Маркетинг • 11 июня 2024 • 5 мин чтения

Как начать продавать на маркетплейсах: подробный гайд

Разбираем плюсы и минусы работы на маркетплейсах для селлеров и менеджеров, а также подсказываем, как выбрать первую площадку и какие нюансы важно учитывать.

Что такое маркетплейс и как он работает

Для селлера маркетплейс — канал для продаж, который даёт возможность продавать товар по всей России без лишних расходов на содержание складов, дополнительный персонал, создание сайта и рекламу. Маркетплейс — это огромная онлайн-витрина, виртуальная торговая площадка, на которой селлер выкладывает товар и платит комиссию за использование площадки.

Схематично процесс работы маркетплейса выглядит так:

1. Селлер регистрируется и выкладывает товары на онлайн-витрину.
2. Маркетплейс показывает товары потенциальным покупателям, продвигает их, размещает товары селлеров на своих складах и доставляет их покупателям.
3. Покупатель ищет нужный товар, сравнивает предложения разных продавцов и оформляет заказ.
4. Маркетплейс зарабатывает на комиссиях, доставке и дополнительных услугах, селлер — на продаже своего товара.

Чтобы успешно продавать товары на маркетплейсах, нужно уметь находить популярные ниши, считать юнит-экономику, тестировать бизнес-гипотезы и поднимать карточки в выдаче. Эти и другие тонкости работы можно освоить на курсе «Менеджер маркетплейсов». Базовая программа рассчитана на 5 месяцев обучения, расширенная — на 9. Начать учиться можно бесплатно.

Плюсы и минусы работы с маркетплейсами


Плюсы


Минусы

Быстрый старт. В течение дня можно зарегистрироваться, разместить товар и уже на следующий день получить первые заказы. Если делать онлайн-магазин с нуля, только разработка сайта займет от двух месяцев, а ещё нужно будет тратить ресурсы на рекламу и продвижение.

Не нужно снимать собственный склад. Селлер может отправить товары для продажи на склад маркетплейса. Это платно, тем не менее такая схема работает проще и дешевле, чем если самому искать и арендовать склад, оплачивать услуги риелтора, делать ремонт в помещении, платить зарплату кладовщикам.

Простой процесс запуска рекламы. Разобраться в настройках рекламных кабинетов и включить базовые сможет любой пользователь. Если же делать собственный сайт и запускать рекламную кампанию в интернете, понадобятся специализированные знания, чтобы грамотно её настроить.

Все платежи проходят онлайн и отображаются в личном кабинете селлера. Не нужно самому общаться с клиентом, выставлять счёт и ждать, пока пройдет оплата, — этим занимается маркетплейс: все платежи проходят через его систему.

Доступ к инструментам аналитики. В личном кабинете селлер может посмотреть остатки по товарам, отчёт по продажам и другие данные.

Большое количество пунктов выдачи заказов — ПВЗ. У Ozon — 45 000 точек, у Wildberries — 30 000. Селлеру не нужно самому заниматься отправкой товара, плюс это удобно потенциальным покупателям: они могут забрать покупку около дома или работы, а также заказать доставку курьером с маркетплейса.

Маркетплейсы — растущий тренд. Всё больше людей начинают ими пользоваться: только на Ozon в 2023 году было оформлено более 950 миллионов заказов. С ростом аудитории растёт и количество продаж.

Минимальный штат. Для обслуживания магазина на маркетплейсе не нужно много сотрудников, достаточно одного-двух менеджеров. Для сравнения: в офлайн-магазине должен быть администратор, продавцы, закупщики, уборщица и т. д.

Возможность выйти на рынок СНГ. Маркетплейсы активно развиваются на территории СНГ. Территория продаж увеличивается.

Дополнительное финансирование. Опытные селлеры, которые давно работают на площадке и хорошо зарекомендовали себя, могут получить дополнительное финансирование. Достаточно оставить заявку в личном кабинете и получить, например, кредит в банке-партнёре или ежедневные выплаты. Конечно, площадка возьмёт свой процент.

Удалённый формат. Можно работать онлайн из любой точки мира, не привязываясь к конкретному месту.

Нет прямого контакта с покупателями. Селлер не сможет получить контакты покупателей и сформировать собственную базу клиентов: контакты остаются у маркетплейса.

Комиссии: до 25% в отдельных категориях. Маркетплейсы регулярно поднимают комиссии за продажу на площадке.

Штрафы. На маркетплейсах есть разветвлённая система штрафов, требования часто меняются. Чтобы не терять деньги, важно изучать оферту и следить за обновлениями.

Высокая конкуренция и ценовой демпинг. Если селлер продаёт товары из сегмента массмаркета, то рано или поздно он столкнётся с конкуренцией и ценовым демпингом. Когда цены снижают не умеющие просчитывать юнит-экономику селлеры или менеджеры, они продают товар в ноль или в минус — и снижают цену для всех продавцов. Получается, что никто не зарабатывает: остальным тоже приходится снижать цену, чтобы хоть что-то продать.

Изменчивые условия оферты. Маркетплейс может в одностороннем порядке менять правила в свою пользу и диктовать условия. Селлеру остаётся согласиться с ними или не работать с площадкой.

Низкое качество поддержки и обратной связи. Селлеру сложно получить качественную консультацию и ответ на свой вопрос. Техническая поддержка сильно роботизирована: либо отвечает бот, либо вообще никто не отвечает.

Сложности с поставкой товара на склад. Часто возникают очереди на приёмке. К тому же маркетплейсы постоянно увеличивают количество требований к поставке и маркировке. Например, раньше товар нужно было упаковывать в светлую пленку, сейчас — в тёмную, раньше надо в пакет, теперь — только в коробку, и т. д. За несоблюдение требований селлер получит штраф.

Слабый контроль аутофстоков. Это ситуация, когда селлер сдал товар на склад маркетплейса, но его ещё не приняли, приёмка затянулась, товар где-то завис и в результате не появился в продаже. Товар недоступен, селлер не может повлиять на ситуацию и несёт убытки. Ещё нужно учитывать возможные пробки на приемке товара — простоять можно двое суток и даже неделю.

Выплаты за продажи. Происходят не ежедневно, а примерно несколько раз в месяц. Если селлер хочет получать деньги каждый день, придётся выплачивать комиссию.

Покупательский терроризм. Происходит из-за слабого контроля в пунктах приёма. Сотрудникам маркетплейса в ПВЗ часто безразлично, какой товар покупатель приносит на возврат: покупатели могут возвращать испорченные вещи, и ПВЗ их принимает. Селлер получает такой товар как бракованный и несёт убытки: кроме испорченного товара, ему приходится платить за его возврат и перемещение из ПВЗ обратно на склад.

Платный забор товара. Если селлер хочет вывезти со склада маркетплейса товар, который не продаётся или просто перемещается на другой склад, придётся платить.

Инвентаризация. На маркетплейсах инвентаризацию делает не селлер, а сама площадка. При этом не всегда понятно, что происходит с товаром. Например, товар может месяцами находиться в статусе «В пути». Такой товар селлер не может вывезти или утилизировать, он просто зависает в системе. Часто в итоге этот товар списывается в убытки.

Несовершенная система учёта товара. Система контроля на маркетплейсах несовершенна из-за огромных объёмов товара, потери происходят регулярно.

Какие товары выгодно продавать

Чтобы выяснить, какой товар выгоднее продавать на маркетплейсе, нужно провести анализ рынка и понять, что сейчас продаётся лучше всего. Это проще сделать с помощью специализированных сервисов аналитики маркетплейсов, например:

MPSTATS,
Mayak (Маяк),
Shopstat,
Moneyplace,
SellerFox.

Сервисы аналитики маркетплейсов помогут узнать максимальную и минимальную стоимость товара, динамику продаж и сезонность для конкретных категорий, ценовую сегментацию, объёмы продаж лидеров рынка, быстрорастущие категории и другую важную для старта и развития информацию.

Сервис аналитики помогает найти нишу и товар с высоким спросом и умеренной конкуренцией. Источник: moneyplace

Посмотреть наиболее популярные категории можно в отчётах самих площадок или независимых исследованиях. Так, по данным исследования Data Insight, в декабре 2023 года в топ-3 категории на Ozon и Wildberries входили «Одежда, обувь и аксессуары», «Товары для дома», «Красота и здоровье».

Распределение активных селлеров по категориям на начало декабря 2023 года. Источник: Data Insight

Когда селлер понимает, какие категории и товары хорошо продаются, нужно:

1. Выбрать интересную категорию,
2. Посчитать юнит-экономику,
3. На основе юнит-экономики собрать гипотезы и предположения, какие товары можно тестировать,
4. Начать продавать товары.

Важно понимать, что даже идеальное следование этому плану не даёт стопроцентной гарантии успеха, потому что на маркетплейсах есть огромное количество скрытых алгоритмов и факторов, на которые селлер не может повлиять.

С каким маркетплейсом работать

Глобально на всех маркетплейсах схема работы и принципы взаимодействия с селлером и покупателями примерно одинаковые. Проще выбирать ту площадку, которой селлер пользуется сам и которая нравится ему именно с точки зрения пользователя. Например, если человек часто заказывает что-то на Wildberries, будет разумно начинать торговать с неё.

Можно сначала разобраться, как работает одна площадка, и с ростом продаж переходить на другие маркетплейсы. По данным исследования Tinkoff Data, примерно каждый пятый селлер, который начал торговлю в 2021 и 2022 годах, через год после начала работы вышел на дополнительную площадку.

В 2023 году 47% селлеров выбирают Ozon в качестве первой площадки. Источник: tinkoff

Как начать работать на маркетплейсе

Технически процесс регистрации на маркетплейсе и старта продаж прост:

Шаг 1. Регистрация — доступна онлайн, понадобится номер телефона и расчётного счета, несколько минут на заполнение анкеты.
Шаг 2. Оплата гарантийного сбора — опционально. Актуально для Wildberries: здесь сбор составляет 10 000 руб. На Ozon такого сбора нет.
Шаг 3. Создание и оформление карточки товара. Качественно подготовленная карточка помогает повысить продажи.
Шаг 4. Отгрузка товара на склад — собственный или маркетплейса, в зависимости от выбранной формы сотрудничества.
Шаг 5. Запуск рекламы и продвижение — опционально. Помогают вывести карточку в топ и увеличить прибыль.

Совет эксперта

Альберт Ракипов
В работе с маркетплейсами нужно разбираться. Если продавец никогда не работал на маркетплейсах, на сайтах или офлайн, в маркетинге и торговле, стоит сначала пройти обучение на менеджера маркетплейса. Это поможет понять, интересна сфера или нет. Если после обучения интерес сохраняется, дальше стоит пойти в практику: поработать менеджером у селлера и научиться продвигать товары, выводить их в топ. Затем можно поискать свой товар и попробовать его продавать, перенеся на него полученные навыки и знания. Это самый безопасный сценарий, чтобы стать успешным селлером.
Статью подготовили:
Альберт Ракипов
Ozon, Wildberries
Top seller
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Wed Jul 17 2024 17:09:47 GMT+0300 (Moscow Standard Time)