работать, какие области и профессия вам подойдет.

Принципы андрагогики

1. Результат обучения зависит от ученика. Составители курса отвечают за систему обучения, качество материала и поддержку студентов. Но освоить профессию важно самому студенту. Чем ответственнее он подойдёт к обучению, тем выше будет профессиональный уровень.

Лилиана Семёнова
Найти работу — половина дела. Сложнее удержаться на ней в начале. В арсенале джуна — только то, что он изучил на курсе, поэтому чем лучше он изучит и отработает материал, тем проще ему будет освоиться.

2. Прошлый опыт анализируют и берут то, что подходит для нового направления. Например, в аналитику часто приходят из финансов, потому что есть навык работы с информацией и расчётами.

Лилиана Семёнова
До Практикума я получила три высших образования, одно из них — документоведение. Мне нравится дизайн, при этом я хорошо анализирую и систематизирую информацию. UX/UI так и устроен: сначала продумываем пользовательский путь и создаём прототип, затем переходим к творчеству — оформлению.
Екатерина Меркулова
У меня в команде есть аналитик, которая раньше была бухгалтером. Сначала она выучилась на Python-разработчика, не смогла устроиться и через некоторое время переучилась на продуктового аналитика. Пригодился прошлый опыт: знание Python, бухгалтерская дотошность и внимательность, которые незаменимы в аналитике.

3. Знания применяют на практике. Задача курса — организовать практическую часть обучения так, чтобы студенты могли использовать результаты в проектах. Например, продуктовый аналитик изучает карту пользовательского пути, делает учебные кейсы и затем может показать навыки на собеседовании.

Проект онлайн-музея, который Лилиана делала на курсе 

4. Во время обучения ученик работает с преподавателем, одногруппниками, кураторами, наставниками. Преподаватель погрузит в теорию, кураторы поддержат и ответят на вопросы, наставник расскажет, как устроена профессия. Проект в группе поможет понять, как может работать команда в реальном проекте.

Примеры обратной связи от кураторов, которая помогает развиваться

Лилиана Семёнова
Когда я училась на психолога, не хватало практики и человека, который помог бы понять, что я делаю правильно, что неправильно, поддержать в моменты сомнений. В Практикуме это делали кураторы, наставники и ревьюеры. Одна девушка-ревьюер давала очень подробную обратную связь и прикрепляла ссылки с дополнительной теорией. С каждой работой ошибок становилось меньше, а мой дипломный проект приняли с первого раза.

5. Индивидуальный подход к обучению. Например, возможность взять паузу и продолжить позже.

Лилиана Семёнова
В Практикуме есть возможность два раза за курс взять академический отпуск на месяц и присоединиться к другому потоку студентов. Это очень помогало, когда не получалось сдать задание в срок.

Методы обучения в андрагогике

Активные и интерактивные методы обучения в андрагогике помогают получить опыт. Методы бывают активные — когда преподаватель приглашает обсудить тему, и интерактивные — студенты сами ищут, анализируют информацию и решают кейс. Примеры методов:

Воркшопы. Обучающие мероприятия, которые состоят из небольшой теоретической части и интенсивной практической проработки знаний. Участники работают в командах и затем презентуют то, что у них получилось.

Лилиана Семёнова
Во время обучения в Практикуме я ходила на воркшоп по разработке мобильных интерфейсов в другую компанию. Это было мощное погружение: все участники, кроме меня, были практикующими дизайнерами. Но разница в опыте не сделала меня аутсайдером. Знаний с курса хватило, чтобы справиться с задачами воркшопа.

Вебинары. Лекции, после которых можно задавать вопросы и обсуждать материал.

Групповые задания. Студенты делятся на команды, готовят проекты и защищают их в группе. От воркшопа отличаются тем, что проекты объёмнее и требуют больше времени, например, две недели.

Микрообучение. Студент проходит теорию небольшими кусочками и сразу решает задачи.

Интерактивный учебник для дизайнера интерфейсов: после каждой главы — небольшие задания на закрепление материала

Екатерина Меркулова
Обучение бросают, когда оно устроено асинхронно, без личного общения с преподавателями и другими студентами. Для обучения нужны форматы, где видно других людей, которые тоже учатся, пробуют новое, ошибаются. Люди — существа социальные, поддержка от окружения важна. На курсе можно найти единомышленников и понять, что ты не один. Это очень помогает идти дальше.

Условия для обучения взрослых

Для успешного обучения нужны:

Мотивация. Чтобы её поддерживать, можно представить жизнь в новой профессии: например, свободный график, удалённая работа, интересные задачи.

Екатерина Меркулова Когда есть образ будущего после обучения, появляется мотивация двигаться. Например, я любила ездить в Шанхай, это помогло мне в изучении китайского: появилась цель общаться с местными, заказывать еду в ресторанах и в целом чувствовать себя увереннее.

Планирование. Большую задачу нужно разбить на ежедневные действия, так появится привычка. Например, можно выделить час или несколько часов, которые будут заняты только обучением.

Екатерина Меркулова
Любая проблема должна превращаться в список задач, которые распределяются во времени. У меня плотный график, я живу по календарю, уроки тоже ставлю в календарь, как и другие дела. Бывает, что нет настроения учиться, а задача в календаре есть, поэтому садишься и учишься.

Самоорганизация. Поможет метод «включить студента»: например, представить, что завтра экзамен и нужно не отвлекаясь поработать 2–3 часа.

Лилиана Семёнова
На время учёбы я предупреждала друзей и родственников, что буду недоступна, убирала телефон, включала белый шум. Кто-то из близких обижался, но дисциплина была важнее.

Настойчивость. В сложные моменты часто хочется всё бросить. Но в любом деле старт — непростой период: ученик ошибается, получает опыт, снова ошибается. Постепенно ошибок меньше, а мастерство растёт. Во время курса сомнения помогут развеять кураторы, наставники и преподаватели. После обучения и во время поиска работы важно поддерживать себя самостоятельно.

Лилиана Семёнова
Я нашла работу через полгода после курса. Пока искала, иногда сомневалась, правильный ли выбрала путь. Был вариант вернуться к преподаванию, но я всё равно верила, что моя вакансия где-то впереди, и продолжала делать тестовые. В итоге нашла работу UX/UI-дизайнером в компании, которая разрабатывает электромобили. Им как раз был нужен джуниор с педагогическим и психологическим образованием.

Совет эксперта

Екатерина Меркулова
Внутренняя мотивация важнее внешней. Здорово, когда курс понятно структурирован, есть игровые механики, опытные преподаватели. Но человек должен сам себя замотивировать учиться: поставить большую цель, разбить её на ежедневные действия и идти по расписанию.
Статью подготовили:
Екатерина Меркулова
Яндекс Практикум
CPO, создательница приложения Clatch.app.
Лилиана Семёнова
Яндекс Практикум
Выпускница курса «Дизайнер интерфейсов», UX/UI-дизайнер в ATOM
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Wed Jul 24 2024 14:06:25 GMT+0300 (Moscow Standard Time)