Как начать продавать на маркетплейсах: подробный гайд
Как начать продавать на маркетплейсах: подробный гайд
Разбираем плюсы и минусы работы на маркетплейсах для селлеров и менеджеров, а также подсказываем, как выбрать первую площадку и какие нюансы важно учитывать.
Для селлера маркетплейс — канал для продаж, который даёт возможность продавать товар по всей России без лишних расходов на содержание складов, дополнительный персонал, создание сайта и рекламу. Маркетплейс — это огромная онлайн-витрина, виртуальная торговая площадка, на которой селлер выкладывает товар и платит комиссию за использование площадки.
Схематично процесс работы маркетплейса выглядит так:
1. Селлер регистрируется и выкладывает товары на онлайн-витрину.
2. Маркетплейс показывает товары потенциальным покупателям, продвигает их, размещает товары селлеров на своих складах и доставляет их покупателям.
3. Покупатель ищет нужный товар, сравнивает предложения разных продавцов и оформляет заказ.
4. Маркетплейс зарабатывает на комиссиях, доставке и дополнительных услугах, селлер — на продаже своего товара.
Чтобы успешно продавать товары на маркетплейсах, нужно уметь находить популярные ниши, считать юнит-экономику, тестировать бизнес-гипотезы и поднимать карточки в выдаче. Эти и другие тонкости работы можно освоить на курсе «Менеджер маркетплейсов». Базовая программа рассчитана на 5 месяцев обучения, расширенная — на 9. Начать учиться можно бесплатно.
Чтобы выяснить, какой товар выгоднее продавать на маркетплейсе, нужно провести анализ рынка и понять, что сейчас продаётся лучше всего. Это проще сделать с помощью специализированных сервисов аналитики маркетплейсов, например:
● MPSTATS,
● Mayak (Маяк),
● Shopstat,
● Moneyplace,
● SellerFox.
Сервисы аналитики маркетплейсов помогут узнать максимальную и минимальную стоимость товара, динамику продаж и сезонность для конкретных категорий, ценовую сегментацию, объёмы продаж лидеров рынка, быстрорастущие категории и другую важную для старта и развития информацию.
Сервис аналитики помогает найти нишу и товар с высоким спросом и умеренной конкуренцией. Источник: moneyplace
Посмотреть наиболее популярные категории можно в отчётах самих площадок или независимых исследованиях. Так, по данным исследования Data Insight, в декабре 2023 года в топ-3 категории на Ozon и Wildberries входили «Одежда, обувь и аксессуары», «Товары для дома», «Красота и здоровье».
Распределение активных селлеров по категориям на начало декабря 2023 года. Источник: Data Insight
Когда селлер понимает, какие категории и товары хорошо продаются, нужно:
1. Выбрать интересную категорию,
2. Посчитать юнит-экономику,
3. На основе юнит-экономики собрать гипотезы и предположения, какие товары можно тестировать,
4. Начать продавать товары.
Важно понимать, что даже идеальное следование этому плану не даёт стопроцентной гарантии успеха, потому что на маркетплейсах есть огромное количество скрытых алгоритмов и факторов, на которые селлер не может повлиять.
Глобально на всех маркетплейсах схема работы и принципы взаимодействия с селлером и покупателями примерно одинаковые. Проще выбирать ту площадку, которой селлер пользуется сам и которая нравится ему именно с точки зрения пользователя. Например, если человек часто заказывает что-то на Wildberries, будет разумно начинать торговать с неё.
Можно сначала разобраться, как работает одна площадка, и с ростом продаж переходить на другие маркетплейсы. По данным исследования Tinkoff Data, примерно каждый пятый селлер, который начал торговлю в 2021 и 2022 годах, через год после начала работы вышел на дополнительную площадку.
В 2023 году 47% селлеров выбирают Ozon в качестве первой площадки. Источник: tinkoff
Технически процесс регистрации на маркетплейсе и старта продаж прост:
Шаг 1. Регистрация — доступна онлайн, понадобится номер телефона и расчётного счета, несколько минут на заполнение анкеты.
Шаг 2. Оплата гарантийного сбора — опционально. Актуально для Wildberries: здесь сбор составляет 10 000 руб. На Ozon такого сбора нет.
Шаг 3. Создание и оформление карточки товара. Качественно подготовленная карточка помогает повысить продажи.
Шаг 4. Отгрузка товара на склад — собственный или маркетплейса, в зависимости от выбранной формы сотрудничества.
Шаг 5. Запуск рекламы и продвижение — опционально. Помогают вывести карточку в топ и увеличить прибыль.
Совет эксперта
Читать также: