Что такое прототип сайта и как создать его самостоятельно
Что такое прототип сайта и как создать его самостоятельно
Рассказываем о видах прототипов, этапах работы над ними и подходящих сервисах, в которых можно это сделать.
Прототипирование, то есть создание макета продукта, — важный этап в процессе разработки цифровых продуктов. Основная его цель — сэкономить ресурсы команды за счет предварительного тестирования идей и выявления возможных ошибок до начала разработки конечного продукта.
Прототипирование позволяет оценить юзабилити проекта, проверить предложенные гипотезы и внести необходимые изменения до старта трудоёмкого и требующего много времени программирования.
До появления специальных инструментов дизайнеры вырезали части интерфейса из бумаги и выкладывали из них экраны, как аппликацию. Сейчас специалисты чаще используют особые программы, например Figma или Pixso. Сначала это может казаться немного сложно и непривычно, особенно после перехода с бумажного прототипирования. Но освоить работу с профессиональными инструментами онлайн-прототипирования можно на курсе Яндекс Практикума «Дизайнер интерфейсов».
Прототип — это дизайн, у которого настроены переходы между страницами сайта, на которые можно понажимать и представить, как примерно будет ощущаться работа с финальным сайтом. Источник: pinterest
Раньше часто выделяли низкодетализированные, то есть схематичные, и высокодетализированные прототипы — с готовым дизайном, анимацией и интерактивом. В последние годы низкодетализированные прототипы стали называть вайрфреймами (от англ. wireframe — каркас).
Вайрфреймы используют на ранних стадиях работы, до работы над визуалом, чтобы уточнить структуру страниц. Они помогают понять, где будет располагаться текст, как будут размещены картинки, куда поставить блок-форму подписки на рассылку и т.д.
Главная особенность вайрфреймов — низкий уровень детализации. Источник: pinterest
Высокодетализированные прототипы чаще называют просто «прототипом» или «кликабельным дизайном». Как правило, страницы в таких прототипах связаны между собой стрелками-переходами, а кнопки реагируют на действия пользователя. Таким образом можно в упрощенном виде протестировать взаимодействие с сайтом еще до того, как программисты превратят его в настоящий рабочий продукт.
Уровень детализации (даже высокой) может различаться. Но чем выше уровень детализации, тем проще в дальнейшем работать с продуктом. Источник: pinterest
Раньше также была принята классификация прототипов на статичные и анимированные, но из-за совершенствования инструментов прототипирования она морально устарела. Современные инструменты позволяют быстро настраивать анимации по стрелкам-переходам, так что грань между анимированным и статичными прототипами практически стерлась.
Этап 1. Определение целей. Необходимо понять, для чего нужен прототип и какие задачи он должен решать. Иногда прототип создают, чтобы наглядно показать идею. Это помогает команде и заказчику увидеть будущий продукт еще до начала разработки, что способствует лучшему пониманию и согласованию всех аспектов проекта.
Также прототип может использоваться для уточнения требований. В этом случае исполнители демонстрируют его заинтересованным сторонам. Одно дело — смотреть на статичные изображения, другое — видеть продукт в действии, иметь возможность кликать и скроллить. Это позволяет более полно представить, каким будет итоговый результат.
Кроме того, прототипы создают для тестирования и сбора обратной связи от конечных пользователей. Исполнители собирают несколько интерактивных экранов, разрабатывают сценарий и задачу для пользователя и просят его выполнить эту задачу на прототипе.
Этап 2. Сбор требований. На этом этапе нужно собрать все требования и информацию об опциях и возможностях будущего продукта. Например, какие разделы должен содержать сайт и какие функции выполнять. Если требований действительно много, лучше на этом этапе привлекать бизнес-аналитиков.
Этап 3. Создание структуры продукта. Необходимо определить всю структуру сайта, включая основные разделы и страницы. Можно выделить три разновидности структур:
Этап 4. Дизайн элементов. Необходимо разработать дизайн основных элементов сайта, таких как заголовки, кнопки, формы. Результат должен демонстрировать логику работу продукта и его визуальный облик. При этом прорисовывать все мельчайшие детали не обязательно.
Этап 5. Тестирование. В финале нужно провести проверку жизнеспособности прототипа на реальных пользователях, чтобы получить обратную связь и внести необходимые изменения. Для успешного тестирования стоит сначала чётко определить его цели и подготовить конкретные задания для пользователей. Затем выбрать группу пользователей, которая будет представлять целевую аудиторию продукта, и предложить им выполнить задания на прототипе. Важно обработать результаты и использовать их для доработки дизайна.
Сервисов для создания прототипов множество. Перечислим наиболее популярные платформы с большим количеством инструментов и разнообразием режимов.
● Figma. Подходит для работы над прототипами сайтов и приложений, разработки элементов интерфейса (кнопок, меню, иконок, форм связи) и создания векторных иллюстраций.
Figma содержит массу шаблонов разных элементов, от диаграмм и расписаний до платформ и буклетов. Удобно реализована система компонентов: создав несколько макетов, можно в автоматическом режиме поменять во всех сразу один элемент, например, кнопку меню.
Figma поддерживает командную работу в режиме реального времени и комментирование. Разработчики ценят режим Developer Handoff: он дает возможность брать из макетов необходимую информацию, стили и коды. Сервис доступен в десктопной и браузерной версиях и трёх тарифных пакетах: базовом, профессиональном и корпоративном.
Интерфейс Figma — удобная доска, на которой можно располагать все элементы «под себя». Источник: из личного архива редактора
● Sketch. Графический редактор со схожим с Figma функционалом, который работает только на macOS. Программа удобна для тех, кто работает с дизайном для сайтов и приложений для продукции Apple: есть шаблоны для разных устройств от Apple TV до iPad.
Содержит много полезных плагинов — их можно скачать на официальном сайте. Работает только на десктопе, есть бесплатная пробная версия и два тарифа — стандартный и для бизнеса.
Скетч особенно удобен для тех, кто работает с продуктами Apple. Источник: sketch.com
● Pixso. Удобная платформа для прототипирования, которая позиционируется как полная альтернатива Figma. В ней можно создавать прототипы мобильных приложений, сайтов, дизайны программ и веб-приложений.
В Pixso есть библиотека компонентов, можно настроить навигацию между элементами, добавить интерактивные части и анимацию. Также имеется режим одновременного доступа, доступен импорт файлов с других сервисов, таких как Figma и Sketch. Интересная деталь: подключена нейросеть для создания изображений и доступно скачивание кода прототипов в CSS.
Пиксо удобно использовать для создания десктоп-прототипов, а также для мобильных версий. Источник: pixso
● Webflow. Сервис разработчиков Влада и Сергея Магдалиных, главная цель которых — дать всем желающим возможность собрать свой сайт даже без опыта в программировании.
Вебфлоу очень похож на конструктор сайтов Tilda. Источник: webflow
Чтобы воспользоваться возможностями платформы, нужно знать только HTML-верстку и стили CSS. Пользователям доступны два режима — дизайнера и редактора, между ними можно переключаться для удобство и скорости добавления контента. Доступны 40 основных шаблонов, можно подключать CMS-модули, например, Wordpress. Работает через браузер и не требует скачивания, можно воспользоваться бесплатной версией или одним из платных тарифов (Core, Growth или Enterprise).
● Tilda. Инструмент для создания веб-сайтов без необходимости программирования. Конструктор предлагает широкий набор возможностей, включая создание сайтов, интернет-магазинов, посадочных страниц, блогов и email-рассылок.
Пользователь собирает свой проект из готовых блоков, которые автоматически адаптируются под мобильные устройства. Источник: tilda
Сервис работает по модели Freemium, предлагая бесплатный план и несколько платных подписок с расширенными возможностями. Можно оплатить российской картой.
Читать также: