Когда посетитель заходит на сайт, у него есть конкретная цель: например, купить 10 упаковок гречки по акции или выбрать фильм на вечер. В этом помогает интерфейс пользователя: взаимодействовать с сайтом или приложением, находить и нажимать разделы меню, кнопки, заполнять онлайн-формы, читать подсказки.
Управление пользовательским интерфейсом помогает бизнесу привлекать новых клиентов и побуждать их совершать покупки, оставлять заявки или оформлять подписку. От того, насколько привлекательным и удобным будет интерфейс, зависит, останется ли посетитель на сайте и сделает ли то, зачем пришёл.
Создание пользовательского интерфейса — это проектирование пользовательского опыта: начиная от знакомства с продуктом до целевого действия. Он объединяет две задачи, которые выполняют один или два разных специалиста:
● UI-дизайнер (от англ. User Interface, «пользовательский интерфейс») отвечает за визуальное оформление: подбирает цвета и шрифты, определяет стиль и композицию.
● UX-дизайнер (от англ. User Experience, «пользовательский опыт») выстраивает структуру сайта или приложения так, чтобы пользователю было удобнее двигаться к цели: находить нужные кнопки и разделы, заполнять формы, прокручивать страницы.
Интерфейсы могут быть представлены по-разному — в зависимости от задачи и устройства, на котором их используют.
В зависимости от того, как представлен интерфейс и как человек с ним взаимодействует, выделяют такие типы:
● Текстовые
Для управления и взаимодействия с системой используют текст или программный код, а система отвечает таким же текстом или кодом.
● Тактильные
Для управления используют пальцы рук, двигая ими по экрану.
● Голосовые
Пользователь взаимодействует с системой или устройством с помощью голоса. Сюда относят все виды голосовых помощников, умные колонки, элементы умного дома, голосовые системы управления автомобилем.
● Жестовые
Управляются с помощью жестов рук, а иногда ещё и движений тела и головы.
● Нейронные
Самые продвинутые интерфейсы, где управлять системой можно с помощью нейронов мозга или, проще говоря, силой мысли. Пока что их совсем немного: например, специальные протезы для людей с травмами позвоночника и ДЦП или концепт нейрочипов от Neuralink Илона Маска.
● Графические
В виде окна с различными элементами меню, которыми можно управлять с помощью мыши, стилуса или пальцев рук. То есть графический интерфейс может быть одновременно и тактильным, и жестовым, и нейронным.
Это интерфейсы мобильных приложений, с которыми пользователи взаимодействуют с экрана смартфона или планшета. Отсюда и особенности:
● Крупные элементы интерфейса — блоки меню, кнопки или иконки — которые заполняют экран полностью: так, чтобы их было хорошо видно даже при маленьком разрешении.
● Расположение элементов обосновано анатомически: так, чтобы ими было удобно управлять с помощью одной руки, а пальцы не промахивались мимо кнопки.
На курсе «Дизайнер интерфейсов» практикующие дизайнеры и арт-директоры научат создавать интерфейсы, опираясь на проблемы и запросы пользователей. Студенты отрабатывают на практике все этапы UX- и UI-дизайна для сайтов и мобильных приложений, учатся тестировать свои гипотезы на реальных кейсах.
● Кнопка — базовый элемент, который нужен, чтобы пользователь мог выполнить какое-то действие. Например, перейти в раздел, положить товар в корзину, отправить форму или вернуться назад.
● Список — строки с перечислением пунктов, разделов или содержимого. Иногда пункты списка можно удалять и добавлять: например, если это список товаров или услуг для заказа.
● Меню — список кликабельных разделов сайта или приложения, внутри каждого из которых может быть своё меню. Вместе с поиском это — главный инструмент для навигации пользователя: чтобы ему было проще находить нужное.
● Поле для ввода — строка или окно, где можно ввести текст и подтвердить действие, нажав на кнопку, например, чтобы найти нужный товар или оставить комментарий к заказу.
● Чек-бокс — квадратное поле, где пользователь ставит крестик или галочку, чтобы подтвердить что-то или, наоборот, отказаться.
● Полоса прокрутки или скролл — элемент в виде ползунка, который можно перемещать мышкой или пальцем, чтобы прокрутить страницу вниз, вверх, налево или направо.
Задача дизайнера — объединить компоненты графического пользовательского интерфейса в единую систему так, чтобы они были связаны стилем, композицией и задачей. Тогда пользователю сразу будет ясно, куда двигаться и в какой последовательности переходить от одного элемента к другому.
Разработка пользовательского интерфейса — это работа целой команды, где важен каждый этап:
1. Сбор вводных.
Дизайнер или проект-менеджер встречается с клиентом или владельцем продукта и обсуждает ТЗ, сроки, целевую аудиторию, особенности продукта, цели и KPI. Если у компании или бренда есть своя контент-стратегия и брендбук, то их тоже используют в работе.
2. Исследование.
Дизайнер или аналитик изучает рынок, конкурентов и предпочтения целевой аудитории, собирает референсы — то есть примеры удачных интерфейсов продуктов из той же сферы или для той же ЦА. Это поможет понять, от чего отталкиваться и в каком направлении двигаться.
3. Черновой макет.
В нём дизайнер использует всё то, что нашёл в ходе исследования, и проверяет, как это работает на практике. После этого отправляет заказчику и дорабатывает интерфейс по его комментариям.
4. Готовый макет или прототип.
Это финальная версия дизайна интерфейса, которую утвердил клиент.
5. Разработка, тестирование и запуск.
На этих этапах дизайнер уже не участвует в проекте: продуктом занимаются веб-разработчики, тестировщики и авторы контента. Дизайнер подключается, если нужно подробно объяснить, как должен работать тот или иной элемент.
Если после запуска выяснится, что дизайн интерфейса пользователям неудобен и его нужно переделать, тогда вся цепочка запускается снова.
На курсе «Дизайнер интерфейсов» эксперты из индустрии учат основам дизайна интерфейсов с нуля. Теория опирается на практику, а студенты работают по реальным ТЗ, изучают основные инструменты, неочевидные лайфхаки и новейшие технологии пользовательского интерфейса, которые пригодятся в работе, помогут собрать портфолио и найти первых заказчиков.
Чтобы создавать UI- и UX-дизайн, нужно уметь пользоваться графическими редакторами и другими сервисами для презентации идей коллегам и заказчику. Вот базовый набор инструментов, который пригодится дизайнеру интерфейсов:
● Figma
Самый популярный инструмент — графический редактор, интерактивная доска для мозгового штурма и сообщество дизайнеров. Позволяет создавать дизайн-макеты и прототипы сайтов и приложений, где можно протестировать, как работают кнопки и другие элементы, а также работать вместе со всей командой проекта. С помощью Figma удобно разрабатывать визуальный стиль для всех каналов коммуникации бренда, хранить контент и обмениваться им, создавать интерактивные доски с референсами и эскизами. Сейчас инструментом можно пользоваться только с личных аккаунтов: обслуживание корпоративных подписок приостановлено.
● Sketch
Подходит для дизайн-макетов и создания мудбордов (досок настроения), но не позволяет работать с проектом нескольким людям одновременно. В нём удобно работать тем, кто делает дизайн интерфейса самостоятельно, показывая команде и заказчику только результат работы.
● Adobe XD
Графический редактор с готовыми шаблонами и наборами интерфейсов для ОС Apple и разных тематических сайтов. При этом он интегрируется с другими сервисами Adobe, позволяя работать с фото, иллюстрациями и анимацией в рамках одного проекта. Разработчики могут приступить к вёрстке готовых макетов здесь же, чтобы создать прототип сайта или приложения.
● Miro, FigJam и другие онлайн-доски: позволяют создавать отдельные блок-схемы, чтобы наглядно представить структуру будущего сайта или приложения. В них можно управлять проектом, проводить мозговой штурм с командой, обмениваться идеями, хранить промежуточные версии макетов, передавать их разработчикам и UX-копирайтерам.
Сейчас Miro работает для российских аккаунтов только в рамках тех подписок, которые были оформлены до марта 2022 года. Доступна бесплатная версия, в которой можно создавать до трёх онлайн-досок. Сервисом FigJam можно пользоваться в рамках команды, если подписка оформлена на персональный аккаунт. Право на редактирование есть только у одного участника.
● Стремиться к единообразию.
Система пользовательского интерфейса — это единый организм, который состоит из атомов — отдельных элементов: кнопок или иконок. Из них можно строить «органы» — блоки меню: например, поле для ввода и кнопка «Отправить». Наконец, из блоков создают «системы органов» или шаблоны: это единая структура для всех страниц в приложении или на сайте.
● Отталкиваться от проблемы пользователя.
Например, люди приходят на сайт, чтобы выбрать бригаду для ремонта квартиры. Тогда центральное место в интерфейсе пользователя должна занимать форма поиска с главными фильтрами: по цене, видам работ и рейтингу. В результатах поиска пользователь видит список бригад с ценами, фото работ и отзывами от заказчиков, а также кнопку для отправки запроса.
● Не усложнять и не перегружать.
Проектирование пользовательского интерфейса должно быть таким, чтобы в нём разобрался даже ребёнок. Хороший интерфейс — тот, который понятен и удобен пользователю, чтобы он сразу нашёл нужную кнопку и не блуждал в поисках по всей странице. Это — главная задача в рамках UX-дизайна, основоположником которого был Дональд Норман, автор книги «Дизайн привычных вещей» и бывший вице-президент Apple.
Анна Грязева
Самая большая ошибка, которую может совершить дизайнер продукта, — ориентироваться не на потребности пользователей, а на примеры, которые где-то подсмотрел. Даже если кажется, что такой дизайн будет смотреться хорошо, всегда нужно опираться на исследования рынка и аудитории. То, что хорошо для одного продукта, может погубить другой.
Читать также: