Дизайн  •  24 июля  2023  •  5 мин чтения

Что такое паттерн в графическом дизайне

Бесшовные рисунки помогают брендам в визуализации и привлекают внимание пользователей. Разбираемся в видах паттернов, методах создания и способах их использования.

Паттерны в графическом дизайне

В глобальном смысле паттерн — самостоятельный ключевой элемент графического стиля в дизайне и в брендинге. Паттерн лучше передаёт настроение бренда, чем иллюстрация или логотип.

В более узком смысле паттерном называют бесшовный повторяемый рисунок, расположение, цвет и периодичность элементов которого строго регламентированы.

Примеров паттернов вокруг нас множество — это рисунки на обоях, предметах интерьера и одежде, узоры на мерче, упаковке. Например, паттерн вконтакте: взяли элементы из логотипа, создали бесшовный паттерн и усилили выразительность за счёт использования корпоративной палитры. Другой пример — бренд WOUF, который полностью строится на паттернах.

Система выразительных паттернов вконтакте основана на элементах монограммы VK. Источник: corp.vkcdn

Один паттерн можно использовать на самых разных вещах. Источник: behance

Научиться создавать паттерны, разбираться в брендинге и визуализировать смыслы можно на курсе «Графический дизайнер». Обучение основано на постоянной практике: воркшопы проводят эксперты из Яндекса, Tutu.ru, ВТБ и Совкомбанка. Многие студенты начинают работать уже во время обучения, выпускники смогут добавить в портфолио восемь проектов.
Зарабатывайте с помощью творчества — уметь рисовать не обязательно
Пройдите бесплатную вводную часть курса «Графический дизайнер», чтобы попробовать себя в профессии

Основные черты паттерна

Бесшовность — возможность бесконечного копирования.
Ритмичность — наличие заложенного ритма, который оказывает влияние на целевую аудиторию.
Однородность — равноценность всех элементов при отсутствии композиционного центра.
Масштабируемость — паттерны легко увеличивать или уменьшать.
Стилистическое единство — все элементы выполнены в едином стиле.
Универсальность — один и тот же рисунок можно размещать на разных объектах и использовать для разных целей, изменяя размер согласно задумке: от блокнота до рулона ткани или обоев. При обрезке рисунка его цельность не пострадает, а отсутствие видимых швов облегчает работу с большими поверхностями.

В паттерне лимитированной коллекции Cafezinho do Brasil соединены музыка, ботаника, искусство и архитектура. Источник: behance

Паттерн на упаковке лекарств обыгрывает изображение двух сторон таблетки. Источник: behance

Главные проблемы при создании паттернов — дизайнер может не поймать ритм, сделать перенасыщенный рисунок или допустить появление паттерных дыр. Так называют нарушение ритма: элемент паттерна пропадает, и при копировании на рисунке появляется незакрытая область.

Виды паттернов

Часто встречается классификация паттернов по типам элементов, однако такое деление некорректно, иначе можно было бы насчитать десятки видов. Правильнее говорить про паттерны с использованием типографики, которые состоят из цифр и букв, с использованием растительных, геометрических, персонализированных и других мотивов.

Среди детских вещей много примеров паттернов с использованием различных элементов, от цветов до животных и машинок. Источник: behance

Паттерн с элементами типографики часто используют на упаковке. Источник: behance

Логичнее разделять все паттерны на два вида:

хаотичные — не прослеживается закономерность в расположении элементов;
структурированные — есть некая последовательность элементов.

Хаотичный паттерн с ягодным мотивом. Источник: behance

Синий фон и структурированные элементы в национальной тематике акцентируют внимание на происхождении мыла. Источник: behance

Ещё одна классификация паттернов построена на консистентности, то есть количестве внимания, которое им будет уделять целевая аудитория:

паттерны главного вида — основное средство визуализации бренда, максимальное количество внимания. Такие паттерны — важная часть брендинга наравне с логотипом. Их используют на основных упаковках и на всей печатной продукции. Паттерны главного вида более сложные, с большим количеством цветов и созданных вручную элементов.
паттерны дополнительного вида — небольшая доза внимания, например упаковочная бумага, в которую заворачивают покупку в магазине. Покупатель понимает, что она относится к бренду, но время службы такого паттерна — несколько минут, это объект быстрого внимания.

Магазин специй использует хаотичный паттерн главного вида с рисунком трав, лимона и мёда, чтобы подчеркнуть оригинальную ремесленную атмосферу. Источник: behance

Где используются паттерны

1. В фирменном стиле. Сейчас существует тренд на паттерны в фирменном стиле: их используют при разработке сайта и приложения, помещают на логотип, визитки, мерч, упаковку и различные промоматериалы.

Кофейня Funky Bakers выстраивает брендинг на элементах паттерна и их связях. Источник: behance

2. Как разделительный элемент в брендинге и айдентике. С помощью паттернов можно выделять сегменты, разграничивать линейки продукции, делать разные коллаборации, сезонные либо приуроченные к праздникам акции.

В Центре Хатчинса у каждого отдела свой паттерн определённого цвета. В виде каймы он повторяется на всех официальных документах отделов. Источник: brucemaudesign

Часто бывает, что у бренда не один паттерн, а целая линейка, которую используют в разных ситуациях. Например, бренд Nespresso с помощью паттернов разделяет премиальный и эконом-сегмент и выделяет лимитированные коллекции.

Цветовая палитра паттернов Nespresso довольно ограничена, это помогает передать ощущение центрального бренда даже в лимитированных коллекциях. Источник: sites.wpp

В пищевой индустрии много примеров паттернов, которые хорошо работают на разделение линеек. Линейки делят по цветовой палитре, может меняться даже цвет логотипа, то есть с помощью паттерна рождается внутренний бренд внутри единой компании.

3. Чтобы создать ощущение стилистического единства. Паттерн — важный элемент брендинга, например для фэшн-индустрии. Их используют не только на ключевых позициях, но и при заведомо минимальном времени взаимодействия с пользователем, например на упаковочной бумаге.

Паттерн бренда Louis Vuitton с монограммой LV — один из самых узнаваемых в мире высокой моды.
Источник: louisvuitton

Как сделать паттерн в графических редакторах

Рассмотрим, как сделать собственный паттерн в редакторе Photoshop:

Шаг 1. Создать рабочую область

Нужно создать квадрат, например 3 000 пикселей на 3 000 пикселей, и добавить новый слой. Слой-копию можно окрасить в любой цвет. Через «Изображение» → «Размер холста» добавить холсту по 1 000 пикселей со всех сторон ― изменить ширину и высоту холста с 3 000 на 4 000 пикселей.

Рабочая область — цветной квадрат внутри рамок

Шаг 2. Добавить элементы будущего паттерна

Теперь на рабочую область нужно добавить элементы паттерна. Это могут быть иллюстрации, линии, точки, геометрические фигуры. Их можно отрисовать заранее или создать на этом этапе. Каждый отдельный элемент нужно рисовать на новом слое.

Лучше разбавлять 2―3 главных элемента второстепенными деталями

Нужно следить, чтобы элементы паттерна не были тяжеловесными, помнить про воздух и правильную композицию.

Если элемент вышел за границы окрашенного поля, его нужно скопировать на противоположную сторону ― отзеркалить элемент. Для этого зайти в «Фильтр» → «Другое» → «Сдвиг». В выпадающем окне поставить галочку «Сделать прозрачным» и выставить значения сдвига, в нашем случае это «по горизонтали -3000», «по вертикали 0».

Важно, чтобы вышедшая за край часть стакана в таком же виде появилась с другой стороны рисунка

Шаг 3. Сохранить узор

Теперь нужно вернуть холсту изначальные 3 000 пикселей по ширине и высоте: «Изображение» → «Размер холста». Зайти в «Редактирование» → «Определить узор» и дать имя узору.

Паттерн готов, теперь им можно заполнять файлы любого размера. Для этого нужно создать новый файл, нажать на значок контраста слева внизу, выбрать «Слои» и рисунок в качестве узора. Остаётся выставить процентное соотношение, чтобы понимать, какой будет степень загрузки рисунка.

Готовый паттерн можно масштабировать, чтобы заполнить любую необходимую область

Совет эксперта

Анна Денисенко

Начинающим дизайнерам советую поработать с генераторами паттернов. Это поможет понять законы ритмики паттерна, научиться работать с консистентностью и избежать «паттерных дыр». Самое важное в паттерне — идеальная композиция и ритм. Если кажется, что паттерн перегружен, нужно убрать лишние элементы и поработать над композицией. Если паттерн выглядит слишком воздушным и распадается на отдельные элементы, стоит добавить что-то еще. Идеальный паттерн — это когда нет желания что-то добавить или убрать.

Также советую потренироваться создавать паттерны вручную, например с помощью разбросанных на полу деталей лего и других подручных элементов. Создание бесшовного рисунка — отличная возможность покреативить и придумать что-то новое и необычное.

Статью подготовили:
Анна Денисенко
Яндекс Практикум
Ментор на курсе «Графический дизайнер», старший наставник на курсе «Коммерческий иллюстратор»
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Fri Oct 13 2023 15:31:33 GMT+0300 (Moscow Standard Time)