Дизайн •  03  августа 2023 • 5 мин чтения

По буквам: что такое леттеринг

Рисованные буквы, слова и фразы помогают передать заложенные смыслы и настроение бренда. Разбираем, что такое леттеринг, с чего начать изучение и нужно ли уметь рисовать.

Что такое леттеринг и зачем он нужен

Леттеринг — в переводе с английского «начертание букв» — это процесс рисования слов с использованием разных штрихов. Например, карандашом, кистью или ручкой. А ещё леттерингом называют композицию из нарисованных букв. Леттеринг позволяет самостоятельно придумывать и развивать форму буквы: рисуя надпись, художник сохраняет графемы (общепринятые силуэты букв) и, отталкиваясь от них, создаёт собственную уникальную форму. Он может добавлять в букву любые элементы без привязки к конкретным шрифтам.

Буквы на надписи визуально схожи, поэтому слово воспринимается как единое целое. Источник: behance

В графическом дизайне леттеринг используется для того, чтобы:

● донести до пользователя смыслы, заложенные в бренде или продукте;
● привлечь внимание к проекту или продукту, выделить его среди других;
● передать настроение и создать определённое впечатление от бренда;
● повысить узнаваемость бренда;
● подсказать, какой продукт производит бренд (например, когда название производителя фастфуда рисуют в виде палочек картошки-фри).

Логотип кока-колы, созданный на основе леттеринга, легко узнать по первой букве «с» с характерным длинным хвостом. Источник: behance

Хороший леттеринг должен быть:

Читабельным. Несмотря на все дополнительные элементы, читатель должен понимать, что написано. Нечитабельная надпись не решает поставленную задачу и разочаровывает адресата.

Уникальным. Каждая надпись создаётся вручную для конкретной задачи или замысла, часто — в единственном экземпляре.

Консистентным. Подразумевается, что художник использует повторяющиеся приёмы: например, одну и ту же кисть, единообразный угол наклона, опциональную толщину и высоту букв и так далее. Леттеринг воспринимается как единое целое, будь это одно слово или целая фраза.

Несмотря на то что «в» похожа на две нанизанные на палку подковы, а «ь» — на дверную ручку, читатель понимает, что это за буквы. Источник: behance

Отличия леттеринга от каллиграфии

Если леттеринг — это рисование букв, то каллиграфия (от греческого «красивое письмо») — это их написание. В этом и есть главное отличие этих процессов.

Каллиграф также работает различными инструментами: пером, маркером или особой ручкой — брашпеном, но у него другая задача — изобразить буквы так, как они есть, без дополнительных украшений. Каллиграфический текст пишется одним движением, в то время как леттеринг позволяет сначала наметить силуэты и формы букв, а затем дорисовать их и добавить новые элементы.

Леттеринг vs Каллиграфия

✅ Процесс рисования букв

Процесс написания букв

✅ Множество движений

Одно движение

✅ Буквы как их видит художник

Буквы как они есть

Отличительные черты леттеринга — отсутствие чётких правил и возможность импровизировать. Художник волен создавать леттеринг таким, как находит нужным, в зависимости от тональности бренда или собственного замысла.

Слева — пример каллиграфии, справа — леттеринга. Источник: mann-ivanov-ferber, behance

Научиться упаковывать смыслы в буквы, изображения и другие образы можно на курсе «Графический дизайнер». На нём студенты под руководством опытных наставников осваивают Figma, Illustrator и Photoshop, разбираются в типографике, цвете и композиции. В конце курса каждый участник сможет добавить в портфолио восемь готовых проектов.
Зарабатывайте с помощью творчества — уметь рисовать не обязательно
Пройдите бесплатную вводную часть курса «Графический дизайнер», чтобы попробовать себя в профессии

Какие бывают стили леттеринга

Классический. Используются базовые материалы: бумага, перо, тушь, карандаш, маркеры. В классическом леттеринге буквы часто украшают и делают более интересными. Например, с помощью орнаментов, вензелей и других элементов.

Modern. Предполагает использование современных digital-материалов: графических планшетов, специальных приложений и программ, например Procreate. Стиль modern в леттеринге очень востребован, в том числе потому что позволяет вносить изменения — это важно для иллюстрации и графического дизайна.

Повторяющиеся приёмы в этом образце modern леттеринга — удлинённые хвостики у букв «х» и «м». Источник: behance

Ретро. Часто используется для создания мотивационных плакатов и интерьерных постеров в «старинном» дизайне с ретро-шрифтами. Стиль ретро имеет ряд ограничений: художник должен ориентироваться на конкретную стилистику и визуал.

Примеры ретро-леттеринга можно увидеть, гуляя по любому российскому городу. Источник: behance

Комиксный. Более узкий стиль, часто его относят к подвиду modern леттеринга. Буквы в комиксах рисуют обязательно с чёрной обводкой, с графическими элементами вроде мыслей героев в облачках, эффектных «Буууум» и т.д.

Художник может смешивать разные элементы для выполнения своего замысла: например, в рамках modern леттеринга опираться и на каллиграфию, и на комиксный стиль.

Где применяется леттеринг

С помощью леттеринга можно создавать:

● логотипы и фирменный стиль;
● дизайн упаковки;
● постеры, принты и плакаты;
● маркетинговые материалы;
иллюстрации;
● элементы печатной продукции: обложки книг, открытки.

Чаще всего леттеринг можно встретить на упаковке, чуть реже — на логотипах или в фирменном стиле. Ещё одна востребованная область применения леттеринга — дизайн интерьеров. Это постеры, печать на мебели или других предметах. Леттеринг в виде граффити или муралов часто становится элементом стрит-арта и значимой частью городского пространства.

С чего начать изучать леттеринг

Основа любого леттеринга — это графема, то есть минимальная единица письменности: буква, знак, иероглиф. Важно в первую очередь научиться разбираться в штрихах, способах создания графем и их особенностях. Изучение леттеринга стоит начать с попытки отрисовать конкретную надпись. Можно взять какой-то конкретный шрифт и постараться его воспроизвести. Речь не идёт о полном копировании: отдельные штрихи можно изменить. Задача — понять, что представляют собой графемы.

Например, маленькая буква «а» может быть круглой с палочкой, а большая представляет собой силуэт треугольника.

В любой букве заложена графема ― форма, которую художник не может видоизменить: прежде всего буква должна читаться.
После отрисовки буквы в общепринятой форме можно добавлять различные элементы, например хвостики, блики и орнаменты, изменить толщину.

Для первых опытов лучше брать несложные и хорошо читаемые образцы леттеринга. Источник: behance

Что пригодится начинающему художнику:

Вдохновение. Идеи можно можно подсмотреть на бесплатных уроках на YouTube, а подходящие образцы леттеринга отыскать на Behance, Pinterest или Dribbble. Важно изучать не только сам леттеринг, но и описание проекта, его предысторию, задачи и соответствие контексту.

Насмотренность. Умение отличать удачное решение от неудачного приходит с опытом: для этого нужно регулярно просматривать и анализировать разные образцы леттеринга. Причём важно не просто оценивать их с позиции «нравится — не нравится», а продумывать, как именно сделаны буквы, как работает палитра и композиция. Так мы учимся автоматически отделять плохой дизайн от хорошего, критически смотреть на собственные работы и быстрее генерировать идеи.

Графический редактор. Каждый дизайнер сам выбирает удобную программу для работы: Photoshop, Procreate, Illustrator. Если опыта работы в диджитал-редакторах нет, сначала стоит научиться создавать леттеринг с помощью традиционных материалов. Осваивать одновременно и незнакомую программу, и основы леттеринга может быть сложно.

Совет эксперта

Александра Серебрякова
Начинающему дизайнеру важно изучить графемы; если до этого не было опыта работы с графическим дизайном и с типографикой, будет неплохо покопировать образцы других иллюстраторов. Можно взять скриншот отрисованного шрифта и поверх в графическом редакторе постараться его дорисовать. Такой опыт позволит понять, из чего состоят отдельные графемы и что к ним можно добавить, и поможет поставить руку. Как в любом образовании, если сначала не научиться основам, не получится качественно добавить что-то новое в проект.
Статью подготовили:
Александра Серебрякова
Яндекс Практикум
Ревьюер на курсах «Графический дизайн», «Коммерческий иллюстратор», коммерческий иллюстратор
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Fri Oct 13 2023 15:51:34 GMT+0300 (Moscow Standard Time)