Менеджмент  •  11 мая  2023  •  5 мин чтения

Как управлять грамотно: что такое операционный менеджмент

Чтобы команда работала как часы, начинающему руководителю важно знать азы управления. Рассказываем, как в этом поможет операционный менеджмент.

Что такое операционный менеджмент

В широком понимании операционный менеджмент ― это контроль и оптимизация процессов по производству товаров или услуг. Его основная задача ― получить лучший результат при меньших затратах.

Например, предприятие выпускает деревянные фоторамки с защитным слоем из стекла и продаёт их по 25 рублей. Материалы дорожают, и, если оставить всё как есть, придется повысить цену и потерять часть покупателей. После анализа затрат и производственных процессов специалисты компании решили вместо стекла использовать прозрачный пластик. Это снизило себестоимость рамок и позволило оставить цену прежней.

Компания IKEA ― классический пример грамотного операционного менеджмента. Чтобы сократить издержки, компания переносит производства в страны с дешёвой рабочей силой, например в Китай или Бангладеш, использует дешёвые сорта древесины, строит свои магазины за пределами мегаполисов ― там, где ниже стоимость аренды.

В узком понимании операционный менеджмент ― это управление людьми. Это базовая вещь, которая нужна руководителю любого уровня: от начальника отдела до генерального директора. Поэтому оперативное управление находится в основании «пирамиды управления».

Для менеджеров низшего звена, например для начальников отделов, обязательно знание оперативного управления. Для среднего звена, например для руководителя филиала ― знание тактического и оперативного менеджмента. А топ-менеджерам важно разбираться в этих двух направлениях и в стратегическом менеджменте

Нелли Лакосина,
HR Leader, наставница на курсе «Управление командой»

Убеждена, что законы и алгоритмы управления не меняются в зависимости от сферы деятельности компании, потому что в любой сфере нужно работать с людьми и управлять этим ресурсом. Могут отличаться подходы к управлению и инструменты, которые используют в компании. Например, для производства больше подойдёт Kanban, а IT-компании чаще используют Scrum и Agile. Но основы менеджмента точно будут едины.

Направления в операционном управлении

Одним из первых процессы операционного менеджмента описал Анри Файоль. Он выделил пять функций, или направлений, в управлении:

● планирование,
● организация,
● мотивация,
● координация,
● контроль.

Эти направления в операционном менеджменте преследуют главную цель — помочь руководителю организовать работу своей команды

Исходя из этих функций, каждый руководитель должен:

● ставить цели перед командой;
● декомпозировать цели на задачи;
● распределять задачи между сотрудниками ― здесь важно учитывать профессиональные и личностные особенности членов команды. Например, одним легче даётся генерация идей, а другим ― налаживание контактов;
● мотивировать и поощрять всех участников команды;
● контролировать выполнение задач;
● анализировать результаты.

Начинающему руководителю важно многому научиться. Ставить и декомпозировать цели, адекватно делегировать задачи, мотивировать сотрудников, брать ответственность и принимать решения в ситуациях неопределённости. Первый шаг к овладению этими навыками можно сделать на курсе «Инструменты начинающего руководителя».

Основные цели и задачи операционного менеджмента

Если рассматривать операционный менеджмент в узком смысле, то его главная цель ― дать руководителю инструменты, которые помогут всей команде работать как единый механизм.

Нелли Лакосина
Руководитель даже небольшой команды несёт ответственность за общий результат, но он не может всё делать сам. Чтобы увидеть картину целиком, лидер распределяет задачи с учётом имеющихся ресурсов ― в нашем случае людей. Сотрудники решают поставленные задачи и по кусочкам создают единую картину.

На рынке мало компаний, в которых целенаправленно «растят» будущих руководителей: учат управленческим навыкам, развивают умения аргументировать своё мнение, брать ответственность. Чаще руководителями становятся хорошие исполнители, дисциплинированные, организованные и лояльные к компании. Когда такого сотрудника повышают, он становится «специалистом над специалистами». В этом случае главная задача оперативного управления ― помочь начинающему тимлиду организовывать работу команды. Например, чтобы не выгореть и добиваться поставленных целей, руководителю важно правильно расставлять приоритеты в задачах, делегировать и контролировать работу.

Нелли Лакосина
Азы оперативного управления особенно нужны тимлидам в стартапах. Часто в них приходят молодые специалисты, у которых много мотивации, энергии и узкой экспертизы, но совсем нет опыта управления. Когда такой сотрудник становится руководителем, его ждёт долгий путь проб и ошибок.

Какие подразделения участвуют в операционном управлении

Как невозможно жить в квартире, в которой не убрано, так ни один отдел и компания в целом не выживут без оперативного управления. Поэтому навыки операционного менеджмента нужны любому руководителю, вне зависимости от подразделения, количества подчинённых и сферы деятельности компании. К тому же руководитель не только управляет людьми и процессами в своём подразделении, но и взаимодействует с «соседними» или вышестоящими отделами. Если тимлида, который не умеет планировать работу команды, назначить директором, вся компания будет существовать в хаосе и вечных «пожарах».

Нелли Лакосина
Кажется, что планировать и контролировать ― это просто. Но если руководитель не владеет этими навыками, ему будет сложно управлять командой и двигаться дальше. Поэтому оперативный менеджмент нужен и начинающим, и опытным лидерам.

Кто такой операционный менеджер/директор

Операционный менеджер или операционный директор отвечает за организацию всех процессов в компании. Вместе с командой и в соответствии со стратегией развития компании он разрабатывает систему управления целями, например KPI или систему сбалансированных показателей, описывает метрики эффективности для каждого подразделения или должности, распределяет функциональные роли.

В некоторых компаниях операционный менеджер может отвечать и за организацию технических процессов, например, какими мессенджерами будут пользоваться сотрудники или как будет организован документооборот.

Операционному менеджеру необходимы те же навыки, что и другим руководителям: умение управлять командой, планировать работу нескольких подразделений, контролировать и анализировать результаты, принимать решения.

Совет эксперта

Нелли Лакосина
И начинающим, и опытным руководителям стоит помнить, что понятное описание процессов, в которых может разобраться каждый сотрудник, ― основа успеха управления. При этом эффективность каждого процесса нужно измерять ― для этого прописывают метрики. Ещё важно понимать, что за технологиями и процессами всегда стоят конкретные сотрудники со своим опытом, способностями, амбициями и эмоциями. Именно они создают конечный продукт, и от того, насколько им комфортно и интересно работать с коллегами и руководителем, во многом зависит успех проекта.

Статью подготовили:
Нелли Лакосина
Яндекс Практикум
Наставница на курсе «Управление командой», HR‑Leader
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Mon Jul 15 2024 22:05:10 GMT+0300 (Moscow Standard Time)