В узком смысле пиксель-арт — это любое изображение, которое состоит из чётко различимых пикселей, то есть квадратов. В широком смысле это направление в современном искусстве, которое полвека назад сформировалось по необходимости.
В 1970-е годы появились первые видеоигры, среди них был настольный теннис Pong. Его графика напоминала детский рисунок из нескольких полосок и мяча, тем не менее это было полноценное пиксельное изображение и первый пример графики внутри игры.
С 1970-х годов графика в компьютерных играх проделала большой путь. Источник: media.wired
В 1985 году японская компания Nintendo, разработчик видеоигр, выпустила Super Mario. Восьмибитные консоли не могли передать изображения достаточно высокого качества: трудно было не заметить резкие переходы цвета и отдельные пиксели. Создатели компенсировали явные недостатки графики в «Грибном королевстве» множеством интерактивных элементов. Игра быстро стала популярной — она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая игра в мире — и во многом способствовала развитию эстетики пиксель-арта.
Super Mario вызывает у пользователей много эмоций, в том числе ностальгических. Источник: supermario-game
Сегодня пиксель-арт применяют в самых разных сферах дизайна, потому что это мощный инструмент, который мгновенно вызывает эмоции у пользователя. Это ностальгия, ощущение детства и безопасности, то есть те эмоции, с которыми хотят взаимодействовать многие бренды.
Огромная популярность игр Super Mario и Minecraft и крутая коллаборация Super Mario с производителем конструкторов лего доказывают, что пиксель-арт по-прежнему остаётся привлекательным для пользователей по всему миру. Бренды понимают, что вызываемые пиксель-артом эмоции могут принести крупную прибыль, и активно используют пиксельные элементы во взаимодействии с пользователями.
Lego воспроизводит пиксельный мир Super Mario: в коллекции есть блок со знаком вопроса, цветком-пираньей, замками и другими узнаваемыми элементами игры. Источник: lego
Пиксель-арт стал мощным маркетинговым приёмом: среди огромной конкуренции покупатели выбирают продукты, которые вызывают положительные эмоции. Крупные компании специально адаптируют свои идеи под стилистику пиксель-арта, чтобы продукт стал привлекательнее для клиентов.
Вот в каких областях дизайна и компьютерной графики используют пиксель-арт:
● брендинг — в логотипах, мерче и упаковке;
● типографика — разработка узнаваемых шрифтов;
● реклама — баннеры, игровые механики;
● интерфейсы — от иконок до полноценных лендингов;
● геймдев — создание отдельных игровых персонажей и целых миров;
● иллюстрация — от наборов стикеров до пиксельных обоев и почти трёхмерных иллюстраций;
● анимация — от анимированных логотипов и иконок до персонажей;
● криптография — для создания популярных NFT, например обезьянок и крипточеловечков. Их выполняют в формате имитации восьмибитного изображения.
Встречаются отдельные элементы пикселизации: например, иногда в интерфейсе или баннере специально делают сломанный пиксель, который может мигать или двигаться. Такая вставка-игра, скорее всего, вызовет у пользователей определённые эмоции: узнавания, ностальгии, радости.
Другой интересный приём продвижения, дизайна и маркетинга — с помощью пикселизации имитировать цензурированные, запретные материалы.
Демонстративно размытые, но всё равно узнаваемые рекламные баннеры «Макдоналдса» состоят из 70 пикселей, которые повторяют цвета основных продуктов ресторана: чизбургера и картошки-фри. Источник: wi-fi
Пользователи узнают известный бренд, даже когда он как будто бы цензурирован. Такой приём — часть интерпретации пиксель-арта внутри продукта: закрывая изображение квадратиками, бренды намеренно вызывают определённые ассоциации.
Нейросети тоже активно работают со стилем пиксель-арта — это ещё один показатель популярности направления. Например, в Pixray достаточно добавить хэштег pixelart, чтобы получить рисунок из квадратов.
Так нейросеть Pixray изображает сюжет «инопланетяне разрушают Нью-Йорк лазерами». Источник: replicate
Чтобы понять, как выглядит современный пиксель-арт, посмотрим на работы известных художников направления.
Команда eBoy — Штефан Зауэртайг, Свенд Смиталь и Кай Фермер — занимаются в основном созданием подробных городских пейзажей и жанровых сценок. Наиболее известен цикл работ «Пиксорамы» — это трёхмерные пиксельные иллюстрации со множеством деталей и персонажей, напоминающие картины Иеронима Босха и художественной династии Брейгелей. Также в портфолио команды есть анимированные и статичные портреты и персонажи, принты и пиксельные обои.
Если увеличить масштаб, видно, что пиксорама «Ницца» состоит из отдельных пикселей. Источник: eboy
Под ником 6VCR творит российская художница Евгения Гончарова. В её работах сочетается эстетика пиксель-арта и недавнего советского прошлого страны. Основные темы — индустриальные и городские пейзажи и архитектурные зарисовки. В изображениях монументальных зданий ушедшей эпохи чувствуется некая меланхоличность, подчёркнутая контрастом между простотой техники и гигантизмом объектов.
Пиксельная графика Евгении Гончаровой включает малозаметные с первого взгляда детали, понятные многим на постсоветском пространстве: здесь это висящий на турнике ковёр. Источник: 6vcr
Французский художник Франк Слама под псевдонимом Space Invader создаёт по всему миру пиксельные мозаичные объекты, вдохновлённые одноимённой игрой про космических захватчиков.
С лёгкой руки художника мозаики, смысл которых бывает не так просто угадать, появились на улицах многих европейских городов. Источник: space-invaders
Иллюстратор и геймдев-художник из Мексики Galamoth Shaku экспериментирует с персонажами, анимацией и комиксами. Помимо работы над собственными проектами, художник также ведёт онлайн-курс по созданию пиксель-арта.
Возможно, эти персонажи в будущем появятся в новой игре. Источник: behance
У любителей пиксельной графики есть собственное медиа — онлайн-журнал Retronator, стилизованный под обычную газету.
Журнал интересно листать и разглядывать, но читать может быть трудно: шрифт тоже пиксельный. Источник: retronator
Чтобы уместно использовать пиксель-арт, нужно знать характерные черты направления. Вот основные из них:
✅ Изображение разбито на квадраты, пиксели заметны не только при увеличении изображения, но и при первом взгляде.
✅ Ограниченная цветовая гамма. Строгих правил по количеству цвета в современном пиксель-арте нет, но пользователь намного быстрее считывает пиксельное изображение, когда оно ограничено в цветовой гамме.
✅ Изометрия, то есть использование изометрической перспективы внутри пикселя, вид более раскрытой перспективы.
✅ Собственная сюжетность при создании пиксель-арта — как правило, связанная с геймингом или с футуризмом.
Сайт Pixelart.academy полностью выполнен в узнаваемой стилистике. Источник: pixelart.academy
Рисовать пиксель-арт можно в одной из следующих программ:
1. Pixel Art Maker — бесплатный онлайн-редактор для создания пиксельной графики с простым интерфейсом, которой подходит и для новичков, и для более опытных художников.
2. Piskel — бесплатный онлайн-редактор, отлично подходит начинающим художникам. Готовую работу можно экспортировать в форматах PNG или GIF.
3. GraphicsGale — бесплатная программа с широким набором инструментов и возможностей, включая управление палитрой, выборочное стирание цветов и инструменты для быстрой замены и проверки новых оттенков. Подходит для работы с пиксельной анимацией. Работает только на OS Windows.
4. Aseprite — платный профессиональный редактор со множеством функций, ускоряющих процесс создания пиксель-арта. Стоимость пакета ― 19,99$, оплатить выпущенной в России картой нельзя. Есть бесплатная пробная версия, но в ней нельзя сохранить готовые файлы.
5. Photoshop — эту платную профессиональную программу тоже можно использовать, чтобы сделать пиксель-арт. Достаточно взять любое изображение, с помощью фильтров уменьшить резкость, а затем дорисовать проявившиеся пиксели. Но начинающему художнику из-за довольно перегруженного интерфейса будет трудно начать работать в Photoshop. Стоимость подписки 22,99$ в месяц, оплатить картами российских банков не получится.
Без знания английского языка работать с профессиональными редакторами будет трудно. Источник: aseprite
Пиксель-арт — одно из художественных направлений с низким порогом входа. Достаточно взять карандаш или ручку и лист бумаги, набросать несколько квадратов, скомпоновать их в соответствии с замыслом, доработать эскиз цветом — и первый пиксель-арт готов.
Если говорить о компьютерной графике, можно создать пиксель-арт двумя способами:
1. Отрисовать изображения с нуля вручную, квадрат за квадратом.
2. Разложить готовое изображение на пиксели и доработать их.
Второй вариант позволяет создавать пиксель-арты быстрее, не теряя эффекта ручной работы. Важно помнить, что сохранять готовое пиксельное изображение нужно в формате PNG. В формате JPG качество будет ниже.
Разложить на пиксели можно любое изображение, главное — не забыть отключить блокировку слоя. Источник: adobeuroki
Пиксель-арт привлекателен своей наивностью, его стоит попробовать, если художнику нравится именно эта наивность, намеренная неправильность и, возможно, даже некрасивость в чем-то.
Вот один из возможных путей освоения пиксель-арта:
1. Изучить базовые художественные принципы и основные техники. Если нет профильного образования, помогут ознакомительные курсы и онлайн-уроки — вначале по композиции и колористике, а затем по стилистике пиксель-арта.
2. Развивать насмотренность. Изучать работы классических и современных пиксель-художников: просматривать персональные сайты и онлайн-галереи, читать Retronator.
3. Практиковаться. От первых простейших пиксель-артов ручкой на бумаге до работы в специальных программах. Начать можно с копирования понравившихся проектов, а затем перейти к собственному творчеству.
4. Обмениваться опытом. Выкладывать свои работы в открытых источниках, например на Behance, не бояться задавать вопросы и общаться в профильных сообществах, например в социальных сетях.
Пиксель-арт сегодня — это нативное творчество по зову сердца, без жёстких правил. Конечно, художественное образование будет плюсом, потому что оно даёт знание теории цвета и пространства, изометрии и прочих основ. Но пробовать и начинать можно и без фундаментальных теоретических знаний. В пиксель-арте работают только время, тренировки и поиск. Поэтому путь начинающего художника — это поиск наиболее откликающегося ему стиля и неизбежных ошибок.
Совет эксперта
Читать также: