Когда человек попадает на сайт, он должен легко сориентироваться, быстро найти нужную информацию и сделать то, чего ждёт владелец страницы: купить товар, оставить заявку на расчёт, подписаться на рассылку или прочитать статью.
Главная цель этих правил — сделать так, чтобы пользователю на сайте было удобно, понятно, спокойно. В этом случае он купит товар здесь и вернётся сюда же в следующий раз. Поэтому интерфейс с хорошим юзабилити должен:
1. Информировать пользователя о состоянии системы.
Покупатель, особенно если он на сайте впервые, переживает — точно ли он всё правильно сделал и не потерял ли деньги. При грамотном юзабилити интерфейса каждый шаг клиента отображается на экране.
2. Говорить на языке пользователя.
3. Предоставлять свободу и контролировать.
4. Следовать стандартам
5. Предотвращать ошибки
6. Давать возможность распознавать, а не запоминать.
7. Быть гибким и эффективным.
8. Использовать простой и понятный дизайн.
9. Помогать пользователям находить и исправлять ошибки.
10. Подсказывать и направлять.
Для примера ввели запрос «купить кроссовки конверс» и открыли два сайта: самый первый в выдаче и с четвёртой страницы. На первом сразу оказались в нужном разделе с удобным фильтром, чтобы быстро найти нужные модели.
Если таких «отказов» будет много, поисковые системы поймут, что сайт не интересен, и будут понижать его место в результатах выдачи: показывать не в первой десятке, а на 3–5-й странице. Чем ниже страница в выдаче, тем меньше шансов, что на неё попадёт следующий посетитель, а значит, снижаются и шансы на продажу. Поэтому всегда важно проводить анализ юзабилити своего сайта.
Пробуем заказать кеды. На первом сайте можно сразу найти нужный размер и перейти на страницу товара. Быстрый заказ не подводит: в магазине его можно забрать уже сегодня.
Если соблюдать правила и требования юзабилити, заработает «сарафанное радио» — о бизнесе узнает больше людей. Это подтверждает статистика: 23% клиентов, у которых был положительный опыт взаимодействия с сайтом, расскажут о нём 10 и более людям. При этом 62% клиентов отмечают, что делятся негативным опытом использования сайта с другими людьми.
Получается, чтобы привлекать и удерживать клиентов, бизнесу нужно не только вкладываться в рекламу и продвижение, но и постоянно проводить анализ юзабилити сайта и тестировать разные варианты.
Обычно это делает дизайнер интерфейсов. На курсе дизайнера интерфейсов в Яндекс Практикуме мы учим студентов изучать целевую аудиторию, создавать визуальную часть сайтов, продумывать пользовательские сценарии, делать интерфейс понятным, а ещё тестировать свои гипотезы и решения по юзабилити сайта.
На следующем этапе подключают различные сервисы. Например, Вебвизор в Яндекс Метрике нужен для проверки юзабилити сайта целиком или его отдельных страниц. Сервис находит ошибки в дизайне интерфейса и отслеживает поведение пользователей: движения мыши, клики на кнопки, прокрутку страниц.
Помогает выявить потребности пользователей, узнать, понятны ли интерфейс и навигация сайта. По мнению Нильсена, чтобы выявить основные проблемы в юзабилити, достаточно пообщаться с пятью пользователями. Качественным тестированием руководит модератор: он напрямую общается с респондентами, следит за их действиями и реакциями. Исследование юзабилити проводят по такому алгоритму:
Тестирование и оценка юзабилити помогают выявить три важных момента:
Информацию, которую получают во время тестирования, анализируют и переходят к следующему этапу — вносят изменения в интерфейс.
Тестирование и анализ юзабилити помогают понять, что нужно исправить в интерфейсе и работе сайта, чтобы удерживать пользователей и превращать их в клиентов. Чаще всего требуется:
Уменьшить время загрузки страниц. В идеале страница должна открываться за полсекунды, оптимально — за 2–3 секунды. Если пользователь тратит больше времени, велика вероятность, что он вообще закроет сайт.
Изменить дизайн. Лаконичное оформление не раздражает и не отвлекает пользователя от покупки или другого целевого действия.
Адаптировать дизайн для мобильных устройств. 67% пользователей заходят в интернет с мобильных устройств. Сайт, не адаптированный под смартфоны, быстро закроют. Проверять, как выглядят страницы на мобильных устройствах, удобно на сервисе Google Mobile Friendly.
Изменить навигацию. Чем быстрее пользователь находит нужную информацию, тем выше вероятность, что он останется на сайте. Если в ходе тестирования юзабилити выявили проблемы с навигацией, их устраняют.
Упростить процесс покупки. Заполнение длинной формы регистрации, подтверждение по почте или СМС повышают риски того, что пользователь не захочет оставлять свои данные и закроет сайт, чтобы найти простое и быстрое решение.
● Сайты с высоким показателем хорошо ранжируются, приносят больше продаж, влияют на репутацию бизнеса.
● Чтобы проанализировать юзабилити сайта, руководствуются принципами Нильсена, проводят качественные и количественные тестирования с участием пользователей.
● Анализировать и улучшать удобство использования сайта можно на разных этапах: чтобы оценить поведение и предпочтения пользователей, когда дизайнер разрабатывает интерфейс, появляется новый продукт или целевая аудитория.
Читать также: