Анализ данных  • 16 апреля 2024 • 5 мин чтения

Что такое отчётность по МСФО и зачем она нужна

Разбираемся в международных стандартах финансовой отчётности: для чего они нужны бизнесу, что в них входит, как составлять отчётность МСФО, а также — когда и куда её сдавать.

Что такое МСФО

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) — это общие правила подготовки финансовой документации компаний, которые используются в более чем 140 странах. Они нужны для того, чтобы упростить процесс сравнения финансового состояния разных бизнесов по всему миру. Прежде всего такой отчёт нужен инвесторам и банкам, которые принимают решение, в какие компании вкладываться. Например, перед покупкой акций потенциальный инвестор может провести анализ отчётности МСФО, которую организация публикует на своём официальном сайте.

Промежуточный отчёт Сбера за 4 квартал 2023 года можно найти на официальном сайте компании в разделе «Акционерам и инвесторам»

Особенности МСФО

В разных странах к бизнесу предъявляются различные законодательные и налоговые требования, поэтому сформировать универсальный стандарт для компаний всех стран невозможно. Международные стандарты финансовой отчётности — это не установленные формы документов, а принципы, по которым они составляются.

Принципы МСФО упрощают сравнение финансовой документации благодаря единым правилам учёта хозяйственных операций и подготовки отчётов

Принципы составления МСФО:

Начисление. Учёт расходов и доходов в отчётности ведётся не в тот период, когда было движение денег на счетах, а когда произошли хозяйственные транзакции. Например, компания закупила сырьё в феврале с отсрочкой оплаты в 60 дней — то есть фактический расход средств был в апреле. Однако в МСФО нужно прописать, что приход материалов на баланс был в феврале. А расходование материалов, из которого формируется себестоимость готовой продукции, отражается как расходы в момент продажи товара.

Подробнее узнать, что такое МСФО и чем он отличается от отечественного стандарта РСБУ, можно на курсе «Финансовый аналитик». Студенты учатся не только грамотно составлять финансовые отчёты, но и проводить анализ деятельности компании, планировать и оптимизировать её бюджет и т. д.

Получите профессию финансового аналитика за 6 месяцев
Научитесь вести МСФО, P&L, BS и составлять план бюджетов. Сделаете 5 проектов и 6 самостоятельных работ, получите помощь с поиском работы.

Непрерывность. Подразумевает, что организация продолжает вести деятельность: если бизнес обанкротился, это нужно отметить в отчётности отдельно и провести оценку исходя из планов ликвидации компании.

Консервативность. При оценке активов в отчёте МСФО компания ориентируется либо на их рыночную стоимость, либо на стоимость приобретения — зависит от того, что ниже. Оценивать нужно даже вероятные расходы — например, резервы по безнадёжным долгам. Доходы признаются, если есть верифицированные факты, подтверждающие наличие выручки.

Разделение. Крупный бизнес, который ведёт деятельность в разных сферах экономики, должен составлять отдельную сегментную отчётность МСФО для каждого бизнес-сегмента. Например, холдинг компаний, которые работают в сфере телекоммуникаций, банков и нефтепереработки, должен выделять в отчётности эти сегменты и финансовые формы по доходам, расходам, активам и пассивам.

Сопоставимость транзакций. Одинаковые транзакции, которые проводятся в разные периоды, должны отображаться в отчётности единообразно. Например, материалы со склада расходуются по разной оценке: если первые партии были куплены по одной цене, а следующие по другой, в расходах они могут учитываться по цене первых или последних партий — либо по средней цене на все партии. Поэтому размер списанного расхода материала за период может различаться. Выбранный принцип списания не должен меняться от периода к периоду, иначе сопоставимость будет нарушена и в отчёте появится искажение.

Материал по теме:

Как избежать банкротства и увеличить прибыль компании с помощью анализа финансового цикла

Сопоставление доходов и расходов. Расходы должны отражаться в периодах, когда компания получает доходы от их использования. Например, для производства товаров нужно произвести операции сторонними силами или использовать другой материал — это расходы в период производства. В отчёт о доходах и расходах эти операции не попадают, а накапливаются как произведённая продукция на балансе и сопоставляются с доходами от продажи продукции в период продажи. Тогда расходы на операции сторонними силами попадут в отчёт как расход проданной продукции.

Материальность. В отчёте следует пренебрегать незначительными событиями, не гнаться за максимальной точностью, а отражать важные и ключевые события. Поэтому отчётность МСФО, как правило, составляется в тысячах или миллионах.

Признание выручки. Критерии признания: выручка может признаваться, только если в контракте зафиксированы все условия и цены, объёмы подтверждены документально, а клиент платёжеспособный.

Достоверность. Все данные должны быть учтены в соответствии с вышеперечисленными принципами, чтобы отчёт был информативным и надёжным.

Кто должен сдавать отчётность МСФО

В России предоставлять отчётность МСФО должны компании, которые соответствуют хотя бы одному из четырёх критериев:

1. Государственные организации, которые входят в специальный список, утверждённый Правительством РФ. К этой категории, например, относятся Почта России и ИТАР-ТАСС.
2. Акционерные общества с долей государственного участия. Например, Роснефть, РОСНАНО и ПАО «Мурманское морское пароходство».
3. Финансовые предприятия, например банки, страховые, клиринговые и управляющие компании фондов, негосударственные пенсионные фонды.
4. Бизнес, который продаёт свои акции на бирже.

Из чего состоит отчётность МСФО: список форм

МСФО — это обширный документ, который описывает финансовые показатели организации за определённый период в виде таблиц с пояснениями и включает четыре формы:

1. Баланс. Учитывает финансовое состояние компании на дату сдачи отчётности. Раздел включает активы, собственный капитал и обязательства.
2. Отчёт о совокупном доходе. Отражает доходы, расходы, прибыли и убытки организации на момент составления отчёта.
3. Отчёт об изменениях в капитале. Отражает, как изменилась стоимость имущества, принадлежащего компании, а также прибыль и размер дивидендов.
4. Отчёт о движении денежных средств. Включает данные о доходах и расходах денежных средств по основной, инвестиционной и финансовой деятельности бизнеса за отчётный период.

МСФО также должна включать примечания, которые подробно описывают каждую составляющую отчётности. Например, займы и их условия, типы основных средств группы, в которых амортизация входит в статью внеоборотных активов. В примечания входит описание принципов учётной политики компании: например, принцип начисления выручки, учёта расходов и т. д.

Составляющие МСФО — обязательные, они должны присутствовать в каждой отчётности любой компании

Срок сдачи отчётности МСФО

Есть два варианта сдачи отчётности в зависимости от периода. Оба варианта необходимо опубликовать на официальном сайте в течение месяца после предоставления:

Годовой МСФО необходимо подготовить не позже чем через 120 дней после окончания отчётного периода. Отчётность необходимо предоставить акционерам до их ежегодного собрания.

Промежуточный МСФО, например — квартальный. Его необходимо сдать в течение 60 дней после окончания периода.

Совет эксперта

Павел Львутин

Международные стандарты финансовой отчётности универсальны, и у многих национальных систем бухгалтерского учёта есть тенденция с ними сближаться. Знание основных принципов и особенностей МСФО позволяет сопоставить эффективность компаний и понять реальную картину в динамике. Для финансового менеджмента отчётность МСФО — исходная точка. Изучение этих правил — это база для развития в финансовой профессии.
Статью подготовили:
Павел Львутин
ЛУКОЙЛ-Технологии
Бизнес-эксперт
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Бесплатный вебинар 30 июля: как найти работу после онлайн-курсов
Wed Jul 24 2024 14:35:49 GMT+0300 (Moscow Standard Time)