Стейкхолдеры — это люди, на которых влияют результаты проекта. Они инициируют проект, согласовывают детали, бюджет, принимают и оценивают результаты. Стейкхолдеры могут влиять на проект: например, вносить коррективы или отказаться его принимать.
Взаимодействие со стейкхолдерами — процесс, внутри которого менеджеру проекта нужно:
Стейкхолдеры бывают внутренние и внешние. Внутренние — это сотрудники компании, которые задействованы в проекте:
Внешние стейкхолдеры — все, кто может повлиять на проект за пределами компании:
Научиться работать со всеми типами стейкхолдеров можно на курсе «Основы управления проектами». На нём студенты тренируются сопоставлять требования и сроки, планировать работу так, чтобы не случались авралы, анализировать риски и плавно завершать проект.
Определить стейкхолдеров можно в два этапа: сначала выявить особо заинтересованных лиц и собрать у них необходимую информацию. Затем распределить их по степени вовлечённости в проект и определить степень влияния каждого. Рассмотрим подробнее каждый этап.
1. Выявить стейкхолдеров и собрать информацию
Для менеджера проектов определение стейкхолдеров начинается с анализа всех лиц, которые помогут достигнуть целей проекта. После этого ему нужно:
2. Распределить стейкхолдеров по степени вовлечённости и влияния
Это необходимо для чёткой иерархии участников. Менеджер должен понимать, к кому, когда и как часто можно обращаться за помощью и обратной связью. Стейкхолдеров удобно делить на четыре группы.
Информация о стейкхолдерах, которую нужно собрать в матрице: ФИО, должность, контакты, руководитель, роль в проекте, степень вовлечённости и влияния, формат информирования.
Менеджер проектов также может собрать дополнительную матрицу должностных обязанностей стейкхолдеров, чтобы лучше понимать роль каждого специалиста. Например, в отделе маркетинга есть копирайтер, бренд-менеджер, редактор, SMM-специалист. Менеджеру проектов важно понимать, к кому с какой задачей лучше обращаться.
Главная задача управления — информировать и вовлекать каждого из них для того, чтобы проект был реализован вовремя, в рамках бюджета и с учётом всех требований. После того как сформирован список заинтересованных, определена степень их влияния и вовлечённости, написаны стратегии информирования, менеджер и команда должны следовать правилам работы со стейкхолдерами. Рассмотрим их на примере агентства недвижимости, где стейкхолдерами будут владельцы недвижимости, покупатели, банки и риэлторы:
✅Анализировать интересы стейкхолдеров. Определить потребности каждого стейкхолдера. Владельцы недвижимости хотят продать её по максимальной цене, покупатели ― найти объект, который соответствует их запросам и бюджету, банки ― выдать ипотечный кредит с минимальными рисками, риэлторы ― получить комиссионные. Чтобы выявить требования заказчиков, нужна персональная вовлечённость. Чем ближе менеджер к запросам заказчика и предметной области, тем лучше проект будет реализован.
✅Разработать систему коммуникации. Для этого нужно определить лучший способ взаимодействия с каждой группой стейкхолдеров. Например, с владельцами недвижимости лучше встречаться или переписываться регулярно, чтобы держать их в курсе рыночной ситуации и цен на недвижимость. Покупателям можно рассказывать о доступных объектах недвижимости в email-рассылке, организовывать просмотры и консультации. Для риэлторов нужно проводить тренинги, чтобы делиться идеями и лучшими практиками.
✅Инициировать совместные встречи. Например, круглый стол с представителями всех групп стейкхолдеров, чтобы обсудить актуальные вопросы, идеи и проблемы. Это поможет решить вопросы и конфликты в рамках проекта.
✅Оценивать и отчитываться. Регулярно анализировать эффективность взаимодействия со стейкхолдерами. Задавать вопросы, получать обратную связь и изучать результаты. Своевременно делиться информацией о ходе проекта и достижениях.
Эти принципы можно использовать как отправную точку для управления стейкхолдерами. Но каждый проект и ситуация уникальны, поэтому важно применять индивидуальный подход.
Читать также: