Когда люди сталкиваются с проблемой, они используют первое пришедшее в голову решение — оно импульсивное и, скорее всего, не опирается на проверенные факты. Как показывает практика, чаще всего проблему нельзя решить сходу. Приходится пробовать второй, третий, четвёртый вариант. Если все они будут такими же спонтанными, как и первый, на решение проблемы уйдёт много сил, времени и денег.
В таких случаях помогает критическое мышление. Используя его, человек не стремится решить проблему быстро, наоборот — он сначала её оценивает и только потом действует.
Чтобы понять, как развить критическое мышление, важно знать, как устроен процесс мышления. Нагляднее всего его объясняет концепция о двух системах мышления психолога Даниэля Канемана.
Можно сказать, что критическое мышление — это осознанное включение системы 2.
Говоря академическим языком, критическое мышление — это совокупность знаний и навыков, которые позволяют оценивать информацию, видеть альтернативы и анализировать их плюсы и минусы, чтобы принимать эффективные решения.
Если говорить проще: критическое мышление — это постоянный поиск ответов на вопросы:
● Как именно я отбираю и оцениваю информацию?
● Насколько эффективны мои решения?
● Как сделать решения более эффективными?
● Умею ли я менять угол зрения и смотреть на проблему по-другому?
● Осознаю ли я то, чего не знаю?
● Рефлексирую ли я о том, что делаю?
Критическое мышление учит обрабатывать полученную информацию и понимать, что каждый человек подвержен когнитивным искажениям. Когнитивные искажения — ошибки мышления, которые допускают люди, опираясь на субъективный опыт, а не на факты.
Менеджеры работают с большим объемом информации. Они должны выдвигать гипотезы, быстро принимать решения, брать ответственность за сотрудников, управлять командой, коммуницировать и презентовать идеи заказчикам. В их работе не обойтись без навыков критического мышления.
На курсе «Критическое мышление» студенты учатся обходить ловушки мозга, анализировать информацию, принимать продуманные решения и защищать свою точку зрения.
Этапы развития критического мышления:
1. Знакомство с инструментами ― анализом информации, методами генерации решений, проверкой гипотез, претворением их в жизнь, аргументацией.
2. Переход теории в навыки. Чем регулярнее человек использует знакомые методы критического мышления и открывает новые инструменты, тем разнообразнее его опыт и крепче навыки.
3. Формирование мировоззрения. Этап постоянного обучения. Человек соотносит факты с реальностью и проверяет события на достоверность. Он готов пересмотреть собственные взгляды, если подлинность подтвердится в источниках.
Человек не рождается с критическим мышлением — напротив, это навык, который он приобретает и развивает в течение жизни. Есть несколько способов понять, насколько он развит:
● Собрать обратную связь от окружающих — попросить оценить, как человек мыслит, как формирует умозаключения, как говорит о проблемах и как их решает.
● Пройти тесты. Они состоят из вопросов на логику, анализ информации, проверку гипотез. Если тест показал, что критическое мышление развито, это ещё не значит, что так будет всегда. Критическое мышление — навык, который так же легко потерять, как и любой другой. Поэтому его нужно постоянно тренировать.
Рефлексия ― самый простой в реализации способ. Всё, что нужно сделать, это сфокусироваться на проблеме и задать вопросы: кто? что? как? когда? почему? где? Рассмотрим на примере.
Проблема: клиенты уходят недовольными из кафе.
Вопрос | Ответ в ходе рефлексии |
---|---|
Кто из-за этого пострадает? | Страдают клиенты ― они не получают вовремя еду и опаздывают на работу. Страдает кафе ― снижается поток клиентов и, следовательно, выручка. |
Где и когда это чаще всего происходит? | В двух торговых точках, расположенных рядом с метро, обычно в час пик — с 14:00. |
Почему возникает такая ситуация? | Слишком большой поток людей и мало персонала. В последний раз в эти кафе задержали поставки продуктов, продавцы не успели сделать заготовки. |
Почему её важно решить? | Компания дорожит клиентами. Если не будет клиентов, не будет прибыли, нечем будет рассчитываться с поставщиками и сотрудниками. |
Что изменится, когда решение будет найдено? | Клиенты будут уходить довольные и сытые. Скорее всего, после хорошего обслуживания они оставят отзыв в соцсетях, картах или порекомендуют знакомым, где вкусно и бюджетно пообедать. |
Вопросы | 1. Почему снизилась выручка? → Товар плохо продавался в этом месяце. |
---|---|
Вывод | Проблемы в компетенциях сотрудников и неотлаженных рабочих процессах. |
1. В начале рыбьей головы — проблема, на хвосте — вывод, на нижних костях — факты, на верхних — причины. Чтобы детализировать тему и найти первопричины, можно сделать более мелкие кости на костях с причинами и фактами. Рассмотрим на примере.
Проблема: сотрудники не выполняют вовремя поставленные задачи.
Факт | Причина |
---|---|
Снизилась продуктивность работы | Слишком много задач. |
Сотрудники позже приезжают на работу | Офис переехал в другое здание, сотрудникам дольше добираться. |
Пропал интерес к работе | Появились рутинные задачи. |
Проблема: сорваны сроки запуска нового продукта.
Группа | Причина |
---|---|
Продакт-менеджер | Не проконтролировал сроки работы. |
Маркетолог | Не успел вовремя запустить рекламу. Ошибся с выбором рекламных площадок. Не подготовил заранее рекламные креативы. |
Редактор | Не написал текст для презентации продукта. |
Дизайнер | Не оформил презентацию. |
В методе персонажей нужно чётко описать проблему и создать рабочую группу из вымышленных или реальных персонажей. В рабочей группе — сотрудник, который получил задачу, один вымышленный персонаж и один реальный. Нужно подумать, как бы каждый из участников решил проблему исходя из своих характеристик.
Можно составить два списка ассоциаций, а потом соединить рандомные ассоциации из правого и левого столбца.
Аудитория: студенты | Продукт: готовые обеды |
---|---|
вечно голодные | заряд бодрости |
Идея: романтика + быстрый перекус. Показать сюжет, где студент ухаживает за своей однокурсницей и предлагает ей между парами разделить с ним один ланч-бокс с готовым обедом.
К другим креативным методикам относятся: мозговой штурм, метод заголовков, «Шесть шляп», метод параллелей, ментальные карты, олицетворение.
Дедукция — способ, при котором частные положения выводятся на основе общих. В дедуктивных умозаключениях вывод делается на основе строгой логической связи между посылками и выводом. Они обладают абсолютной уверенностью в истинности вывода при истинности посылок.
Пример: все компании, которые эффективно управляют своими ресурсами, имеют прибыль. Компания X эффективно управляет своими ресурсами. Следовательно, компания X имеет прибыль.
Индукция — приём, который строится на обобщении фактов: когда от частных положений приходят в общим выводам.
Пример: сначала запустили рекламу товара у блогеров А, Б, В — заказы увеличились. Затем запустили у блогеров А, Г, Д — заказы тоже увеличились. В третий раз у Б, В, Г, Д — заказов нет. Значит, есть вероятность, что для товара наиболее эффективно размещаться у блогера А.
Абдукция — умозаключение, которое лучше всего объясняет разрозненные факты. В бизнесе абдукцию используют при создании нового продукта и построении гипотез. Это неожиданные предложения, которые требуют проверки.
Выводы на основе индукции и абдукции могут быть ошибочны, они лишь вероятны и допустимы, но не абсолютно точны, как при дедукции.
Например, можно обратиться к модели питчинга — быстрой презентации идей инвестору или заказчику. Всё должно быть чётко, ёмко, по делу и главное — на языке того, для кого проходит презентация. Речь лучше выстраивать не вокруг того, как продукт поможет целевой аудитории, а чем это полезно заказчику, какую выгоду он получит, когда идея реализуется.
Допустим, менеджер выступает с питч-презентацией перед руководителем и рассказывает, зачем компании внедрять CRM-систему. Сейчас проблема в том, что специалисты по продажам не успевают обрабатывать запросы клиентов, так как их очень много. И часто ошибаются, потому что ведут сделки по телефону, через мессенджеры, по почте и лично в точках продаж. CRM-система поможет упорядочить работу — менеджеры будут работать по воронке продаж, а запросы будут собраны в одном месте. Это сэкономит сотрудникам до 4 часов в день, за это время они обработают 20 новых сделок. По итогам квартала выручка увеличится на 15%.
Читать также: