Карьера  •  05 июля  2023  •  5 мин чтения

Онлайн-обучение как новая реальность: изучаем рынок EdTech в России

В статье разбираем быстрорастущие категории рынка EdTech в России, методы и тренды в онлайн-обучении и рассказываем, как выбрать школу.

Что такое EdTech

Под EdTech обычно представляют всё, что связано с онлайн-образованием. Чаще всего это онлайн-курсы, то есть самые первые ассоциации с EdTech — это компании вроде Яндекс Практикума. Пользователь заходит на сайт, проходит курс и выходит с новыми знаниями.

На самом деле понятие EdTech шире. EdTech (от англ. Education technology — технологии образования) — это сфера, связанная с применением технологий для улучшения любых процессов обучения. Вот что включает в себя EdTech:

● адаптацию учебных курсов и программ под разные категории людей;
● платформы по геймификации обучения;
● различные технологии, связанные с машинным обучением и искусственным интеллектом, которые помогают оптимизировать обучающие курсы, материалы или приложения.

EdTech позволяет делать обучение современным, более быстрым и удобным для каждого пользователя. Любой продукт на стыке обучения и IT-технологий будет называться EdTech.

Попробовать методы и тренды онлайн-образования можно, пройдя вводные части курсов по программированию, дизайну и анализу данных Яндекс Практикума. А выбрать подходящее направление для обучения поможет профориентационный тест.

Выберите свою новую профессию в IT
Наш курс о современных профессиях поможет вам детально узнать о самых востребованных профессиях в IT. А с помощью профориентационного теста от Практикума и МГУ вы сможете узнать, какая профессия подходит именно вам.

Категории EdTech-компаний в России

На российском рынке множество категорий EdTech-компаний, некоторые продукты находятся на их стыке. Вот основные категории:

● Онлайн-образование
Компании, которые разрабатывают онлайн-курсы, вебинары и любые другие образовательные ресурсы в различных форматах преимущественно для удалённого онлайн-обучения. Они создают платформы, которые помогают студентам изучать различные предметы и сферы специальности, получать дополнительные хард- и софтскилы в удобное им время.

Такие жизненные курсы тоже относятся к онлайн-образованию. Источник: journal.tinkoff

● Разработка платформ и инструментов
Эта категория включает компании, которые разрабатывают платформы и различные инструменты для государственных и коммерческих образовательных учреждений. Компании работают с LMS (от англ. learning management system — система управления обучением). Примеры LMS — электронный учебник, системы контроля эффективности и оценок и другие форматы управления образованием.

Чтобы студенты могли эффективно использовать незнакомую учебную платформу, в начале каждого курса предусмотрен онбординг. Источник: practicum.yandex

● Разработка образовательного контента
Категория включает компании, которые занимаются разработкой методических материалов, учебников, курсов, уроков или отдельных элементов в этих форматах.

Интерактивные тренажёры — фишка дизайн-задачников агентства «Собака Павлова». Источник: eduhund.ru

Геймификация процессов
Разработка разных интерактивных форматов: квизов, презентаций, различных онлайн-активностей, которые можно внедрять в учебные программы и курсы.

● Адаптивное обучение
Есть компании, которые адаптируют обучение под потребности разных людей, в том числе с особенностями. Это может быть связано как с индивидуальными запросами учащихся, так и с их физическими или ментальными особенностями. Например, существует адаптивное обучение для инвалидов. Но на российском рынке эта категория пока не очень популярна.

Рынок EdTech в России

В I квартале 2023 года выручка российских EdTech-компаний увеличилась на 23%. Вот самые быстроразвивающиеся сегменты рынка EdTech и их лидеры:

1. Дополнительное образование (ДПО) — самый крупный и активный сегмент. Это компании, которые разрабатывают обучающие курсы по профессиональному развитию для взрослых. Под дополнительным образованием подразумевается обучение новым навыкам, переквалификация и получение дополнительного образования в рамках основной специальности. Лидеры сегмента ДПО — Яндекс Практикум, Skillbox, «Нетология», GeekBrains, Skillfactory.

Тематика самых востребованных онлайн-курсов в 2022 году и в первом квартале 2023 года.
Источник: EdTech-дайджест за апрель 2023

2. Детское образование. По росту сегмент детского образования не отстаёт от ДПО, при этом, в отличие от ДПО, рынок детского образования не останавливается. Если для ДПО эксперты предсказывают в 2023 году рост рынка на 10—15%, то для детского образования — на 20—30%.

Сегмент сосредоточен на онлайн-обучении школьников: от замены обычных государственных школьных программ до подготовки к экзаменам. Лидеры сегмента — «Фоксфорд» и MAXIMUM Education.

Сегмент подготовки к ЕГЭ — один из ведущих в детском образовании, и спад ему не грозит: он будет востребован, пока существует госэкзамен. Источник: foxford

Особенность сегмента детского образования — в том, что большая часть этого рынка — частные репетиторы и преподаватели, которые готовят к конкретным экзаменам.

3. Языковое образование. Ещё один важный сегмент рынка EdTech — это языковые школы. Среди самых известных — Skyeng и направление английского языка в Практикуме. Эксперты предсказывают рост сегмента в 2023 году на 10—15%.

Новым языкам пока не под силу потеснить лидирующие позиции английского. Источник: practicum.yandex

Английский остаётся самым популярным языком для изучения. Но в связи с разворотом российского рынка в сторону Азии и Востока к лидеру добавляются новые языки. Например, в последние пять лет на рынке появился устойчивый спрос на хинди и китайский. При этом студентов интересует не только активное изучение восточных языков, но и погружение в культуру этих стран.

Методы обучения в EdTech

Методы и тренды на рынке онлайн-образования во многом связаны друг с другом. Часто тренды рождают новые методы — например, активное развитие Telegram способствовало появлению студенческих неформальных комьюнити.

1. Синхронное и асинхронное обучение
Это совмещение общих онлайн-активностей, в которых участвует вся группа, с индивидуальной работой студента в удобном ему темпе. Вебинары при этом рассчитаны не столько на проверку знаний, сколько на то, чтобы закрыть общие вопросы и создать комьюнити.

Прогресс у учащихся, присутствующих на онлайн-вебинаре, может быть разным: это не мешает каждому из них осваивать программу в своём темпе. Источник: mann-ivanov-ferber

2. Геймификация
Игровые элементы, добавленные в программу обучения, повышают вовлечённость, уровень и скорость усвоения информации. За достижения, даже небольшие, студенты получают условные награды.

Приложение для изучения языков мотивирует пользователей при помощи медалей, званий и рекордов.
Источник: duolingo

3. Коллаборативное обучение
Метод тесно связан с идеей комьюнити и подразумевает использование функций для совместной работы с обязательным общением в режиме реального времени. Студенты знают, что у них есть группа и некое общее пространство, где они могут общаться, есть групповые задания. Они знакомятся друг с другом и могут обсудить теорию и задания с сокурсниками.

4. Микрообучение
Большие объёмы информации разбивают на маленькие кусочки — своеобразная реализация популярной идеи «съесть слона по частям». Микрообучение позволяет студентам освоить программу дополнительного образования в условиях нехватки времени.

Людям, которые совмещают обучение с работой на фултайме, удобнее в течение дня посмотреть пять видео по 10 минут, чем одно получасовое. Источник: skillcup

Тренды EdTech

Онлайн-обучение активно реагирует на запросы пользователей и общую ситуацию на рынке труда. Например, появление большого количества выпускников курсов приводит к разработкам программ поддержки трудоустройства и развитию культуры наставничества. Собрали девять основных трендов:

1. Персонализированное обучение
Платформы и приложения стараются адаптировать обучающие программы под потребности пользователя, его уровень подготовки, предпочитаемый формат и стиль обучения. Тренд проявляется в виде индивидуальных рекомендаций и учебного плана, разборов работ и консультаций.

2. Поддержка трудоустройства
Центральный тренд на рынке российского EdTech. Сейчас почти каждая компания отрасли предлагает программы помощи в трудоустройстве. Наставники и hr-специалисты помогают студентам подготовиться к выходу на рынок труда. Поддержка трудоустройства обязательно включает в себя поддержку куратора.

Появление тренда связано с большим количеством джунов, в первую очередь в сфере IT. В рамках подготовки к трудоустройству компании помогают им составить резюме и определить стратегию поиска работы.

Джуны в IT — чаще всего как раз выпускники курсов. Источник: practicum.yandex

На рынке существуют интересные форматы партнёрства с компаниями — например, в Практикуме за это отвечает Центр найма. Компании сами приходят в Практикум с запросом на джунов в какой-то определённой сфере, и сервис онлайн-образования в рамках партнёрских вакансий даёт компаниям посмотреть своих выпускников.

3. Комьюнити
Тренд предлагает наличие синхронных форматов обучения и продвижение идеи о том, что у всех студентов примерно одни и те же цели и интересы. Это возможность создать активное комьюнити, в том числе не только действующих студентов, но и выпускников конкретных курсов.

Тренд на комьюнити реализуется в Яндекс Практикуме: выпускники поддерживают тех, кто ещё учится или ищет свой оффер на этапе трудоустройства. Они часто возвращаются с вакансиями из компаний, куда они устроились после окончания курса.

4. Активное использование телеграма
По данным EdTech-дайджеста за апрель 2023 года, 80% онлайн-школ используют Telegram в том числе для коммуникаций студенческих групп поддержки и в качестве инструмента развития комьюнити. Телеграм предполагает более неформальное общение, в отличие от почты или специальных платформ. Это ещё одно проявление тренда на индивидуальный подход, развитие комьюнити и создание комфортной и экологичной среды обучения.

5. Наставничество
Тренд на наставничество проявляется не только в работе с джунами, но и с состоявшимися специалистами. Менторские услуги часто предлагают на добровольных началах, чтобы помочь начинающим специалистам вкатиться в профессию. Чаще всего наставничество относится к IT-сфере.

Ментором выступает состоявшийся специалист: он подскажет, как использовать полученные знания в работе.
Источник: practicum.yandex

6. Переход к более устойчивым бизнес-моделям
Под этим понимается стремление компании выйти на самообеспечиваемость, то есть жить не за за счёт инвестиций, а сократить размер и количество инвестиций в пользу самоокупаемости. Он может проявляться, например, в появлении платных подписок и дополнительных платных услуг, например карьерных консультаций, повышении цен на курсы.

7. Практика и работа над реальными проектами
На рынок труда уже не первый год выпускается большое количество переквалифицировавшихся специалистов. И он начал им больше противиться: просто пройти курс достаточно для развития своих скилов, но недостаточно для повышения квалификации и переквалификации. Поэтому сейчас существует тренд на практику и практические задания, работу над реальными проектами.

Схема работы Мастерской Практикума. Источник: practicum.yandex

Например, у Практикума есть формат Мастерской. Студенты в рамках подготовки к трудоустройству помогают бизнесу и НКО создавать проекты, то есть набираются опыта работы с реальными заказчиками. Заказчиками обычно выступают некоммерческие организации, для которых силами джунов реализуются качественные проекты. Начинающие специалисты получают кейс в портфолио и опыт работы, а благотворительные НКО — готовые проекты.

8. Развитие искусственного интеллекта
Искусственный интеллект всё плотнее входит в жизнь, и сфера EdTech не исключение. ИИ используют для анализа любых данных, касающихся обучения, от динамики покупок курсов до частных вопросов, например, что не так с воронкой продаж.
ИИ хорошо работает на персонализацию образовательных материалов, составление персональных рекомендаций. Также ИИ помогает проанализировать существующие процессы, от самых частных до масштабных, связанных с большими данными.

9. Выход на зарубежные рынки
Тренд касается не только стран СНГ, но и полноценного продвижения в незнакомых сегментах. Поэтому в EdTech-компаниях, планирующих выход на новые рынки, есть спрос на специалистов по продвижению бизнеса, маркетинговых исследователей, знатоков специфики конкретных регионов.

Новые рынки — это вызов не только для тех, кто выведет компанию и её продукт на новый уровень, но и для тех, кто будет принимать студентов из нового региона со своими культурными особенностями.

Совет эксперта

Сима Свердлова
При выборе онлайн-школы советую выбирать в первую очередь из лидеров рынка. Прислушиваться к своим ощущениям: приятно ли находиться на сайте компании, нравятся ли иллюстрации и тон коммуникации. Если да, стоит присмотреться к месту: проверить программу обучения и форматы.

Очень важно читать отзывы учеников и выпускников курсов, причём не только те, которые показывает сама компания. Понятно, что на самый замечательный курс будут и негативные отзывы ― нужно смотреть, что именно не понравилось.

Следующий шаг — понять приоритет при выборе курсов. Если важен индивидуальный подход — искать курсы с активным наставничеством, командой сопровождения и круглосуточной поддержкой куратора.

Статью подготовили:
Сима Свердлова
Яндекс Практикум
Менеджер по трудоустройству
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Thu Apr 11 2024 16:31:17 GMT+0300 (Moscow Standard Time)