Менеджмент  •  01 февраля  2023  •  5 мин чтения

Управлять потоками задач, а не тонуть в них: что такое Kanban-методология

Методология Kanban помогает настроить рабочий процесс и управлять им. Рассказываем, из чего она состоит, чем отличается от Scrum, как работает и для каких задач подходит.

Что такое Kanban

Первоначально Kanban — это система организации работы на производстве, которая появилась в конце 50-х годов в Японии. Мастера, ответственные за разные этапы производства, крепили на общую доску карточки с работами, которые нужно было выполнить.

Сейчас, говоря о Kanban, чаще подразумевают гибкую методологию для управления задачами в IT-сфере, например, в командах разработки, службы поддержки, производства контента.

Kanban помогает:
● управлять непрерывным потоком задач,
● визуализировать рабочий процесс,
● контролировать соблюдение соглашений между заказчиком услуг и исполнителями (от англ. SLA, Service Level Agreement).

Как работает система Kanban

Система Kanban состоит из пяти элементов:
1. Зачем нужны канбан-доски
Это доска с колонками и карточками. Карточки — задачи команды, а колонки — их статусы. На канбан-доске может быть любое количество колонок — это зависит от количества этапов работы над задачей или продуктом. Исполнители двигают карточки по колонкам слева направо. Как только очередной этап работы завершён, карточку перемещают в следующую колонку до тех пор, пока карточка не окажется в последней колонке с завершёнными задачами.
Так обычно выглядит канбан-доска команды разработки. Колонки визуализируют этапы работы, а карточки ― на каком из них находится задача
2. Что такое каденции и как их проводить

Командные встречи в Kanban-методологии — это обязательные ритуалы, которые нужны, чтобы настраивать и улучшать управление потоками задач. Эти встречи ещё называют каденциями (от англ. cadence, ритм), потому что они проходят регулярно и помогают сохранить рабочий ритм.

Всего в системе Kanban семь каденций:

1. Ежедневная встреча (англ. Kanban Meeting)
На встрече выясняют, кто из команды над чем работает, на каком этапе находится сейчас, есть ли проблемы и нужна ли помощь с их решением.

2. Обзор рисков (англ. Risk Review)
Раз в месяц команда обсуждает, какие были ошибки в работе и как не допустить их в будущем.

3. Обзор стратегии (англ. Strategy Review)
Раз в квартал команда встречается, чтобы обсудить глобальные вопросы, например цели или стратегию, и как улучшить рабочие процессы.

4. Обзор предоставления услуг (англ. Service Delivery Review)
Раз в две недели проводят совещание с заказчиками услуг, например, представителями компании, для которой команда разрабатывает сайт. На такой встрече оценивают результаты работы и их качество: уложились ли в срок, выполнили ли запланированный объём работы.

5. Обзор операций (англ. Operations Review)
Ежемесячная встреча менеджеров разных команд о том, как улучшить систему управления задачами в целом.

6. Пополнение запасов (англ. Replenishment Meeting)
Еженедельная встреча для сверки, сколько задач в работе и может ли команда взять новые. Если какая-то из колонок на канбан-доске переполнена, на встрече договариваются, как это исправить. Например, распределяют, кто и какие задачи забирает в работу.

7. Планирование поставок (англ. Delivery Planning Meeting)
Встречу проводят, когда команда получает новые задачи, или поставку. На такой встрече оценивают результаты прошлой поставки и пересматривают приоритеты.

Необязательно проводить семь отдельных встреч. Их можно объединять друг с другом, например, ежедневную встречу раз в неделю можно увеличить, чтобы обсудить на ней пополнение запасов.

Kanban-каденции связаны между собой: результаты одной встречи используют как информацию для обсуждения на другой. Поэтому каденции ещё называют петлями обратной связи
3. По каким правилам работать с канбан-доской
В Kanban есть виды правил работы с доской. Сами правила у каждой команды будут разными — это зависит от задач и особенностей рабочего процесса.

Рассмотрим на примерах.

Вид правила
Правило
Работа с лимитами. Лимиты — это ограничения на количество карточек в колонках. Лимиты для каждой колонки определяют опытным путём, отслеживая метрики.
Если в какой-то колонке лимиты превышены, то ресурсы команды нужно направить на разбор задач в этой колонке. При этом новые задачи лучше отложить.
Приоритетность выполнения задач. Устанавливает очерёдность работы над карточками.
В приоритете задачи, которые ближе всего к завершению. Например, у одного из авторов в редакции блога в работе несколько статей. Процесс подготовки статьи делится на несколько этапов: общение с экспертом, подготовка черновика, согласование с редактором, доработка, подготовка к публикации. Если одна из статей уже на этапе доработки, то её приоритет выше, чем у статьи на этапе подготовки черновика.
4. Какие метрики отслеживать

Метрики нужны, чтобы оценивать эффективность управления потоками и прогнозировать сроки выполнения задач. Ещё с их помощью можно понять, как работает команда, на каких этапах есть проблемы и что нужно улучшить. Например, в колонке «На проверке» постоянно скапливаются карточки, потому что руководитель не успевает проверять работу команды и давать исполнителям обратную связь. Чтобы это исправить, он может разбить проверку на несколько этапов и часть их делегировать заместителю.

Основные метрики в Kanban:

Время поставки от постановки задачи.
Измеряет, сколько задача в целом существует до своего завершения. Например, карточки с задачами заказчиков на Kanban-доске команды разработки сначала попадают в колонку «На очереди». Из этой колонки исполнители берут задачи в работу и переносят карточки с ними в колонку «В разработке».

Время поставки от постановки задачи показывает, сколько всего времени карточка висит на Kanban-доске до переноса в колонку «Готово».

Время поставки от принятия обязательств.
Показывает, сколько времени над задачей активно работают. Отсчёт идёт с момента, как исполнитель взял карточку в работу и переместил из колонки «На очереди».

Чтобы контролировать и оценивать, как движется поток задач от недели к неделе, строят накопительную диаграмму. Например, на диаграмме можно наглядно сравнить две метрики и выяснить, нет ли проблем на начальном этапе работы, не слишком ли долго задачи ожидают исполнителей

● Пропускная способность.
Измеряет, сколько задач завершено за определённый промежуток времени. Например, сколько материалов выпустила редакция блога за неделю. С помощью этой метрики можно оценить, как работа одной команды влияет на общие результаты и нужно ли что-то с этим делать. Если выпуск большего количества статей увеличивает поисковой трафик и число заявок на услуги, то метрика поможет это отследить. Тогда руководство компании может расширить штат редакции, чтобы повысить пропускную способность.

● Количество задач в работе.
Это незавершённые задачи на Kanban-доске в одном статусе, то есть в одной колонке. Метрику считают отдельно для каждого статуса и сравнивают с лимитами этой колонки. Так можно оценить загрузку команды и весь рабочий процесс. Если количество незавершённых задач постоянно растёт или превышает лимиты, возможно, команда не справляется с нагрузкой, и лимиты нужно пересмотреть.

● Стоимость задержки.
Это последствия, к которым может привести задержка завершения задачи. Например, задержка одной задачи может повлиять на сроки выполнения других или усложнить общение с заказчиком. Метрики можно считать вручную или использовать инструменты типа Jira со встроенными отчётами.

5. Для чего присваивать задачам классы обслуживания

Классы обслуживания — это приоритетность выполнения задач. Классы нужны, чтобы команда понимала, в какой очерёдности брать задачи из колонок на Kanban-доске.

Классы обслуживания рассчитывают на основе стоимости задержки и могут менять в процессе работы над задачами.

В Kanban-методологии используют четыре класса обслуживания:
● ускоренный,
● с фиксированной датой,
● стандартный,
● нематериальный.

У задач с ускоренным классом обслуживания высокая стоимость задержки. Например, штрафы заказчику.

У задач из класса с фиксированной датой в определённый день возрастёт приоритет и стоимость задержки. Например, часть команды тестирует несколько обновлений. От результатов тестов зависит, какие задачи разработчики начнут выполнять следующими. Если к определённой дате не будет результатов тестирования, команда разработки выбьется из графика проекта, а сроки сдачи придётся сдвигать.

Стандартный класс обслуживания — это задачи, у которых приоритет возрастает со временем. Например, автор блога получает список тем для статей на текущий месяц. Чем ближе окончание месяца, тем выше их приоритет.

У задач с нематериальным классом нет стоимости задержки, но выполнить их всё равно нужно. Например, в редакции не организовано хранение черновиков статей. Но в какой-то момент файлов станет так много, что работать с ними станет очень сложно. Тогда команде придётся разобрать черновики и придумать систему хранения.

Чем Kanban отличается от Scrum

Scrum и Kanban — гибкие методологии. В обеих методологиях предусмотрены встречи для управления командой и рабочим процессом. Ещё используют доски с карточками для визуализации рабочих задач. Команды берут на себя обязательства: в Scrum в форме запланированного спринта, в Kanban — класса обслуживания.

У этих подходов есть три принципиальных отличия.

Scrum
Kanban
1. Внедрение
Переход к Scrum обычно предполагает перестройку всей работы.
Чтобы внедрить Kanban, не нужно полностью менять систему. Существующие процессы переносят на доску и постепенно их улучшают.
2. Сроки выполнения задач
В Scrum есть дата окончания спринта — временного отрезка в цикле разработки ПО. К этой дате нужно завершить все запланированные задачи. Спринты длятся по две недели. Затем начинается новый спринт с новым набором задач.
В Kanban с помощью метрик и классов обслуживания делают прогнозы. Например: с вероятностью 98% команда завершит задачу с ускоренным классом обслуживания за четыре дня, а со стандартным — за восемь дней.
3. Цели
Scrum подходит для задач с быстрыми циклами обратной связи. Например, разработка сайта для компании предполагает много согласований с заказчиком. Сначала заказчик согласовывает общую концепцию, затем дизайн-проект и набор функций, далее принимает каждый этап разработки.
Kanban-методологию чаще применяют для организации работы с рутинными задачами с непрерывным потоком. Например, для работы службы поддержки с запросами пользователей или для производства и выпуска контента.

Несмотря на различия между Scrum и Kanban, методологии можно совмещать. К примеру, управлять проектом с помощью Scrum, а работу с ошибками в программном коде организовать по Kanban.

Преимущества и недостатки подхода

Плюсы

Визуализация рабочего процесса
Карточки на доске помогают увидеть прогресс и проблемы в движении задач.

Быстрая адаптация команды
Принцип Kanban — постепенное улучшение существующих процессов. Сразу не нужно ничего менять, можно начать работу с тем, что есть. Поэтому у команды не будет простоя во время перестройки.

Много метрик
С помощью метрик можно отследить, на каком этапе тормозит рабочий процесс и в чём причины. Часто можно прийти к неожиданным выводам, например найти проблемы там, где работа казалась хорошо настроенной.

Равномерное распределение загрузки команды
Сразу видно, когда в какой-то колонке стало слишком много карточек. Это значит, что исполнителям нужна помощь или дополнительное время, чтобы разобраться с задачами.

Минусы

Сложности с планированием
На начальном этапе внедрения Kanban сложно прогнозировать результаты. Без анализа метрик не получится рассчитать, сколько времени нужно команде на завершение задачи.

Сложности в общении с заказчиками
Представителям бизнеса чаще всего нужны чёткие сроки завершения задач. Поэтому заказчики могут не понять прогнозов с вероятностью, которую рассчитывают на основе метрик и классов обслуживания.

Подходит не для всех
Гибкое планирование в Kanban может не подойти компаниям с квартальными отчётами и системой жёстких KPIs.

Как внедрить канбан-систему

Внедрение Kanban-методологии — долгий процесс. В работу команды поочерёдно нужно ввести шесть практик:

1. Создать канбан-доску
Первый шаг — это визуализация задач и процессов. Нужно понять, какие повторяющиеся этапы есть в работе над задачами. Затем сделать колонку для каждого этапа. Далее перенести все задачи на карточки и распределить по колонкам. Kanban-доску можно поставить в офисе у всех на виду или создать в специальных инструментах типа Kaiten.

2. Ограничить незавершённые задачи
Второй шаг — ограничить количество незавершённых задач. Например, у команды проекта может быть максимум 15 задач в статусе «В разработке», то есть 15 карточек в соответствующей колонке. Если лимит превышен, то проджект-менеджер не может передать новую задачу от заказчика, пока не будет завершена одна из текущих.

3. Управлять потоком
Чтобы движение потока было равномерным и прогнозируемым, нужно найти и устранить «бутылочные горлышки» — места, в которых рабочий процесс замедляется. Для этого вводят метрики для отслеживания скорости движения задач между статусами.

Бутылочным горлышком может быть, например, большое количество задач на одном человеке, из-за которого у сотрудника не получается держать фокус. Чтобы это исправить, вводят новые лимиты.

4. Объяснить правила
Правила должны быть понятны и прозрачны для всех участников рабочего процесса. Нужно объяснить команде, почему у разных статусов на Kanban-доске разные лимиты, что означают классы обслуживания и как их присваивают задачам. Тогда каждый член команды будет знать, за что браться в первую очередь, а что можно отложить, не повлияв на работу коллег.

5. Ввести петли обратной связи
Каденции вводят после того, как рабочий процесс настроен, команда следует правилам, а лид или проджект-менеджер отслеживает метрики. На регулярных встречах обсуждают проблемы, стратегию и что можно улучшить.

6. Улучшать процессы
Kanban-метод предполагает постоянное отслеживание метрик, поиск бутылочных горлышек, которые могут появляться в разных местах, и плавное изменение рабочего процесса.

В Kanban есть модель зрелости. По ней определяют, на каком уровне внедрения методологии находится команда или вся организация. Сравнивая текущую ситуацию с моделью, можно понять, какие нужны улучшения, чтобы сдвинуться на следующий уровень, и какие проблемы в процессах стоит устранить.

По модели зрелости Kanban (от англ. Kanban Maturity Model, KMM) компания проходит семь уровней зрелости. На нулевом уровне ещё нет настроенных процессов, но по мере внедрения практик Kanban в работу компании уровень её организационной зрелости растёт

Совет эксперта

Валерия Данильченко
Kanban-подход используют многие, но часто не до конца. Методология подходит проджект-менеджерам и командам, которые готовы долго и методично внедрять правила и метрики, а не фокусироваться только на решении срочных задач.

Статью подготовили:

Валерия Данильченко
Экс-менеджер проектов Lamoda, AliExpress Russia
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Mon Sep 30 2024 18:10:10 GMT+0300 (Moscow Standard Time)