Карьера  •  23 февраля  2023  •  5 мин чтения

Этот заголовок дорабатывается: как перфекционизм влияет на работу и жизнь

Рассказываем, откуда берётся перфекционизм, в чём его опасность и есть ли у него светлые стороны. Даём рекомендации, что делать, когда перфекционизм портит жизнь.

Что такое перфекционизм

Перфекционизм — это голос внутреннего критика, который регулярно твердит человеку, что он недостаточно хорош. В работе, учёбе, отношениях — в чём угодно, по отдельности или везде сразу.

Перфекционизм может быть как конструктивным — помогать развиваться и совершенствовать навыки, так и деструктивным — подогревать вечное ощущение недостижимости цели, которую человек поставил перед собой. Среди последствий деструктивного перфекционизма — ссоры в семье, срывы сроков, постоянная тревога о том, что можно было бы сделать работу лучше.

Люди часто склонны к перфекционизму, потому что помнят из детства, как «больно» получать низкие оценки за работу. Многие выучили, что ошибаться — плохо, ведь даже четвёрка могла сильно расстроить родителей. Хотя на деле каждая оценка — это результат, с которым можно работать.

Есть профессии, где перфекционизм — друг и помощник. Например, специалисту по кадрам приходится всё время работать с документами, составлять отчётности. Цена ошибки высока: за любую неточность компания может заплатить большой штраф.

А вот дизайнеру быть перфекционистом противопоказано, потому что он никогда не закончит работу вовремя. Бесконечные правки могут серьёзно увеличить сроки, а задача на два дня — растянуться на недели. Поэтому важно научиться оставлять работу достаточно хорошей и помнить, что лучшее — это враг хорошего.

Чем больше делать неидеального, тем менее страшно становится это делать. Художник: mushroomova

Виды перфекционизма

Обычно выделяют два вида перфекционизма: направленный на себя и на других.
Направленный на себя
Направленный на других

Человек очень строг к собственным результатам. Такой тип перфекционизма помогает достичь высокого уровня продуктивности, но создаёт опасность выгорания.

Человек считает, что окружающие должны вести себя определённым образом, и расстраивается, если этого не происходит. Такие перфекционисты ждут невозможного от родных, друзей и коллег. При этом они могут быть хорошими руководителями, если научатся правильно ставить задачи.

Как проявляется
Елизавета хочет быть успешной сотрудницей маркетингового агентства и в то же время мамой, которая уделяет достаточно времени ребёнку. Если в пятницу у неё остаются рабочие задачи и она не в силах закрыть ноутбук, качество её решений со временем будет становиться всё хуже. К тому же Елизавета будет винить себя за то, что задержалась на работе, не уделяет время хобби, забросила спорт. В итоге пострадают все сферы жизни.

Как проявляется
В некоторых IT-компаниях в KPI для тестировщиков до сих пор указывают количество ошибок, которые нужно найти. Нашёл много — молодец, мало — плохо поработал. На деле тестировщик должен искать только те ошибки, которые могут привести к потере денег. Остальное можно починить в процессе. Чтобы избавиться от перфекционизма в работе, руководителю нужно чётко обозначить задачу и «границы перфекционизма» ещё на старте и не поощрять гонку за количеством ошибок.

Причины перфекционизма

1. Завышенные ожидания от родителей и окружение, которое не замечает успехов, — самая распространённая причина синдрома перфекционизма. Ребёнок может быть старательным и точным, но если его долго не хвалят, то он запоминает перфекционизм как единственный способ справиться с любой задачей.

2. «Достигаторство» популяризирует современная культура. Перфекционизм проявляется как навязчивая мысль, что человек никогда не делает достаточно. Особенно подпитывают эту идею соцсети, где блогеры ежедневно демонстрируют свой невероятный успех. Это только помогает перфекционисту обесценивать собственный опыт и переставать замечать свои достижения.

3. Внутренний критик рождает надзирающего родителя или контролёра, который всегда начеку и следит, достаточно ли человек постарался, заслужил ли отдых или признание. Перфекционисту приходится балансировать между ними — сверяться с критиком о проделанной работе и доказывать контролёру, что уже можно отложить ноутбук и погулять.

Что делать, если вы перфекционист

Хорошая новость — это не навсегда. Найти признаки перфекционизма можно с помощью чек-листа.

Как избавиться от перфекционизма:

Учитывать, что потраченные усилия ≠ результат. Важно понимать, куда стоит вкладывать усилия, и осознавать ограниченность возможностей. Человек не может успеть всё — но может успеть самое главное.

Помнить, что другие люди не заинтересованы в идеальном результате. Например, руководитель-перфекционист может составить алгоритмы и инструкции, чтобы быть уверенным, что всё идёт по плану. Нужно предложить сотрудникам допустимый объём ошибок и алгоритм действий, чтобы их не совершать. Это позволит избежать напряжения в коллективе и снизит тревожность.

В некоторых профессиях конструктивный перфекционизм не помешает. Бесплатный тест на профориентацию от Яндекс Практикума поможет определиться, какие области и какой вид деятельности может вам подойти.

Выберите свою новую профессию в IT
Наш курс о современных профессиях поможет вам детально узнать о самых востребованных профессиях в IT. А с помощью профориентационного теста от Практикума и МГУ вы сможете узнать, какая профессия подходит именно вам.


Учиться действовать неидеально. Опасность перфекционизма — перестать что-то делать и остаться на уровне размышлений и гипотез. Как с этим справиться? Бояться, но действовать. Вспомнить про совет смелой лягушки из мема.

Помнить, что люди — важнее процессов. Популярный метод из Agile-подхода, которому следуют в IT-сфере. Он применим и к повседневной жизни. Например, если партнёр складывает одежду или моет посуду не так аккуратно, как хотелось бы, то вместо того, чтобы срываться на близкого человека, нужно вспомнить, что отношения важнее идеально сложенных полотенец.

Фокусироваться на хорошем. Замечать, что другие люди тоже не идеальны. Если можно им, то и всем остальным — тоже. Понять, что цена ошибки не так высока почти для всех, кроме нейро- и кардиохирургов.

Признавать ошибки. Вместо того, чтобы постоянно извиняться, достаточно сдержанно заявить о проблеме и предложить решение. Признать за собой право изменять своё мнение со временем. Развивать у себя этот навык для борьбы с перфекционизмом и наблюдать, как другие люди признают ошибки.

Поговорить с ментором или психологом. Как правило, в IT-компаниях техническим ментором называют более опытного коллегу. С ним можно обмениваться опытом и впечатлениями, спрашивать, как он решил похожую задачу. О менторстве можно поговорить с руководителем или HR-специалистом. Для более глубокой проработки — обратиться к психологу или пользоваться рабочей тетрадью для перфекционистов.

Что делать, если ваш подчинённый — перфекционист

Разберём на примере, как бороться с перфекционизмом в работе.

В начале карьеры Юлия руководила бизнес-тренерами — людьми, которые ведут обучение внутри компании. У неё в подчинении была сотрудница Кристина, которая только начинала вести тренинги. Они договорились, что Кристина проанализирует литературу, напишет программу, подберёт упражнения и в конце протестирует тренинг на фокус-группе, которую сама соберёт.

Ни один из этапов девушка не смогла выполнить самостоятельно и вовремя. Чем больше Кристина читала книг, тем больше осознавала, что недостойна браться за собственный тренинг. Разработка программы затягивалась, потому что всё время появлялись новые идеи. При этом сама программа не сильно менялась — девушка просто закапывалась в детали. Юлия предложила пойти к фокус-группе с тренингом в сыром виде и спросить мнения людей. Пообещала подстраховать в процессе. Кристине потребовалось ещё 3 месяца, чтобы собрать идеальных участников тренинга.

Вместо ожидаемых трёх месяцев создание тренинга с нуля заняло более полугода, и даже спустя это время он всё равно получился недоработанным.

Что случилось
Кристине было сложно подступиться к большому неизвестному блоку задач без декомпозиции. Она не понимала, как выглядит конечный продукт и не знала, какие шаги предпринять. Поэтому выбрала идти знакомым путём — проявить свой перфекционизм и углубиться в исследование задачи вместо того, чтобы выполнять её.

Ошибки руководителя
Юлия не обозначила чёткие сроки. Она доверяла Кристине и дала условное время на выполнение, предложив обратиться за помощью, если потребуется. В результате через три месяца оказалось, что сотрудница ничего не сделала, потому что не могла понять, каким должен быть следующий шаг.

Как решить проблему
Разбить одну большую задачу на много маленьких, делать короткие итерации, задать тайминг, дать разрешение опираться в первую очередь на сроки, а не на качество работы. Лучше успеть сделать 80% задачи вовремя, чем выполнить всё идеально, когда это уже никому не будет нужно.

Совет эксперта

Юлия Аравина
Перфекционизм — это ментальная стратегия, которая поддаётся управлению. Опасность перфекционизма в том, что он сужает взгляд до конкретной ситуации, где человек оказался не таким, каким хотел бы быть. Но люди вправе выбирать, как относиться к своим неудачам и успехам, к ошибкам других. Главное — вовремя задать себе вопросы: а что можно позволить себе, если не быть идеальным? Какие сферы жизни улучшить, если не зацикливаться на одной? На что потратить освободившееся время?

Найдите работу мечты
Получите навыки и инструменты
для поиска работы и постройте карьеру с программой трудоустройства для студентов
и выпускников Практикума

Статью подготовили:

Юлия Аравина
Коуч IT‑руководителей и команд, психолог
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Thu Jul 13 2023 10:04:49 GMT+0300 (Moscow Standard Time)