Почему взрослым нужно учиться не так, как детям
Почему взрослым нужно учиться не так, как детям
Вместе с наставником Практикума и выпускницей курсов разбираемся, как выглядит обучение взрослых и как извлечь из него максимальную пользу.
Андрагогика — наука об обучении взрослых. Между учёбой в школе и освоением нового во взрослом возрасте есть разница: дети получают базовые знания, а у взрослых за плечами жизненный опыт. Поэтому чаще всего они выбирают конкретные навыки или профессию, а в процессе обучения опираются на знания, полученные ранее.
В андрагогике ученик — это личность, сформировавшаяся под влиянием прошлых обучений и работы. В процессе обучения взрослый получает новый опыт: сравнивает то, как он действовал раньше, с тем, как ещё можно действовать. Дальше — применяет свежий навык в новых задачах. Таким образом становится специалистом в профессии или новом направлении.
Несмотря на то что у взрослых меньше времени, работа, семейные обязательства, страх невостребованности (вдруг не возьмут на работу по новой специальности), осваивать новые знания им легче, и вот почему:
● Сильная мотивация. Если взрослый человек решил сменить профессию, скорее всего, он понимает, чего хочет и зачем. Стимулом может также служить отрицательная мотивация, когда прежнее дело не вдохновляет.
● Больше возможностей применить знания. В школе и университете знания часто теоретические, и не совсем понятно, где их можно применить. В обучении взрослых материал сразу используют: например, говорят на иностранном языке с носителем или на курсе решают кейс на основе реальной ситуации.
● Практиковаться можно бесплатно. Обычно у взрослых есть профессия, которая кормит. Чтобы закрепить новые знания на практике, можно пройти бесплатную стажировку, чтобы понять, как всё устроено в реальности. Работа — это страховка: если новое направление разонравится, можно вернуться к тому, что получается.
Взрослый человек может оказаться в ситуации, когда хочется сменить деятельность, но непонятно, в каком направлении двигаться. Можно довериться интуиции, рискнуть и попробовать то, что приглянулось. Другой способ — пройти тест на профориентацию, который поможет проанализировать профессиональный опыт и личностные качества, а также подобрать подходящие профессии.
1. Результат обучения зависит от ученика. Составители курса отвечают за систему обучения, качество материала и поддержку студентов. Но освоить профессию важно самому студенту. Чем ответственнее он подойдёт к обучению, тем выше будет профессиональный уровень.
2. Прошлый опыт анализируют и берут то, что подходит для нового направления. Например, в аналитику часто приходят из финансов, потому что есть навык работы с информацией и расчётами.
3. Знания применяют на практике. Задача курса — организовать практическую часть обучения так, чтобы студенты могли использовать результаты в проектах. Например, продуктовый аналитик изучает карту пользовательского пути, делает учебные кейсы и затем может показать навыки на собеседовании.
4. Во время обучения ученик работает с преподавателем, одногруппниками, кураторами, наставниками. Преподаватель погрузит в теорию, кураторы поддержат и ответят на вопросы, наставник расскажет, как устроена профессия. Проект в группе поможет понять, как может работать команда в реальном проекте.
Примеры обратной связи от кураторов, которая помогает развиваться
5. Индивидуальный подход к обучению. Например, возможность взять паузу и продолжить позже.
Активные и интерактивные методы обучения в андрагогике помогают получить опыт. Методы бывают активные — когда преподаватель приглашает обсудить тему, и интерактивные — студенты сами ищут, анализируют информацию и решают кейс. Примеры методов:
● Воркшопы. Обучающие мероприятия, которые состоят из небольшой теоретической части и интенсивной практической проработки знаний. Участники работают в командах и затем презентуют то, что у них получилось.
● Вебинары. Лекции, после которых можно задавать вопросы и обсуждать материал.
● Групповые задания. Студенты делятся на команды, готовят проекты и защищают их в группе. От воркшопа отличаются тем, что проекты объёмнее и требуют больше времени, например, две недели.
● Микрообучение. Студент проходит теорию небольшими кусочками и сразу решает задачи.
Интерактивный учебник для дизайнера интерфейсов: после каждой главы — небольшие задания на закрепление материала
Для успешного обучения нужны:
● Мотивация. Чтобы её поддерживать, можно представить жизнь в новой профессии: например, свободный график, удалённая работа, интересные задачи.
● Планирование. Большую задачу нужно разбить на ежедневные действия, так появится привычка. Например, можно выделить час или несколько часов, которые будут заняты только обучением.
● Самоорганизация. Поможет метод «включить студента»: например, представить, что завтра экзамен и нужно не отвлекаясь поработать 2–3 часа.
● Настойчивость. В сложные моменты часто хочется всё бросить. Но в любом деле старт — непростой период: ученик ошибается, получает опыт, снова ошибается. Постепенно ошибок меньше, а мастерство растёт. Во время курса сомнения помогут развеять кураторы, наставники и преподаватели. После обучения и во время поиска работы важно поддерживать себя самостоятельно.
Совет эксперта
Читать также: