Например, предприятие выпускает деревянные фоторамки с защитным слоем из стекла и продаёт их по 25 рублей. Материалы дорожают, и, если оставить всё как есть, придется повысить цену и потерять часть покупателей. После анализа затрат и производственных процессов специалисты компании решили вместо стекла использовать прозрачный пластик. Это снизило себестоимость рамок и позволило оставить цену прежней.
Компания IKEA ― классический пример грамотного операционного менеджмента. Чтобы сократить издержки, компания переносит производства в страны с дешёвой рабочей силой, например в Китай или Бангладеш, использует дешёвые сорта древесины, строит свои магазины за пределами мегаполисов ― там, где ниже стоимость аренды.
В узком понимании операционный менеджмент ― это управление людьми. Это базовая вещь, которая нужна руководителю любого уровня: от начальника отдела до генерального директора. Поэтому оперативное управление находится в основании «пирамиды управления».
Нелли Лакосина,
HR Leader, наставница на курсе «Управление командой»
Убеждена, что законы и алгоритмы управления не меняются в зависимости от сферы деятельности компании, потому что в любой сфере нужно работать с людьми и управлять этим ресурсом. Могут отличаться подходы к управлению и инструменты, которые используют в компании. Например, для производства больше подойдёт Kanban, а IT-компании чаще используют Scrum и Agile. Но основы менеджмента точно будут едины.
Одним из первых процессы операционного менеджмента описал Анри Файоль. Он выделил пять функций, или направлений, в управлении:
● планирование,
● организация,
● мотивация,
● координация,
● контроль.
Исходя из этих функций, каждый руководитель должен:
● ставить цели перед командой;
● декомпозировать цели на задачи;
● распределять задачи между сотрудниками ― здесь важно учитывать профессиональные и личностные особенности членов команды. Например, одним легче даётся генерация идей, а другим ― налаживание контактов;
● мотивировать и поощрять всех участников команды;
● контролировать выполнение задач;
● анализировать результаты.
Начинающему руководителю важно многому научиться. Ставить и декомпозировать цели, адекватно делегировать задачи, мотивировать сотрудников, брать ответственность и принимать решения в ситуациях неопределённости. Первый шаг к овладению этими навыками можно сделать на курсе «Инструменты начинающего руководителя».
Нелли Лакосина
Руководитель даже небольшой команды несёт ответственность за общий результат, но он не может всё делать сам. Чтобы увидеть картину целиком, лидер распределяет задачи с учётом имеющихся ресурсов ― в нашем случае людей. Сотрудники решают поставленные задачи и по кусочкам создают единую картину.
Нелли Лакосина
Азы оперативного управления особенно нужны тимлидам в стартапах. Часто в них приходят молодые специалисты, у которых много мотивации, энергии и узкой экспертизы, но совсем нет опыта управления. Когда такой сотрудник становится руководителем, его ждёт долгий путь проб и ошибок.
Нелли Лакосина
Кажется, что планировать и контролировать ― это просто. Но если руководитель не владеет этими навыками, ему будет сложно управлять командой и двигаться дальше. Поэтому оперативный менеджмент нужен и начинающим, и опытным лидерам.
В некоторых компаниях операционный менеджер может отвечать и за организацию технических процессов, например, какими мессенджерами будут пользоваться сотрудники или как будет организован документооборот.
Операционному менеджеру необходимы те же навыки, что и другим руководителям: умение управлять командой, планировать работу нескольких подразделений, контролировать и анализировать результаты, принимать решения.
Нелли Лакосина
И начинающим, и опытным руководителям стоит помнить, что понятное описание процессов, в которых может разобраться каждый сотрудник, ― основа успеха управления. При этом эффективность каждого процесса нужно измерять ― для этого прописывают метрики. Ещё важно понимать, что за технологиями и процессами всегда стоят конкретные сотрудники со своим опытом, способностями, амбициями и эмоциями. Именно они создают конечный продукт, и от того, насколько им комфортно и интересно работать с коллегами и руководителем, во многом зависит успех проекта.
Читать также: