Дизайн  •  14 февраля  2023  •  5 мин чтения

Как играть со шрифтами и не проиграть: всё про шрифтовые пары

На подбор шрифтов у дизайнеров уходят часы, если не дни. Расскажем, почему бесконечная прокрутка шрифтового каталога не выход, и разберёмся с основными правилами сочетаемости и подбора.

Что такое шрифтовые пары

Шрифтовая пара — это несколько шрифтов, которые визуально сочетаются между собой и решают дизайнерские задачи. Парами оформляют одно пространство — интерфейс, книгу, рекламный баннер, брендбук, дизайн-код города. Обычно пара состоит из текстового и заголовочного шрифта. Задача заголовочного — привлечь внимание, текстового — передать информацию.

Подбор шрифтовых пар — одна из приоритетных задач, которая стоит перед дизайнером при проектировании печатной продукции, мерча или лендингов. На курсе «Графический дизайнер» студенты учатся подбирать шрифтовые пары на основе базовых законов типографики и задач бизнеса.

Зачем они нужны в дизайне

Через шрифт проект говорит с читателем или потребителем товара. У шрифта две функции — донести смысл и вызвать эмоцию. Шрифтовые пары — инструменты, которые помогают дизайнерам выполнить эти задачи:

Структурирование информации. Благодаря разным шрифтам можно задать иерархию текстовых блоков. Например, заголовки чаще всего набирают большим кеглем и жирным или сверхжирным начертанием, а основной текст — меньшим кеглем, светлым или нормальным начертанием. Так заголовок передаёт основную идею, чему посвящён абзац ниже. Прочитав его, читатель принимает решение, знакомиться с материалом или пропустить.

С помощью шрифтов можно расставлять смысловые акценты и управлять вниманием читателей

Визуальная подача истории. Каждый шрифт обладает своим характером и передаёт настроение. Хорошо подобранная шрифтовая пара усиливает смысл, который автор заложил в проект.

Шрифт Batch Coffee Club напоминает кофейные зёрна. Овалы в силуэтах букв показывают, что бренд представляет разные сорта кофе. Проект: Requena Office

Эстетика. Не всегда проект преследует только информационные цели, часто на первое место выходят эстетические, когда намного важнее воздействовать на чувства и эмоции людей. Например, для обложек или титульных страниц лендингов используют акцидентные или рукописные шрифты.

Акцидентные шрифты выбирают и для оформления постеров фильмов. Благодаря им афиши выглядят содержательнее и ярче
Материал по теме:
Виды шрифтов: как выбрать лучший вариант для дизайна

Правила подбора шрифтовых пар

Пролистывание каталога в поиске идеальной шрифтовой пары для дизайна — пустая трата времени. Если знать фундаментальные принципы и прислушиваться к мнениям экспертов в области шрифтового дизайна, найти свою пару получится намного быстрее.
С чего начать подбор шрифтов

1. Определить цели и задачи, которые решают шрифты. Для этого нужно прописать тезисы, ключевые слова и ассоциации. Шрифтовые композиции для креативного одностраничного лендинга и большого информационного сайта будут значительно различаться. Первый помогает привлечь внимание, второй — получить ответы на вопросы.

С точки зрения дизайна есть большая разница между тем, чтобы читать и смотреть. Во время чтения человек не осознаёт рисунок букв, потому что главное — это узнать что-то новое. Когда зритель рассматривает афишу или надпись, то оценивает визуальный вид текста и осознаёт его на пространстве страницы или экрана.

2. Оценить тематику продукта, целевую аудиторию, носитель, технологию производства. Например, для печатных книг подойдут антиквенные шрифты, для рекламных материалов — акцидентные и брусковые, для интерфейсов — гротески. Для детей и пожилых людей шрифты должны быть читабельными и с меньшей контрастностью. Для всех остальных задач выбор шрифтоых пар почти безграничен.

3. Рассчитать бюджет проекта. Если бюджет позволяет разработать уникальные шрифты или купить лицензии на уже существующие, лучше использовать этот вариант — он поможет проекту выделиться среди конкурентов. Если бюджета на шрифтовые решения нет, то нужно обращаться к бесплатным библиотекам, например, Google Fonts, MyFonts, категории «Бесплатные шрифты» у Paratype.

В работе со шрифтовыми каталогами будут полезны ключевые слова — на сайтах работает поиск по тегам

Можно использовать системные шрифты Windows и macOS, встроенные шрифтовые библиотеки на конструкторах сaйтов Tilda и Readymag.

Правило контраста и подобия

Контраст и подобие — два базовых принципа, которые помогут начинающему дизайнеру подобрать шрифтовую пару.

Контраст — шрифты, которые отличаются друг от друга. Например, шрифт с засечками для заголовка и без засечек для основного текста, с разной контрастностью и соотношением ширины знаков.

Подобие — шрифты со схожими чертами, например, оба с засечками или без, одинаковой контрастностью, плавным силуэтом.

Для заголовка выбрали акцидентный шрифт, а для основного текста — антиквенный. Шрифты объединяет геометрическая и вытянутая форма букв, тонкие и острые засечки. Проект: Blake Scott
Шрифты в паре могут относиться к разным гарнитурам и полностью отличаться по стилю, то есть составлять контрастную пару. Либо наоборот могут быть подобраны в рамках одного семейства, сохранять единый визуальный облик, но различаться начертаниями и образовывать подобие.
Работа с ограничениями

Александра Королькова, арт-директор Paratype и автор книги «Живая типографика», советует отталкиваться от ограничений, которые стоят перед дизайнером:

Мало места. Если площадь поверхности ограничена, лучше искать узкие шрифты или шрифты с короткими выносными элементами.

Мало времени. Чтобы текст можно было прочитать быстро, стоит выбрать шрифты с простой, лаконичной формой, привычной глазу читателя. Они могут быть широкими, с большой или средней апертурой.

Текст далеко. Для того, чтобы текст было удобно читать с большого расстояния, тоже подойдут шрифты привычной формы и с большой апертурой. Если в этом случае использовать узкие шрифты, то придётся визуально увеличить расстояние между знаками.

Низкое разрешение, например, газеты или экраны с пикселями. Чтобы буквы были видны чётко, у шрифтов должен быть упрощённый рисунок, без изящных деталей, и большое межбуквенное расстояние. Хорошо будут смотреться шрифты, где строчные буквы выглядят крупно относительно прописных. Если подбирается гротескный шрифт, то контрастность, или отношение горизонтальных штрихов к вертикальным, должна быть 1:1. В случае с антиквой контраст нужен в соотношении 1:2.

Длинный текст. Шрифтовые композиции для текстов большого объёма — это привычная антиква для кириллицы, гарнитуры «Обыкновенная», «Литературная», Newton, и готические шрифты для иностранных текстов.

Незнакомые слова, например, промокоды, компьютерный код, географические названия. Для таких случаев в шрифтовом наборе нужно отслеживать разницу между похожими по форме знаками. Например, между 1 и l (англ. буква «эль»), 0 и О, I (англ. буква «ай») и l (англ. буква «эль»).

Особенности шрифтов для интерфейсов

Типографика в создании сайта давно занимает главную роль — это один из трендов в дизайне интерфейсов за последние годы. Тексту и креативным решениям в оформлении отводится всё больше пространства, поэтому важно учитывать технические особенности при выборе шрифтовых пар для сайта:

Проверить, отхинтованный ли шрифт. Хинтинг — процесс, когда контуры букв шрифта подгоняются под пиксельную сетку. Узнать наличие этой характеристики можно в описании к шрифту или у магазина, где приобретается лицензия.

Протестировать на носителе. Как выбранный шрифт будет смотреться на экранах с разными операционными системами и разрешениями. macOS сама растрирует шрифты для интерфейсов, благодаря встроенным в неё алгоритмам. Windows так не умеет. Большая часть экранов компьютеров и ноутбуков у пользователей от Windows с невысоким разрешением, поэтому тестирование для этой ОС обязательно.

Как выбрать креативный шрифт

При выборе шрифтовой пары, которая будет затрагивать чувства и эмоции читателя, универсальных советов нет, главное — чтобы не страдали функциональность и читабельность.

Александра Королькова охарактеризовала основные шрифтовые категории с точки зрения эмоциональной составляющей:

Узкий — интеллектуальный образ, собранный.
Широкий — уверенный, нахальный, требующий внимания.
Неконтрастный — практичный, спортивный, демократичный.
Контрастный — изящный, благородный, дорогой.
Округлый — мягкий, детский, съедобный, дружелюбный.
Угловатый, геометрический — жёсткий, серьёзный, несъедобный.

Для оформления этикетки шоколада используется округлый шрифт, который показывает, что товар съедобный, а бренд дружелюбный. Проект: FAENA Studio

Подбор шрифтовых композиций — творческий процесс, в котором большую роль играет насмотренность дизайнера. Правила — это полезно, но тут их можно нарушать. Иногда оригинальные решения выводят проект на новый уровень.

Примеры удачных комбинаций

Многие дизайнеры любят работать в рамках одной «самодостаточной» гарнитуры со множеством начертаний или со шрифтом всего в одном начертании, меняя кегль. Например, сочетание Alegreya Sans Regular и Alegreya Sans Extra bold.
Гарнитура Alegreya Sans пока не стала популярной, поэтому набранный ей текст выглядит свежо и интересно

Гарнитуры Manrope — это современная классика, особенно в сочетании Regular и Bold или Extra Bold.

Ещё одно интересное решение — Trocchi и Source Sans Pro. Есть умеренный контраст, который позволяет отделить заголовки и наборный текст.

Для проектов и заголовков на английском языке подойдёт гарнитура SAOL. Её можно соединить с Helvetica, Lato, Open Sans, Alegreya Sans, Georgia.

Шрифтовые пары из двух гарнитур для веб-дизайна — Oswald и Lato, Oswald и Open Sans, Oswald и Helvetica. Oswald лучше использовать как заголовочный, а не текстовый, и в проектах на латинице, потому что в кириллице есть недочёты в отображении букв.

Сочетание Playfair Display с PT Sans, Open Sans или Lato создаёт контрастную пару.

Проекты с такими шрифтами будут выглядеть солидно, респектабельно и дорого

Сервисы для подбора шрифтовых пар

Чтобы облегчить дизайнерам задачу по подбору шрифтов, были созданы специальные генераторы.
Fontjoy
В сервисе можно задать контрастность между шрифтами: от максимального различия до максимальной схожести. На основе этого Fontjoy сгенерирует шрифтовую пару. Можно выбрать другой шрифт в пару к уже понравившемуся или подобрать вручную. Минус сервиса — не указано, какие языки поддерживает шрифт.
Fontjoy подбирает шрифтовую пару с помощью нейросети
Typotheque
Генератор ищет шрифты на основе характеристик пары: трендовая, элегантная, классическая, современная и так далее. Справа от главного экрана есть список всех шрифтов, можно вручную искать сочетания. Есть отдельный раздел со шрифтовыми парами на кириллице.
Сразу видно, как текст будет выглядеть в одноколонной и двухколонной вёрстке, при большом и мелком кегле
Fontpair
Библиотека с удачными примерами шрифтовых пар. Все они бесплатно доступны в Google Fonts.
Чтобы увидеть пояснение, для каких случаев подходит шрифт, нужно нажать на его название

Совет эксперта

Александр Старинский
Чем больше интересных сочетаний шрифтов видит дизайнер, тем больше «фундамент», на котором можно строить подбор шрифтовой пары в проекте. На первых порах особенно важно подбирать референсы, вдохновляться проектами других дизайнеров, тренировать насмотренность и развивать чувство вкуса.

Статью подготовили:

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Tue Dec 03 2024 13:41:59 GMT+0300 (Moscow Standard Time)