Маркетинг  •  26 апреля  2023  •  5 мин чтения

Насколько на самом деле хорош ChatGPT и как с его помощью облегчить работу маркетолога

ChatGPT — это инструмент на базе искусственного интеллекта, который умеет писать тексты и программный код. Разберёмся, насколько он применим для реальных рабочих задач в маркетинге.

Что такое нейросеть ChatGPT

ChatGPT — это нейронная сеть, или сокращённо нейросеть. Нейросетями принято называть компьютерные программы, которые работают по принципу человеческого мозга. Сначала их обучают на большом наборе данных, и в сети формируются узлы, как нейроны в мозгу. После этого нейросеть получает информацию на входе, прогоняет её через узлы и выдаёт информацию на выходе. Это может быть результат вычислений, прогноз поведения клиента или текст.

Так выглядит очень упрощённая схема нейросети. Входные данные проходят через разные узлы, интерпретируются, чтобы на выходе получился определённый результат. То, как именно узлы будут обрабатывать данные, формируется в ходе обучения
Чем больше в нейросети узлов, чем сложнее её конструкция, и чем больше данных использовали для её обучения, тем лучше она работает. Бывают совсем простые сети, которые способны решать только примитивные задачи вроде анализа уже структурированных данных. А бывают сложные, и ChatGPT — одна из них.

Как устроена нейросеть

ChatGPT создана для генерации текстовых ответов на заданные вопросы. Для этого версия GPT3 обучена на 420 Гб текстовой информации со всего интернета. Нейросеть «усвоила» эту информацию, записала её в свои узлы и теперь при получении запроса прогоняет его по всем, интерпретирует согласно полученным при обучении знаниям и выдаёт ответ. Во многом это работает как человеческий мозг, только пока ещё не настолько совершенный.

Знаний у ChatGPT больше, чем у среднего человека, но способностей к осмыслению, пониманию и интерпретации пока недостаточно из-за ограничений технологий. С ростом числа узлов, параметров и входных данных для обучения возможности нейросети будут расти.

ChatGPT — это название конкретной нейросети. В её основе лежит архитектура, которая позволяет строить модели, работающие с текстом — Transformer. На базе этой архитектуры строят и другие нейросети для обработки текстовых данных. Особенность ChatGPT в том, что её обучили на максимально большом массиве информации и выделили ей огромные вычислительные мощности. Это и делает её такой совершенной по сравнению с другими моделями.

ChatGPT способна хранить прошлые запросы пользователя и свои ответы. Это позволяет работать с контекстом, то есть вести один непрерывный диалог, а не выдавать на каждый вопрос совершенно новый, отвлечённый результат.

Здесь благодаря работе с контекстом ChatGPT не забыла, какой план составила, и может писать текст, опираясь на него

Как получить доступ к ChatGPT из России

Чтобы пользоваться ChatGPT на официальном сайте, нужно пройти регистрацию по номеру телефона. К сожалению, российские номера для регистрации не подходят. Поэтому есть несколько альтернативных способов:

Использовать зарубежный номер. Можно оформить его во время туристической поездки или попросить заграничных друзей. С иностранным номером может потребоваться VPN для доступа к сайту.

Воспользоваться ботами. В Telegram есть несколько ботов, которые предлагают использование ChatGPT. Они то появляются, то исчезают, и лучше искать актуальные по телеграм-каналам внутри самого приложения по запросам “ChatGPT”, “GPT”, “GPT3”. Многие из этих ботов на самом деле подключены к другим похожим нейросетям, более слабым. Остаётся только проверять — задавать вопросы и смотреть, насколько адекватно и развёрнуто бот отвечает. Боты бывают платными и бесплатными.

На момент написания статьи в апреле 2023 неплохо работал бот @tg_gpt3_bot.

Так выглядит ответ на запрос о нейросети ChatGPT. Неизвестно, правда ли он использует официальный ChatGPT, но ответы даёт связные и подробные

Воспользоваться сторонними сервисами. Сейчас в России появилось несколько сервисов, которые подключаются к официальному ChatGPT и предлагают пользователям использовать его возможности, например, Chad. Такие сервисы, как правило, платные, зато они часто удобнее, чем телеграм-боты, работают быстрее и стабильнее.

Так выглядит ответ на запрос от сервиса Chad. Немного подкорректировать — и можно брать в работу
Недостаток альтернативных сервисов в том, что к ним нельзя подключать инструменты и плагины, которые доступны для официального ChatGPT.

Возможности ChatGPT

У ChatGPT много сфер применения: в качестве собеседника, персонального тренера или даже программиста начинающего уровня. Разберём, как ChatGPT можно использовать в маркетинге. Вот что может нейросеть:

1. Служить «альтернативным поисковиком». В ChatGPT можно писать вопросы, чтобы получить быстрый и краткий ответ. Иногда это удобнее, чем пользоваться поисковиком и потом выбирать информацию среди десятков разных ссылок. Запрос можно задать с ключевой фразой «Расскажи простыми словами», чтобы нейросеть сразу ответила с обобщениями и примерами.

Краткая выжимка позволит сэкономить время на поиск определений нужных терминов или ответов на короткие вопросы

2. Писать короткие посты. С помощью ChatGPT можно написать небольшой пост в соцсети на заданную тему. Вряд ли пост получится опубликовать сразу, но после редактирования он пригодится там, где не нужен глубокий анализ и мнение эксперта.

Нейросеть умеет даже расставлять хештеги, хотя на алгоритмы соцсетей при этом не опирается. Конечно, здесь много тавтологий и канцелярита, но текст всё равно может стать основой для поста

3. Писать статьи. Благодаря поддержке контекста ChatGPT справляется не только с короткими постами, но и с длинными статьями. За один раз выдать полный текст нейросеть пока не способна, поэтому сначала можно запросить план статьи либо «скормить» уже готовый и просить писать по нему поэтапно.

Благодаря знанию контекста ChatGPT понимает, что статья продолжается, и подробнее описывает тот раздел, который попросили

4. Делать саммари и анализ данных. ChatGPT способна изучить показанный текст, выделить в нём главное и определить закономерности. Она умеет работать и с буквами, и с числами, считать частоту употребления слова и в целом изучать текст примерно так же, как это сделал бы человек.

Анализ пока примитивный, но если загрузить больший объём данных, нейросеть сможет заметить корреляции, которые ускользают от взгляда человека

5. Переводить на разные языки. ChatGPT часто справляется с переводом не хуже других подобных программ. Можно попросить нейросеть адаптировать слова и использовать особую лексику, чтобы потом перевод пришлось меньше редактировать.

Нейросеть справляется со сложными техническими текстами, но перевод терминов всё равно стоит перепроверять

6. Составить контент-план. Если идей для постов в соцсети или статей в блог совсем нет, можно попросить нейросеть их придумать. Скорее всего, темы получатся очень общими, но что-то можно взять в работу.

Иногда ChatGPT выдаёт абстрактные темы, но благодаря сохранению контекста можно конкретизировать ответ

Для всех этих задач нейросеть — только вспомогательный инструмент. Чтобы его использовать, специалисту по маркетингу нужно разбираться в задаче. Если вы еще не определись с направлением, тогда бесплатный курс «Какую профессию в маркетинге выбрать» поможет разобраться, какие профессии сейчас востребованы, чем занимаются разные специалисты и как построить успешную карьеру.

Найдите себя в маркетинге
Бесплатный курс по выбору профессии в маркетинге поможет найти и освоить специальность по душе.

Как пользоваться ChatGPT

  1. Задать максимально полный и подробный запрос. Не просто «Как выбрать бумагу для рисования акварелью», а «Представь, что ты ведёшь аккаунт магазина, который продаёт товары для художников. Напиши для этого аккаунта пост на тему „Как выбрать бумагу для рисования акварелью“».
  2. Дождаться ответа и внимательно его прочитать.
  3. Перепроверить факты, которые нейросеть привела в ответе — в них могут быть ошибки.
  4. При необходимости задать уточняющие вопросы или предложить продолжить тему. Важно при этом не переключаться на другой чат, чтобы нейросеть поддержала контекст.
  5. Ещё раз перепроверить факты.
  6. Отредактировать за нейросетью канцелярит, повторы слов и другие типичные для неё артефакты.
Чего не может ChatGPT

У ChatGPT есть ограничения. Она не может:

Выдавать на 100% актуальную информацию. Модель GPT4 обучали на данных до 2021 года. Чего-то более нового она просто не знает. Плагины для официальной ChatGPT позволяют подключить её к поисковикам и частично обойти это решение, но связных осмысленных ответов о каких-то новых фактах она всё равно не выдаст.

Например, ChatGPT уверена, что Жириновский до сих пор жив — просто потому, что данные о его смерти не загружали в нейросеть во время обучения

Признать, что чего-то не знает. Если задать нейросети вопрос о чём-то, что ей неизвестно, она не ответит «Не знаю». Вместо этого начнёт что-то выдумывать, причём так натурально, что это покажется правдой. Из-за этого все факты за ChatGPT нужно тщательно проверять. Например, нейросеть постоянно приписывает авторам произведения, которые они не писали, выдумывает несуществующие книги или события.

Эта цитата настолько «популярна», что её не способен найти ни один поисковик. При этом она вполне в духе Достоевского, то есть без проверки перепутать довольно легко

Быть конкретной. Несмотря на большой массив обучения, ChatGPT часто отвечает на запросы обтекаемыми фразами с большим количеством «воды». Пока что у нейросети не хватает экспертных познаний, да и тексты, на которых она обучалась, не всегда были качественными. Поэтому возлагать на ChatGPT все надежды пока не стоит.

Советы получаются абстрактными, и нейросеть использует в основном общие фразы, которые несут недостаточно конкретики. Запрос придётся серьёзно уточнять, а текст — редактировать

Выдавать адекватные креативы и шутить. У нейросети пока плохо с креативным мышлением и юмором. Из-за этого она не справляется с привлекательными заголовками, слоганами или считыванием иронии в тексте.

Вряд ли такие слоганы подойдут компании, хотя для мозгового штурма их можно попробовать использовать

Принимать слишком много информации. У ChatGPT есть ограничения по количеству символов, которые можно ввести в одно сообщение. Оно зависит от сервиса, например, в телеграм-бота помещается очень мало. Из-за этого нейросеть не сможет задать объёмный контекст — например, загрузить всю информацию о компании и попросить на основе этого написать статью в СМИ. В бота или нейросеть не получится внести все требования редполитики или tone of voice, так что за этим придётся следить самостоятельно.

Советы по использованию ChatGPT и примеры

ChatGPT — пока ещё не совершенная нейросеть и не понимает человека с полуслова. Чтобы она помогала в работе, нужно придерживаться правил:

1. Задавать подробные запросы. «Напиши пост на такую-то тему» — не лучший вариант запроса. Важно давать контекст — куда, для чего, с какими особенностями. Иначе нейросеть просто не поймёт, что хочет человек, и выдаст общий и абстрактный ответ.

2. Говорить по сути. ChatGPT понимает естественный язык, но чем чётче будет запрос — тем полезнее получится ответ.

3. Проверять факты. Нейросеть может врать и никогда в этом не признается. Каждую цифру, название и другой факт нужно проверять в интернете.

4. Использовать промпты. Промпт — это специальное указание, которое заставляет нейросеть отвечать определённым образом. Обычно они звучат как «Действуй как…». То есть можно сказать нейросети: «Действуй как профессиональный интернет-маркетолог» — и дальше она будет отвечать, примеряя на себя эту роль.

Пример промпта, который заставит ChatGPT отвечать как HR-специалиста

В интернете есть списки готовых промптов, которые уже опробованы разными людьми, например, в подборке на VC. Промпты там на английском, но их можно переводить на русский. Поняв логику, можно составлять собственные промпты в зависимости от конкретной задачи.

5. Не терять контекст. Если нужно, чтобы ChatGPT отвечала по конкретной теме, важно оставаться в одном диалоге. В другом она просто «забудет», о чём речь, начнёт повторяться или отвечать не по делу.

6. Не использовать жаргон. ChatGPT обучена на большом объёме текстов, но может не знать каких-то специфических терминов или жаргонных словечек. В запросах их лучше избегать.

7. Не ждать слишком многого. Нейросети не могут выдать идеальный текст или аналитику, даже если тщательно продумать промпт. Поэтому не стоит думать, что ChatGPT полностью избавит от рутины — скорее стоит рассматривать её как удобный инструмент, с которым нужно научиться работать.

Например, ChatGPT можно использовать для генерации доменных имён.

Если все придуманные домены заняты, а фантазия закончилась, можно попробовать использовать ChatGPT для мозгового штурма. Она способна генерировать десятки уникальных значений и никогда не устаёт
Нейросети можно доверить создание контента для соцсетей: она задаст наводящие вопросы и поможет общаться с аудиторией.
Это будет полезно, когда постов в соцсети нужно много, а на опытных авторов и SMM-менеджеров не хватает бюджета
Расклад на картах таро — это шутка, но так нейросеть тоже умеет.
В данном случае нейросеть даёт неплохие советы, которые можно принять как руководство к действию
ChatGPT пока значительно уступает профессиональным редакторам, копирайтерам, маркетологам и аналитикам. Оставлять её работать «без присмотра» точно не стоит.

Статью подготовили:

Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Fri Apr 26 2024 15:28:57 GMT+0300 (Moscow Standard Time)