Менеджмент • 15 ноября 2023 • 5 мин чтения

Стратегии управления стейкхолдерами: как построить взаимовыгодные отношения

Стейкхолдеры — лица, заинтересованные в проекте: руководители, клиенты, акционеры. Задача менеджера проекта — учитывать их интересы. Разбираемся, как это сделать.

Кто такие стейкхолдеры

Стейкхолдеры — это люди, на которых влияют результаты проекта. Они инициируют проект, согласовывают детали, бюджет, принимают и оценивают результаты. Стейкхолдеры могут влиять на проект: например, вносить коррективы или отказаться его принимать.

Взаимодействие со стейкхолдерами — процесс, внутри которого менеджеру проекта нужно:

  • выяснять ожидания заинтересованных лиц от проекта;
  • вовлекать стейкхолдеров и информировать их о ходе проекта;
  • собирать обратную связь.

Типы стейкхолдеров

Стейкхолдеры бывают внутренние и внешние. Внутренние — это сотрудники компании, которые задействованы в проекте:

  • директор, который инициирует проект и формирует запрос;
  • представители смежных команд, которые заинтересованы в проекте;
  • менеджер проектов, который организовывает все процессы;
  • рабочая группа, которая состоит из разработчиков, менеджеров по продажам, копирайтеров, SMM-менеджеров, бухгалтеров, операторов службы поддержки.

Внешние стейкхолдеры — все, кто может повлиять на проект за пределами компании:

  • государственные органы, которые регулируют деятельность компании;
  • пользователи, которые формируют мнение о продукте;
  • СМИ и конкуренты, которые наблюдают за проектом.

Научиться работать со всеми типами стейкхолдеров можно на курсе «Основы управления проектами». На нём студенты тренируются сопоставлять требования и сроки, планировать работу так, чтобы не случались авралы, анализировать риски и плавно завершать проект.

Запустите собственный проект
Научитесь определять цели, оценивать ресурсы и риски, организовывать работу команды и быстро реагировать на изменения. Освойте 10 техник управления проектами и получите чек-листы для самостоятельной работы.

Как определить стейкхолдеров

Определить стейкхолдеров можно в два этапа: сначала выявить особо заинтересованных лиц и собрать у них необходимую информацию. Затем распределить их по степени вовлечённости в проект и определить степень влияния каждого. Рассмотрим подробнее каждый этап.

1. Выявить стейкхолдеров и собрать информацию

Для менеджера проектов определение стейкхолдеров начинается с анализа всех лиц, которые помогут достигнуть целей проекта. После этого ему нужно:

  • обсудить с коллегами ожидания и ограничения, например налоги, сроки, выбор подрядчиков;
  • проговорить условия. Например, бухгалтерии важно учесть работу внешних сервисов, которые принимают платежи, обновить формирование чеков и взаимодействие с налоговыми службами;
  • изучить механизмы работы с внешними акторами: например, встретиться с представителем платёжного сервиса;
  • выявить людей, которые заинтересованы в проекте.

2. Распределить стейкхолдеров по степени вовлечённости и влияния

Это необходимо для чёткой иерархии участников. Менеджер должен понимать, к кому, когда и как часто можно обращаться за помощью и обратной связью. Стейкхолдеров удобно делить на четыре группы.

1. Высокая вовлечённость, высокое влияние
С такими стейкхолдерами команда взаимодействует максимально часто. Как правило, это один или несколько человек, которые инициировали проект и заинтересованы в его успешной реализации. От них нужно регулярно получать обратную связь.

2. Высокая вовлечённость, низкое влияние
В эту категорию часто попадают команды, которые помогают при запуске проекта. Например, службе поддержки важно понимать сроки, замысел, примеры вопросов и ответов и быть в курсе всех текущих изменений. Эту категорию стейкхолдеров можно обозначить как «эксперты» — они дают обратную связь и помогают реализовать проект.

3. Низкая вовлечённость, высокое влияние
Например, команда работает над развитием сервиса из сферы e-commerce и хочет изменить тарифы на доставку. Это нужно согласовать с финансовым отделом, ответственным за работу с рисками. Финансисты не погружены в тонкости продукта и требования заказчика, но могут влиять на конкретные решения и способ их реализации. Чтобы работа с ними прошла успешно, нужно вовремя и полностью предоставлять им необходимую информацию и очень точно проговаривать все ограничения.

4. Низкая вовлечённость, низкое влияние
Стейкхолдеры этой категории не оказывают влияние на проект, но интересуются им:

  • СМИ, которые рассказывают о жизни компании и нововведениях внутри;
  • компании, которым важно понимать, что делают другие игроки рынка, чтобы оставаться конкурентоспособными;
  • коллеги, которые не входят в состав проекта, но проявляют к нему интерес.

Матрица и анализ стейкхолдеров

Матрица — это таблица, в которой находится список стейкхолдеров и информация о них. Менеджер проектов обращается к матрице, если ему нужно уточнить данные, найти или обновить контакты стейкхолдеров.

Информация о стейкхолдерах, которую нужно собрать в матрице: ФИО, должность, контакты, руководитель, роль в проекте, степень вовлечённости и влияния, формат информирования.

Матрица упрощает и систематизирует работу менеджеров и команды

Менеджер проектов также может собрать дополнительную матрицу должностных обязанностей стейкхолдеров, чтобы лучше понимать роль каждого специалиста. Например, в отделе маркетинга есть копирайтер, бренд-менеджер, редактор, SMM-специалист. Менеджеру проектов важно понимать, к кому с какой задачей лучше обращаться.

Как управлять стейкхолдерами

Главная задача управления — информировать и вовлекать каждого из них для того, чтобы проект был реализован вовремя, в рамках бюджета и с учётом всех требований. После того как сформирован список заинтересованных, определена степень их влияния и вовлечённости, написаны стратегии информирования, менеджер и команда должны следовать правилам работы со стейкхолдерами. Рассмотрим их на примере агентства недвижимости, где стейкхолдерами будут владельцы недвижимости, покупатели, банки и риэлторы:

Анализировать интересы стейкхолдеров. Определить потребности каждого стейкхолдера. Владельцы недвижимости хотят продать её по максимальной цене, покупатели ― найти объект, который соответствует их запросам и бюджету, банки ― выдать ипотечный кредит с минимальными рисками, риэлторы ― получить комиссионные. Чтобы выявить требования заказчиков, нужна персональная вовлечённость. Чем ближе менеджер к запросам заказчика и предметной области, тем лучше проект будет реализован.

Разработать систему коммуникации. Для этого нужно определить лучший способ взаимодействия с каждой группой стейкхолдеров. Например, с владельцами недвижимости лучше встречаться или переписываться регулярно, чтобы держать их в курсе рыночной ситуации и цен на недвижимость. Покупателям можно рассказывать о доступных объектах недвижимости в email-рассылке, организовывать просмотры и консультации. Для риэлторов нужно проводить тренинги, чтобы делиться идеями и лучшими практиками.

Инициировать совместные встречи. Например, круглый стол с представителями всех групп стейкхолдеров, чтобы обсудить актуальные вопросы, идеи и проблемы. Это поможет решить вопросы и конфликты в рамках проекта.

Оценивать и отчитываться. Регулярно анализировать эффективность взаимодействия со стейкхолдерами. Задавать вопросы, получать обратную связь и изучать результаты. Своевременно делиться информацией о ходе проекта и достижениях.
Эти принципы можно использовать как отправную точку для управления стейкхолдерами. Но каждый проект и ситуация уникальны, поэтому важно применять индивидуальный подход.

Владимир Токмажевский, старший менеджер проектов в Яндекс 360,
PMP, игротехник
Хорошая стратегия в работе над проектом — определить ожидания заказчиков, сроки реализации, бюджет. Такая стратегия позволит избежать ситуации, когда вы к концу проекта узнаёте, что кто-то из заинтересованных лиц недоволен результатом и многое нужно переделать. Чтобы такого не произошло, нужно заранее выяснять и фиксировать требования заинтересованных сторон.

Совет эксперта

Владимир Токмажевский
Важно уточнять детали проекта у стейкхолдеров, систематизировать эту информацию и составить план работы. Лучше, если он будет не идеальным, чем если его не будет вообще. По ходу проекта план можно улучшать самостоятельно или вместе с командой. И важно помнить: все идеи и решения стоят того, чтобы перенести их из головы на бумагу или в электронный документ.
Статью подготовили:
Владимир Токмажевский
Яндекс Практикум
Старший менеджер
проектов в Яндекс 360,
PMP, игротехник
Анастасия Страшнова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Tue May 07 2024 17:06:40 GMT+0300 (Moscow Standard Time)