Карьера  •  15 июня  2023  •  5 мин чтения

Что такое мотивация в обучении, где её искать и как не потерять

Обучение помогает сменить профессию и вырасти в доходе, но требует сил. Как сохранить мотивацию и окончить курс? Делимся советами эксперта и опытом выпускников Практикума.

Виды мотивации к обучению

Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — то, что заставляет человека идти к поставленной цели. Например, девять месяцев читать теорию и писать код, чтобы стать программистом.

В основе обучения могут быть два вида мотивации:

1. Внешняя мотивация — направлена на соответствие ожиданиям других людей, зависит от их оценки, поощрений и наказаний. Например, сотрудник проходит курс потому, что начальник обещал повысить зарплату.

Юлия Аравина,
наставник на курсе «Управление командой», коуч IT‑руководителей и команд, психолог, ex‑руководитель направления обучения и развития персонала в IT

Ещё один пример — ориентация на престижность профессии. Ко мне на карьерную консультацию пришёл Максим, который хотел стать тестировщиком. Он считал, что это лёгкий вход в IT, а IT-специалисты получают много денег и мало работают. И проблем с работой нет — вышел с курсов и устроился, да ещё и удаленно.

Я рассказала ему про изнанку профессии: что она монотонная, требует концентрации, в ней необходимо искать, что идёт не так. А он много лет занимался продажами, ему нравится общаться с людьми и будет скучно читать документацию, долго сидеть за компьютером. Очевидно, что мотивация внешняя и ему будет тяжело учиться. Я порекомендовала ему присмотреться к позиции проджект-менеджера, где нужно общаться с разными командами и отвечать за сроки.

2. Внутренняя мотивация — основывается на личном интересе человека, его желаниях и мало зависит от одобрения окружающих. Ученик занимает активную позицию и преодолевает трудности.

Елена Смирнова, окончила курс «Дизайнер интерфейсов»

Мне всегда нравилось рисовать, я окончила художественную школу и хотела стать архитектором, но не поступила. Стала учителем русского языка и литературы, а после трёх лет работы очнулась. Подумала: что я здесь делаю, если хотела совсем другого? И пошла учиться на дизайнера.

Уставала сильно. До трёх часов дня в школе, потом дома до семи вечера проверяла тетради и готовилась к урокам. Немного отдыхала и занималась до полуночи, а вставала в шесть утра. Я никак себя не поощряла. Мне настолько хотелось этим заниматься, что лучшей наградой была похвала ревьюера. Если её не было — просто работала дальше. Так проучилась девять месяцев и получила диплом.

Внутренняя мотивация помогает освоить профессию, а затем работать с удовольствием и расти в доходе. Найти ту самую специальность можно в каталоге онлайн-курсов. Отзывы выпускников, примеры заданий и подробные программы курсов помогут определиться, а бесплатная вводная часть — «примерить» обучение.
Выберите свою новую профессию в IT
Наш курс о современных профессиях поможет вам детально узнать о самых востребованных профессиях в IT. А с помощью профориентационного теста от Практикума и МГУ вы сможете узнать, какая профессия подходит именно вам.

Почему нет мотивации к обучению

Бывает, люди не чувствуют потребности приобретать новые навыки или бросают курс на середине. Так происходит из-за того, что им не хватает мотивации к профессиональному обучению. На это есть четыре причины:

1. Нет понятной цели. Обучение имеет смысл, когда оно помогает решить какие-то задачи. Допустим, женщина хочет получить новую профессию в декрете и зарабатывать удалённо, таргетолог — освоить Figma и рисовать креативы для рекламы и так повысить свой доход. Если уроки не несут ощутимой выгоды, то и желания заниматься не будет.

2. Не хватает ресурсов. Если сотрудник болеет, выгорел на работе или у него проблемы в семье — на развитие может не хватить сил. Вся энергия уходит на то, чтобы выполнять текущие обязанности. Нет желания изучать что-то новое, ему может казаться, что он ни на что не способен.

3. Страх неудачи. Человек заранее уверен, что у него ничего не получится, поэтому и начинать не стоит. Страх маскируется за объяснениями: нет времени, курс дорогой, возраст не тот, будет трудно найти работу.

4. Не подходит курс. Для взрослых главное для мотивации — практика и поддержка во время обучения. Если теории много и её нельзя сразу применить, непонятно, зачем заниматься. Опускаются руки, когда человек остаётся с трудностями один на один, без наставников, которые бы объяснили сложные моменты. Или не подходит подача материала, например кому-то удобнее смотреть видео, а не читать текст. Если есть встречи онлайн, важно, чтобы совпадали часовые пояса.

Как повысить мотивацию к обучению

На одном преодолении себя далеко не уедешь, рано или поздно захочется всё бросить. Есть пять способов, которые помогут повысить мотивацию к обучению. Не обязательно применять все и сразу. Лучше найти причину, которая больше мешает, например недостаток ресурсов, и «лечить» именно это место.

1. Определить цель.

Перед обучением специалисту нужно подумать: где он хочет быть через год, пять лет, какую должность занимать. Провести ревизию знаний и понять, каких навыков не хватает. Сформулировать цель по методу SMART — она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по времени. Например, стать разработчиком C++ и через три месяца после курсов устроиться на работу с зарплатой от 80 000 ₽.

Цель «настоящая», если человек хотел бы этим заниматься даже без финансовых обязательств и одобрения окружающих. Когда мотивация падает, нужно вспоминать о цели и рисовать картину будущего — интересные обязанности, радость от успехов, возможно, путешествия и покупки. Полезно разбить цель на мелкие задачи, а затем отслеживать их выполнение. Так проще приступить к занятиям, увидеть прогресс и дойти до конца, не потеряв мотивацию.

Начинающий начальник отдела записался на курс «Управление командой», чтобы освоить навыки эффективного руководителя. Для этого нужно пройти 5 модулей курса. Так может выглядеть чек-лист по первому модулю. Задача решена, когда он отработал навык в своей компании, на практическом задании или воркшопе

2. Правильно организовать обучение.

Вначале нужно подумать, сколько времени займут занятия и какие могут возникнуть проблемы. Возможно, заранее что-то сделать на работе или перенести курс на время отпуска. Поговорить с семьёй и объяснить, что будут периоды, когда потребуется поддержка и помощь с домашними делами. При смене профессии подготовить финансовую подушку, чтобы спокойно учиться без дедлайна по поиску работы.

Во время учёбы, чтобы заниматься быстро и эффективно, нужно учесть несколько моментов:

Выбрать время, когда выше работоспособность. Жаворонкам подойдёт первая половина дня, совам ― вечер.

Делать больше слоты на учёбу. Лучше заниматься 60 минут подряд, чем 6 раз по 10 минут, — меньше времени уходит на переключение.

Распределить нагрузку и составить расписание на неделю. Можно использовать Яндекс Календарь, гугл-доки или блокнот — главное, чтобы было удобно.

Если трудно сосредоточиться — начинать с более простых заданий, использовать программы-блокировщики, например Freedom, или сервисы, где можно завести таймер, допустим Pomidorko.

Станислав Вдовидский, окончил курс «IT-рекрутер»
Через месяц с начала обучения устроился рекрутером в агентство. Работал до шести, в семь вечера приходил домой, много читал — сфера новая, и надо было закрывать разные вакансии: от разработчиков C++ до инженеров. Три раза в неделю занимался спортом. Учился по вечерам в понедельник, вторник и в выходные. Планировал объём задач на неделю, чтобы на следующей не было проблем. Всё успевать помогал Яндекс Календарь, в него записывал дела и поощрения за выполненную работу.

Если правильно спланировать неделю, найдётся время на любое дело: от воркшопа до встреч с друзьями

3. Обращаться за помощью.

Поддержка нужна с домашними делами и учебой: няня, доставка готовых блюд и продуктов освобождают время для уроков. Если сложно разрешить себе тратить деньги на помощников, можно подумать о том, что эти вложения окупятся после обучения. Для занятий важно найти «группу поддержки»: однокурсников, ментора или знакомых специалистов. Этот способ мотивации к обучению часто недооценивают и стараются все делать самостоятельно. В итоге — уходит больше сил и времени. Иногда из-за трудностей, с которыми можно было справиться вместе с преподавателем, бросают курс.

Яна Бубнова, окончила курс «Python-разработчик»

Не нужно стесняться просить помощи. Я иногда писала ревьюеру в личку, чтобы он что-то объяснил, хотя он не обязан. Обращалась к знакомым, например два дня не могла установить Git-репозиторий, мне помогала однокурсница. Это не стыдно, если человеку неудобно, он откажет.

Середина курса было непонятное время ― тратила много энергии на учёбу, но не знала, оправдаются ли эти усилия, смогу ли найти работу. Поговорила с наставницей, и она меня вдохновила, сказала, видит, что у меня всё получается.

У меня были активные однокурсники, мы общались в чате, помогали: кто-то одну тему лучше знает, кто-то другую. Создали чатик, где раз в неделю созванивались и ныли, что у нас ничего не получается. Через него во время обучения нашла работу. До сих пор в нём общаемся и друг друга поддерживаем.

В Практикуме у каждой когорты есть свой чат. Однокурсники знакомятся, обсуждают задания и поддерживают друг друга. Вместе учиться — быстрее и эффективнее

4. Применять знания.

Единственный способ чему-то научиться — применять знания, ошибаться, затем исправлять ошибки и делать лучше. Реальные проекты добавляют в портфолио, они дают дополнительные баллы при устройстве на работу и показывают интерес к профессии. Часто перейти к практике мешает синдром самозванца — студенты недооценивают свои знания и считают, что пока ни на что не способны. Многие боятся получить неприятную обратную связь. Справиться с проблемой можно, если поставить себе простую задачу:

● выполнить небольшой заказ для знакомых или на биржах фриланса, например Kwork, Weblancer.

● сделать pet-проект или сотрудничать с НКО, допустим Dobro.ru, ProCharity.

● участвовать в профессиональном конкурсе Хакатоны.рф, Хакатоны ||.

Можно развить навыки и мотивацию к обучению, если заниматься с теми, у кого меньше знаний.

Елена Смирнова, окончила курс «Дизайнер интерфейсов»
Когда изучали Figma, я тренировалась в школе: делала презентации к урокам и учила детей рисовать. С пятым классом создали майнд-карту по героям повести «Хроники Нарнии». Ребята собрали информацию, нарисовали персонажей и связи между ними, а я добавила анимацию. Коллеги заинтересовались, и я выступала на конференции, рассказывала, как работать в Figma. Программу даже включили в список рекомендованных для обучения в нашей гимназии. Я поверила в свои силы, а умение делать презентации и майнд-карты пригодилось в работе с заказчиками.

Интерактивная карта по «Хроникам Нарнии», при клике на персонажа открывается окошко с его описанием
5. Восстанавливать силы.

Повысить мотивацию к обучению можно, если есть ресурсы. Усталость накапливается незаметно, её признаки — раздражительность, сонливость, нежелание общаться, потеря интереса к учёбе и любимым делам. Чтобы не доводить до такого состояния, нужно соблюдать режим сна и отдыха. А свободное время тратить на занятия, которые наполняют энергией. Если сложно определиться, можно заполнить простую табличку.

Ресурсные занятия

► Прогулка в парке в одиночестве

► Игры с детьми

► Просмотр старых фотографий

► Чтение блогов успешных джунов разработчиков

► Общение с домашними питомцами

Дела, которые забирают энергию

◄ Просмотр ленты в соцсетях

◄ Разговоры с подругой о её работе

◄ Генеральная уборка

◄ Поездка к родителям

◄ Походы по магазинам

Желательно написать не менее пяти примеров, периодически отслеживать самочувствие и добавлять новые. Если вносить в распорядок дня занятия из первого столбика и убирать хотя бы часть из второго, — сил будет больше

Яна Бубнова, окончила курс «Python-разработчик»

Мне помогало несколько вещей. Первое — заботиться о теле. Я старалась высыпаться и нормально есть. Если что-то беспокоило, не откладывала и ходила к врачу. От сидения за компьютером устаёшь, но я не люблю спорт, поэтому просто гуляла.

Второе — разгрузить мозг. Иногда появлялось отвращение к коду. Я прекращала учиться на пару дней, читала художественную литературу и всё проходило. Кому-то помогают переключиться встречи с друзьями, длительный сон или маленькие путешествия. Если совсем тяжело — сделать перерыв в учёбе. В конце курса я так и поступила. Меня пригласили на работу, как джуну приходилось узнавать много нового. Не было желания бросить курс, но я не успевала идти в ногу с ребятами. Доучилась, когда немного адаптировалась на работе.

Совет эксперта

Юлия Аравина
Чтобы сохранить мотивацию к обучению, важно регулярно замечать свой прогресс и благодарить себя за него, в периоды уныния искать поддержку, а не замыкаться. Помнить, что любое задание ― это шаг в сторону освоения новой профессии и изменения своей жизни. Если правильно распределить нагрузку, у каждого студента хватит сил дойти до конца.
Статью подготовили:
Яндекс Практикум
Наставник на курсе «Управление командой», коуч IT‑руководителей и команд, психолог, ex‑руководитель направления обучения и развития персонала в IT
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Fri Dec 01 2023 15:41:56 GMT+0300 (Moscow Standard Time)