Маркетинг • 18 июня 2024 • 5 мин чтения

Кто такой директолог и какие навыки ему нужны

Рассказываем про профессию директолога: чем занимается специалист, сколько зарабатывает, какие навыки пригодятся и какие возможности есть для роста.

Чем занимается директолог

Директолог — это специалист перфоманс-маркетинга, который работает в рекламной системе Яндекс Директа. В его задачи и обязанности входит работа с инструментами Яндекс Директа, а именно подготовка и запуск рекламных кампаний. Вот чем занимается директолог:

● интервьюирование владельцев продукта и бренд/продакт-менеджеров;
● изучение потребительского спроса и конкурентов;
● анализ целевой аудитории бизнеса;
● сбор семантического ядра (семантики) — ключевых слов (запросов), по которым пользователи ищут продукт в поиске Яндекса;
● настройка и запуск рекламных кампаний;
● аналитика трафика на сайте, работа со сквозной аналитикой;
● сопровождение рекламных кампаний, их оптимизация и вывод на эффективность.

Чаще всего директолог — это операционист, который работает руками. В крупных компаниях или проектах бывают целые отделы трафика, куда входит весь performance-маркетинг, или отдел контекстной рекламы, где градация специалистов выстраивается по общепринятым грейдам: джуниор, мидл, синьор.

Базовый уровень подразумевает умение собирать семантику, запускать и вести эффективные рекламные кампании. Продвинутый — умение разбираться в сквозной аналитике и моделях атрибуции, осуществлять медиапланирование, выстраивать путь пользователя и оптимизировать Customer Journey Map (CJM), карту пути клиента.

Научиться приводить новых клиентов на сайт компании и увеличивать продажи с помощью рекламы в поисковых системах можно на курсе «Специалист по контекстной рекламе». Курс включает теорию и практику в онлайн-тренажёре, а также воркшопы с экспертами Яндекса.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

✅ Можно спрогнозировать рекламную кампанию и получить контролируемый результат.

✅ Профессия востребована на рынке труда, а заработок нередко зависит от личных качеств.

✅ Подходит для интровертов, так как бриф клиента — лишь малая часть работы.

✅ Можно работать на фрилансе: самому выстраивать график и выбирать место работы.

✅ Есть возможности для горизонтального и вертикального роста.

Минусы

❌ Довольно рутинная профессия, требующая усидчивости.

❌ Высокая конкуренция на рынке труда: чтобы получить работу, важно выделяться.

❌ Результат работы может быть ограничен рекламным бюджетом заказчика.

❌ Рекламные инструменты постоянно обновляются, нужно следить за изменениями и оперативно адаптироваться к ним.

❌ Есть потолок знаний в профессии, после которого расти можно, развиваясь в смежных направлениях.

Какие знания и навыки нужны директологу

Рассмотрим базовые профессиональные и личностные качества, которыми должен обладать директолог.

Хардскилы

Базовое понимание диджитал-маркетинга — как генерируется лид и работают воронки продаж, знание пути пользователя и т. д.

Владение аналитикой — Яндекс Метрика, Google Аналитика. Умение делать отчёты и считать исходящий трафик из рекламного кабинета. Также ценно умение работать с отчётами веб-аналитики и сквозной аналитики, например Roistat.

Понимание моделей атрибуции — методов распределения эффективности каналов привлечения, которые привели к конверсии. Директологу важно уметь определять актуальность применения той или иной модели атрибуции в зависимости от специфики бизнеса.

Понимание экономики проекта. Важно понимать потребности бизнеса и его юнит-экономику, чтобы верно определять рентабельность рекламных кампаний и допустимую долю рекламных расходов (ДРР).

Софтскилы

Усидчивость и терпение — нужно быть готовым к рутинной работе, например сбору семантического ядра или ежедневной чистке минус-слов при оптимизации кампании.

Аналитическое мышление, умение анализировать данные и задавать вопросы — например, чтобы забрифовать владельца продукта или продукт-менеджера, понять свою целевую аудиторию, проанализировать результаты кампании.

Эмпатичность — поможет понимать, какие группы запросов могут конвертироваться в продажу или в целевые действия, а какие нет.

Востребованность и зарплаты

Минимальная зарплата начинающего директолога сейчас составляет 70–80 000 ₽. Специалисты с опытом от трёх лет зарабатывают 120 000–150 000 ₽ в зависимости от личных результатов. С ростом опыта и ответственности можно перейти на руководящую позицию отдела контекста, где доход может вырасти примерно до 250 000 ₽. На hh.ru на момент написания статьи открыто почти 400 вакансий для директологов, из них 21 вакансия предполагает зарплату от 220 000 ₽.

Соискатель на эту вакансию должен иметь опыт работы с бюджетами от 1 000 000 руб. в месяц. Источник: hh.ru

Кроме стандартных грейдов, зарплата директолога зависит от индустрии и места работы. В агентствах поначалу обычно доход ниже, чем в бизнесе, но первые чаще нанимают джунов. Ещё работа в агентстве даёт возможность получить больше опыта в разных кейсах и добавить его в портфолио. Бизнес же предпочитает брать на работу специалистов уровня мидл или синьор, но тогда рост зарплаты часто медленнее.

Нередко финансовый бонус директолога напрямую зависит от его личного результата, без привязки к результатам компании. Источник: hh.ru

Иногда в средних компаниях директолог получает бонусы от выполнения плана. Условно, сколько специалист продал напрямую через свой инструментарий, столько процентов от продаж он получит. В дорогих нишах, например недвижимости или автомобильной тематике, этот процент весьма значителен.

Владислав Бочаров, соавтор и наставник курсов «Интернет-маркетолог», «Менеджмент интернет-маркетинга», CMO, Pharmgeocom
Сейчас есть тренд на автоматизацию рутинных процессов в работе директолога: сбор семантики, подбор и настройка гипотез на определённую целевую аудиторию, создание креативов. Но пока алгоритмы нейросетей не в состоянии формировать комплексные гипотезы или рекламные кампании от начала до конца. Профессия востребована, и если давать бизнесу нужный результат и даже предвосхищать его, то хороший специалист всегда будет обеспечен работой.

Как стать директологом и расти в профессии

Пока на директолога не учат в высших учебных заведениях. Вариантов получить профессию два:

1. Пройти онлайн-курсы — как правило, их продолжительность составляет несколько месяцев. Формат удобен тем, что на протяжении всего обучения студентов сопровождают наставники и менторы, которым можно задавать возникающие вопросы, и опытные ревьюеры, которые дают обратную связь по заданиям. Также среди плюсов — возможность положить учебные проекты в портфолио и подготовиться в процессе обучения к сертификации по Яндекс Директу.

2. Заниматься самообразованием: самостоятельно искать информацию и ответы на вопросы на YouTube, тематических форумах и в сообществах. Этот путь медленнее и потребует больше усилий, а результат менее предсказуем.

Сейчас можно говорить о некой трансформации профессии: компаниям важно нанимать специалистов, которые владеют и контекстной, и таргетированной рекламой. Хорошее понимание Яндекс Метрики, умение строить отчёты, анализировать данные и поведение пользователей на сайте помогут вырасти в профессии. Чтобы повысить свою востребованность на рынке труда, директологу будет полезно получить сертификаты Яндекс Директа и Яндекс Метрики — их ценят работодатели.

Расти в профессии можно двумя путями. Горизонтальный рост для директолога — это переход из агентства в бизнес или смена сфер, которая сопровождается ощутимым ростом зарплаты. Вертикальный рост подразумевает классическое движение по карьерной лестнице от начинающего специалиста до опытного. Затем директолог может дорасти до руководителя отдела. Если расширять кругозор с точки зрения маркетинга и осваивать смежные инструменты, можно вырасти до директора по маркетингу.

Совет эксперта

Владислав Бочаров
Для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужно составить портфолио с описанием кейсов: насколько снизили стоимость конверсии, лида или покупателя, увеличили выручку или рентабельность вложений в маркетинг. Это тот язык, на котором говорят руководители, — таким образом директолог сможет показать свою реальную ценность.
Статью подготовили:
Владислав Бочаров
Яндекс Практикум
Соавтор и наставник курсов «Интернет-маркетолог», «Менеджмент интернет-маркетинга», CMO, Pharmgeocom
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Fri Aug 30 2024 16:59:19 GMT+0300 (Moscow Standard Time)