Анализ данных • 29 марта 2024 • 5 мин чтения

Бенчмаркинг: что это такое и где его применяют

Всё познаётся в сравнении — так кратко можно описать суть бенчмаркинга. Этот метод помогает бизнес-аналитикам найти лучшие практики в отрасли и оценить их эффективность. Разбираемся, где и как именно он применяется.

Что такое бенчмаркинг

Бенчмаркинг (от англ. benchmark — эталон, проверочная точка) — это метод анализа, который помогает найти лучшие практики в отрасли, оценить, сравнить и затем применить их. Анализируют и прямых конкурентов, и компании из других сфер бизнеса — всех, у кого можно найти идеи и эффективные решения.

Лариса Дансарунова, бизнес-аналитик с 9-летним опытом в IT-индустрии. Наставник в Яндекс Практикуме и эксперт в Эйч. Автор канала про бизнес анализ и карьеру в IT IThumanWork


Я работала над цифровым продуктом для геологоразведки — сложной платформой с построением прогнозных моделей, математическими расчётами для разработки гипотез и вероятностей. И возник вопрос: как на одном экране разместить много различной информации — графики, таблицы, тексты, формулы — так, чтобы это было удобно для пользователя. Мы не понимали, как подступиться, ведь аналогов такого продукта было не так много. Поэтому обратились к бенчмаркингу, стали изучать примеры высоконагруженных систем из разных отраслей: от сайтов для организации онлайн-конференций до маркетплейсов. Смотрели, как у них группируется много информации на одном экране.

Бенчмаркинг помогает исследовать и сравнивать:

● Товары, услуги, характеристики и функции продукта;
Метрики: например, выручку, количество пользователей приложения, глубину просмотра;
● Процессы в компании: например, адаптацию новых сотрудников;
● Рекламные кампании, медиапродвижение;
● Позиционирование бренда;
● Стратегии: например, по выходу на новый рынок;
● Бизнес-модели.

Метод используют на разных стадиях жизненного цикла проекта: при сборе требований, планировании, реализации, контроле. Особенно часто к бенчмаркингу обращаются на старте разработки продукта.

Например, продуктовый супермаркет хочет создать собственное приложение по доставке товаров, и нужно разработать интерфейс. Компания применяет метод бенчмаркинга: смотрит, как это уже реализовано у других магазинов, а также изучает опыт ресторанов, маркетплейсов, сервисов по доставке готовой еды.

Проводить сравнительный анализ могут дизайнеры, тестировщики, SEO-специалисты, маркетологи. Но чаще всего бенчмаркинг применяют в своей работе бизнес-аналитики — это специалисты, которые собирают, обрабатывают и анализируют информацию, связанную с работой разных отделов и направлений компании.

Освоить профессию бизнес-аналитика можно с нуля с помощью онлайн-курса. Студентов учат исследовать потребности пользователей, внедрять новые идеи, структурировать задачи для команды разработчиков, просчитывать эффект от изменений в деньгах и влиять на бизнес-процессы в компании.

Цели и задачи бенчмаркинга

Бенчмаркинг помогает создать конкурентоспособный продукт или улучшить показатели компании. Цель анализа должна быть связана с главной целью бизнеса: например, увеличение выручки или выход на рынок другой страны. Аналитики находят эффективные решения у конкурентов или в смежных отраслях, изучают чужой опыт и решают, как его интегрировать.

Вот какие задачи необходимо решить для достижения целей бенчмаркинга. Они же — этапы анализа:

● Определить, какой продукт, процесс или функцию в компании нужно сравнить;
● Найти конкурентов и компании из других сфер для сравнения;
● Определить критерии сравнения;
● Проанализировать опыт компаний, сравнить практики;
● Выделить лидеров рынка, эталонные кейсы;
● Изучить ресурсы собственной компании, сильные и слабые стороны;
● Решить, как использовать лучшие практики с учётом возможностей компании.

Лариса Дансарунова

Можно при помощи бенчмаркинга выявить успешные кейсы, методики, инструменты, понять, что работает лучше, а что хуже. Но бенчмаркинг не ответит на вопрос «как другие компании добились такого результата». Придётся выстраивать этот путь самостоятельно, исходя из текущих условий и ресурсов. Проведение бенчмаркинга — не проблема. Самое сложное — понять, как достигнуть эталона.

В идеале бенчмаркинг должен заканчиваться планом действий — как внедрить лучшие практики и достигнуть эталона

Какие есть виды бенчмаркинга

Бенчмаркинг классифицируют по объектам и по показателям, которые сравнивают. Например, он может быть внутренним и внешним.

Внутренний бенчмаркинг — это сравнение отделов, направлений бизнеса, показателей внутри одной компании. Так можно анализировать производительность команд разработки сайта. Или пользовательскую удовлетворённость внутри одного продукта, но на разных страницах — к примеру, в «Корзине» и в «Каталоге» интернет-магазина.

Внешний бенчмаркинг — это сравнение с другими компаниями или внешними объектами. Можно исследовать прямых конкурентов, представителей смежных отраслей, лучшие решения в целом на рынке — локальном и мировом. Например, бренд одежды хочет создать сайт с возможностью выбора и оплаты товара. Для этого он изучает сайты похожих брендов, магазинов, которые продают товары онлайн в других сферах, а также анализирует опыт маркетплейсов.

Ещё бенчмарк-анализ может быть функциональным (практическим) и сравнительным:

Функциональный (практический) анализ — сравнение отдельных функций других компаний с такими же функциями внутри собственной компании. Это может быть, например, доставка продукции с разных складов до потребителя.

Сравнительный анализ — изучение стратегических решений, которые принимали другие компании. Например, что делали конкуренты в условиях кризиса или как работали с репутацией после неудачной рекламной кампании.

Плюсы и минусы benchmark-анализа

Бенчмаркинг применяют многие компании. Но тем, кто хочет использовать его впервые, стоит разобраться в основных плюсах и минусах. Вот они.

Плюсы

Снижает уровень неопределённости. Бенчмарк-анализ позволяет собрать большое количество данных и понять положение дел в отрасли и у главных конкурентов.

Доступен. Часто анализ можно провести на открытых данных, когда инсайдерская информация не нужна.

Не требует больших расходов. Не обязательно нанимать специалистов по консалтингу. Бенчмаркинг могут провести сотрудники компании: бизнес-аналитики, UX/UI-дизайнеры, маркетологи.

Универсален. Подходит для всех сфер бизнеса.

Минусы

Не отвечает на вопрос «как». Можно увидеть, к чему пришли конкуренты, но как они это сделали — придётся выяснять на собственном примере.

Может затянуться. В бенчмаркинге важно не упустить момент, когда его стоит закончить, и уже перейти к принятию решений. Чтобы не уходить далеко, можно остановиться на анализе 6-7 примеров.

Бесполезен, если информация для анализа скрыта. Существуют данные, которые компании стараются засекретить, которые трудно получить и сравнить. Например, результаты исследования аудитории.

Лариса Дансарунова

Бенчмаркинг — полезный метод анализа. Но он может сыграть злую шутку с теми, у кого будет слишком много ожиданий от результата. Однажды ко мне обратилась компания, которая хотела повысить эффективность процессов. Мы провели бенчмарк-анализ конкурентов и выяснили, что многие используют в работе Scrum — это фреймворк гибкой методологии, который применяют в разработке программного обеспечения. Благодаря внешней простоте и итеративному подходу он может быть эффективен и в других областях, не только в IT. Команда попыталась внедрить Scrum с нуля в свою работу, но выяснилось, что у них этот подход не сработал с первого раза. Они были не готовы к нему.

Сферы применения бенчмаркинга

Бенчмарк-анализ можно использовать в разных сферах: в IT, ритейле, финансах, медицине, производстве. Этот метод применяют частные и государственные компании, с его помощью исследуют компании в целом, подразделения, процессы, продукты и даже отдельные элементы — например, каталоги товаров в интернет-магазине.

Лариса Дансарунова

Бенчмаркинг полезен во всех ситуациях, когда компания для принятия решения хочет оттолкнуться от общей выработанной практики. Правда, бенчмарк-анализ не получится использовать в инновациях, когда компания изобретает что-то абсолютно новое. Потому что аналогов на рынке нет и сложно с чем-то сравнивать.

Совет эксперта

Лариса Дансарунова

Бенчмаркинг помогает ответить на вопрос «Что можно сделать?», но не отвечает на вопрос «Как это сделать?». Бизнес-аналитик, который проводит такое исследование, должен уметь управлять ожиданиям заказчика: объяснять, что результаты бенчмарк-анализа — это лишь часть успеха, дальше нужно разрабатывать план действий и воплощать его, тестировать лучшие практики и быть готовым к тому, что опыт конкурентов не подойдёт.
Статью подготовили:
Лариса Дансарунова
Яндекс Практикум
Наставник, эксперт в Эйч, бизнес-аналитик с 9-летним опытом в IT-индустрии, автор канала про бизнес анализ и карьеру в IT IThumanWork
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Tue Dec 03 2024 16:26:50 GMT+0300 (Moscow Standard Time)