Инновации в образовании: как адаптируется рынок edTech
Инновации в образовании: как адаптируется рынок edTech
Разбираемся в разнице между трендами и инновационными технологиями в образовании и вместе с экспертом пытаемся заглянуть в будущее российского эдтеха.
Инновационными технологиями в образовании сегодня можно назвать любые технологии, которые позволяют ускорить, персонализировать процесс обучения или иным способом сделать его более качественным.
Три кита образования — это передача знаний, помощь студенту в их освоении и проверка успешности обучения. Инновационные технологии помогают каждую из этих сущностей улучшить для студента, упростить или же удешевить процесс. Например, мы в Практикуме не просто даём студенту проходить учебные материалы, но и предоставляем возможность задавать вопросы встроенному в тренажёры или в учебник GPT-помощнику и мгновенно получать ответы.
Ежегодно специалисты Открытого университета Великобритании совместно с другими исследователями со всего мира выпускают доклады о трендах в образовании «Innovative Pedagogy». В статье обсудим разницу между технологиями и трендами и соотношение ситуаций на мировом и российском рынках дистанционного образования.
Прежде чем начинать учится чему-то новому, даже с поддержкой современных технологий, важно понять, чем хочется заниматься. В этом поможет профориентационный тест, подготовленный методистами МГУ и Практикума. Пройти его и получить результаты можно бесплатно.
Тренд — понятие скоротечное, он возникает довольно быстро, но иногда так же быстро сходит на нет, если не привносит в процесс образования того, что даёт ценность. За трендами, безусловно, важно следить, адаптироваться к ним и внедрять там, где это соответствует целям и ценностям компании.
Но для EdTech-компаний важно внедрять не только тренды, даже долгосрочные — вроде геймификации, но и образовательные технологии. Они более долговечны и сильнее влияют на процесс обучения.
Вариантов применения нейросетей в онлайн-образовании масса: например, интеграция GPT-помощника в обучающую платформу позволяет в процессе обучения давать подсказки студентам, пересказывать краткое содержание урока и т. д.
Применение нейросетей действенно в любой ситуации, когда нужно задать вопрос и получить быстрый ответ. Это возможность для студентов в режиме 24/7 иметь под рукой собственного репетитора или куратора в образе чат-бота, который может объяснить сложный материал.
Стиль общения с ИИ подобен сократовскому обучению через диалог: ученик задаёт вопросы и просит разъяснений, а нейросеть подсказывает, побуждая уточнять детали и докапываться до сути. Обучение через диалог с искусственным интеллектом — общемировая тенденция, отмеченная в докладе «Innovating Pedagogy 2024».
«Использование ИИ требует нового и более сложного набора навыков, поскольку учащиеся размышляют о том, как подсказывать ИИ и как работать вместе». Источник: Innovating Pedagogy 2024
Сухая статистика: по данным исследования «Digital Learning», в 2023 году ИИ пробовали использовать только 13% EdTech-компаний. В 2024 году их доля увеличилась на 27%, при этом 3% респондентов уже постоянно используют ИИ в своей работе.
Респонденты — представители ста EdTech-компаний разного масштаба и из разных сфер. Источник: ict
Индивидуальный подход в образовании — это в том числе попытки адаптировать учебный материал под способности и потребности конкретного студента. Синтез технологий персонификации и нейросетей привёл к появлению умных учебников и кастомизированных учебных треков. Отслеживание поведения ученика позволяет гибко подобрать посильные для него материалы и на ходу переделать программу обучения. Это способствует повышению мотивации студента и качества восприятия материала.
Подразумевает использование технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности для наглядности уроков. Это погружение в воображаемые миры, которое помогает ученику получить уникальный опыт и закрепить навыки. Такой подход чаще используют для отработки сложных навыков, например в сфере медицины и производства.
Инновации в образовании нужны для удешевления процесса, повышения его качества и для улучшения опыта пользователей. В российской реальности эти три вещи очень важны, поэтому не стоит ожидать в сфере массового образования технологий дополненной и виртуальной реальности, которые значительно удорожают процесс.
Скорее мы будем углубляться в область использования ИИ и персонализации образовательных треков. Когда человек приходит в онлайн-образование, он ожидает, что ему помогут достичь его персональной цели. Цели и уровень старта у всех разные, поэтому EdTech-компаниям важно научиться быстро определять уровень студента и посильную для него когнитивную нагрузку.
Это позволит предложить ему соответствующий его силам, персонально подобранный материал и адаптированный обучающий трек в рамках единого курса. Возможность достигать цели в собственном ритме важна студентам, поэтому адаптивное обучение — та технология, которая наверняка приживётся. Конечно, такой подход требует привлечения сложных технологий и разработки методологии, но спрос на него есть и среди студентов, и среди EdTech-компаний.
Совет эксперта
Читать также: