Вывод нового продукта на рынок, разработка сайта или приложения — на всё это нужны ресурсы, деньги и время. А вдруг это не принесёт необходимого результата? Чтобы не работать вслепую, компания нанимает аналитиков данных. Эти специалисты собирают, обрабатывают, исследуют информацию, проверяют гипотезы, например проводят A/B-тесты. Их выводы помогают бизнесу принимать решения, прогнозировать результат и снижать риски.
Чтобы стать аналитиком данных с нуля, нужно владеть инструментами программирования. С их изучения и стоит начать. Вот некоторые из них:
● Python. Язык программирования с простым синтаксисом. Подходит для начинающих разработчиков. Через Python можно подключиться к базам данных и обработать большие объемы информации, систематизировать её и автоматически обновлять. Документация современных инструментов анализа данных написана на английском языке, поэтому владение им на уровне B1 будет хорошим плюсом.
● Jupyter notebook. Работу в приложении Jupyter Notebook можно сравнить с работой с Microsoft Word или даже с общением с ChatGPT. Здесь есть специальные ячейки, в которые аналитик пишет код и сразу получает результат работы этих фрагментов.
● Библиотеки Python. Например, Pandas — это набор заранее подготовленных методов и функций, которые позволяют использовать уже созданные и протестированные алгоритмы. Pandas помогает аналитикам группировать данные по определённым признакам, создавать сводные таблицы из нескольких, очищать информацию от дубликатов, выводить определённые значения по фильтрам или уникальности. После такой работы данные удобно визуализировать с помощью других инструментов — например, графиков.
● SQL. Это язык запросов, который применяют для работы с базами данных. Главная задача SQL — быстро находить среди большого объёма информации нужную, сортировать её, структурировать и представлять в понятном виде. Чтоб стать аналитиком данных с нуля, важно знать SQL хотя бы на минимальном уровне.
Часто начинающие аналитики не знают, в каком направлении двигаться и какие инструменты для работы освоить. В этом поможет курс «Аналитик данных» — за 7 месяцев студенты научатся анализировать большие объёмы данных, строить гипотезы и под руководством опытных специалистов создадут собственные проекты для портфолио.
Несколько источников, которые помогут новичку в изучении анализа данных:
● Бесплатные курсы. Например, от Coursera или Яндекс Практикума — здесь есть обучающие программы, за которые не нужно платить.
● Книги. Начать обучение в аналитике данных можно с книг, однако многие из них на английском. Но есть версии учебников на русском — например, «Python и анализ данных» Уэса Маккинни, создателя Pandas.
● Статьи. Много статей об анализе данных публикуют в IT-сообществах на Хабре, VC. Почитать про профессию аналитика и инструменты, которыми он пользуется, можно и в блоге Практикума.
Проекты, которые аналитик данных создает для своего портфолио бесплатно, называют пет-проектами (pet — англ. «домашний питомец, любимец»). Они могут быть трёх видов:
1. Тренировочные, построенные на открытых данных. Идеи для таких проектов можно почерпнуть на Kaggle — платформе, где собираются специалисты по обработке данных и где для них проводят конкурсы.
2. Для решения собственной задачи. Аналитик может использовать собственный опыт для создания пет-проекта. Например, проанализировать доходы и расходы своей семьи.
3. Для решения задачи внешнего заказчика. Например, можно обратиться к знакомым или в некоммерческие организации (НКО) и попросить предоставить необходимые данные для анализа.
Публиковать пет-проекты лучше на GitHub — крупнейшем веб-сервисе для хостинга IT-проектов и их совместной разработки. Также можно участвовать в соревнованиях на платформе Kaggle. Проходят они так: ведущий конкурса — обычно это крупная коммерческая организация — готовит данные и описание проблемы, а участники экспериментируют с различными методами и соревнуются друг с другом, чтобы вывести лучшее решение.
Карьера аналитика начинается с позиции джуна или стажёра, потом можно дорасти до мидла или даже сеньора.
Можно развиваться и горизонтально — то есть в разных направлениях профессии: если надоели однообразные задачи, можно перейти в смежную сферу. Вот некоторые из них.
Маркетинговый аналитик | Помогает бизнесу привлечь или удержать клиентов. Исследует данные, связанные с поведением пользователей, например дочитываемость статей или количество кликов, и рекомендует, как лучше продвигать продукт и корректировать маркетинговую стратегию. |
---|---|
Продуктовый аналитик | Занимается развитием продукта — например, мобильного приложения банка. Анализирует взаимодействие пользователей с продуктом, находит проблемы и предлагает решения по улучшению. |
BI-аналитик (Business Intelligence аналитик) | Работает с информацией о результатах деятельности компании. Тестирует гипотезы, автоматизирует отчётность, моделирует ситуации, помогая бизнесу принимать правильные решения и снижать риски. |
Гейм-аналитик | Анализирует поведение игроков, а затем даёт рекомендации о том, как увеличивать заинтересованность пользователей и прибыльность компании. |
По данным «Хабр Карьеры», аналитики данных в среднем получают 130 тыс. рублей. Зарплата зависит и от направления, в котором работает специалист. Так, бизнес-аналитик получает в среднем 139 тыс. рублей, а продуктовый аналитик — 189 тыс. рублей.
Читать также: