Тренды в образовании: почему учиться сейчас интереснее и проще, чем раньше
Тренды в образовании: почему учиться сейчас интереснее и проще, чем раньше
Рассказываем об основных современных тенденциях в области образования и объясняем, как их применять в обучении компаниям и студентам.
Онлайн-обучение — одна из главных тенденций в развитии современного образования, которая появилась после пандемии. Она подразумевает, что всё общение учеников с преподавателями происходит дистанционно: проведение лекций и семинаров, получение и проверка домашних заданий, практика на онлайн-тренажёрах.
Дистанционное обучение с каждым годом становится всё более популярным. Это подтверждают данные Smart Ranking, согласно которым выручка крупнейших EdTech-компаний России по итогам второго квартала 2024 года выросла на 22,4%.
Сегодня во многих компаниях есть распределённые команды, поэтому онлайн-обучение — единственный формат, который даёт возможность развития большого количества сотрудников. Кроме того, эта тенденция в области образования позволяет получать нужную профессию малоподвижным людям и тем, кто живёт далеко от крупных городов.
Особенность тренда на дистанционное образование заключается в том, что студенты получают возможность учиться асинхронно: одногруппники могут изучать теорию в собственном темпе, слушая онлайн-лекции и выполняя домашние задания. В то же время при онлайн-обучении важно сохранять вовлечённость студентов. Самим ученикам нужно максимально включаться в процесс: использовать камеру и микрофон, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы. А разработчикам программ обучения необходимо разбивать занятия на небольшие блоки, а также использовать другие тенденции современного образования.
Учиться онлайн можно совершенно разным профессиям. К примеру, в Яндекс Практикуме есть несколько десятков курсов по дизайну, программированию, менеджменту, маркетингу и финансам. Вне зависимости от опыта и бэкграунда в Практикуме можно найти подходящее обучение, чтобы начать и развивать карьеру.
Ещё один тренд в развитии образования, который появился после эпидемии Covid-19, заключается в том, что одну часть знаний студенты усваивают онлайн, а другая подаётся в офлайн-формате. По данным исследования Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и «Росатома», 61,8% российских респондентов поддерживают такую форму обучения.
Как правило, тенденция к гибридному образованию используется следующим образом. Студенты получают теоретическую информацию на вебинарах и заранее записанных лекциях, а закрепляют знания офлайн, например участвуя в тренингах или бизнес-играх.
У такого варианта обучения есть два преимущества. Во-первых, ученики больше вовлечены в образование, поскольку формат получения знаний периодически меняется. Во-вторых, получая навык в удобном темпе, они не лишены живого общения с одногруппниками и преподавателями. При этом студенты должны обладать самодисциплиной, чтобы вовремя изучить теорию онлайн и прийти на офлайн-занятия подготовленными.
Вполне ожидаемый тренд развития образования, потому что социальные сети — неотъемлемая часть нашей жизни, и преподавателям необходимо применять их в работе. По данным WeAreTeachers, 80% американских учителей ищут в соцсетях новые идеи и методы преподавания.
В современном мире эта тенденция становится всё более популярной, потому что людям проще воспринимать информацию в коротком и простом виде, например в reels или shorts, чем в двухчасовых лекциях. При этом соцсети помогают преподавателям привлекать студентов.
Особенность этого тренда в области образования состоит в том, что в соцсетях сложно транслировать информацию, требующую глубокого понимания темы. Короткие видео, скорее, помогают привлечь внимание к теме, а для детализации информации и погружения учеников стоит использовать другие форматы.
Эту тенденцию развития современного образования также называют microlearning (от англ. «микрообучение»). Она заключается в получении конкретных навыков, которые подаются учащимся в коротком формате. Согласно исследованию Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и «Росатома», 46,1% респондентов считают этот тренд одним из основных в образовании.
Особенность микролёрнинга в том, что навык можно изучить и попрактиковать быстро. Например, сотрудникам отдела продаж в рамках тренинга по переговорам приходит рассылка с материалом для нанообучения аргументации. Прочитав несколько абзацев теории, специалисты могут в тот же день опробовать знания в общении с клиентами.
Такой формат образования позволяет закрепить навык именно благодаря небольшому объёму теории и своевременной практике. Однако он подходит не для всех компетенций. Например, невозможно с нуля изучить язык программирования Java, используя исключительно нанообучение. Скорее, этот формат позволит специалисту, который уже знаком с разработкой, получить дополнительный навык. Кроме того, для успеха нанообучения важна регулярность, то есть важно как получать новые знания, так и постоянно их практиковать.
Тенденция к персонализации образования наблюдается уже несколько лет и с каждым годом становится всё более актуальной. Сегодня она часто сочетается с автоматизацией и использованием искусственного интеллекта. Согласно исследованию Digital Learning, более 40% компаний применяют ИИ в корпоративном образовании для разработки индивидуальных программ и персонализации процесса обучения сотрудников.
Для того чтобы следовать этому тренду, важно строить образование на основе объективной оценки человека. Например, сотрудники компании должны проходить регулярную оценку навыков, на базе которой строится стратегия их развития. Если речь идёт о топ-менеджменте, по ходу обучения сотрудника сопровождает наставник, который помогает ему справиться с трудностями и даёт советы. Для рядовых сотрудников роль наставника может выполнять руководитель. По итогам обучения нужно также проводить оценку эффективности образования и приобретённых компетенций.
Кроме того, тренд на персонализацию образования можно реализовать на основе матрицы должностей. Допустим, системные администраторы компании должны знать Linux на определённом уровне в зависимости от грейда. В этом случае индивидуальное обучение для джуна и мидла будет разным.
Тенденция к использованию игровых процессов в развитии образования зародилась ещё в начале 2000-х и постепенно набирает обороты. По данным опроса портала «Учи.ру», 88,6% учителей используют геймификацию в обучении. При этом 97,4% опрошенных подтверждают, что игровые технологии как в очном, так и в онлайн-образовании помогают в учёбе. Это позволяет вовлечь студентов в процесс освоения знаний и помогает им лучше запоминать информацию.
Геймификация может быть разной. Игровой механикой считается даже привычное для многих предложение ведущего вебинара отправить плюс в чат, если студенты согласны с каким-то утверждением. Многие компании создают маскоты — персонажей, которые сопровождают ученика во время обучения, поддерживают и мотивируют. Например, появление львёнка Лео в сервисе для изучения иностранных языков LinguaLeo увеличило среднее число ежедневных тренировок на 109%.
Также тренд на геймификацию в образовании можно реализовать в виде учебной валюты. Условно говоря, за каждый пройденный тренинг студент получает баллы, которые можно потратить на призы, например на корпоративный мерч или другие подарки.
Одна из самых свежих тенденций развития современного образования — внедрение в обучение VR и AR. Эксперименты с использованием смешанной реальности показывают, что она повышает вовлечённость в процесс на 35% и улучшает результаты прохождения тестов на 22%. При этом применение VR и AR позволяет учителям освободить до 15% дополнительного времени.
Виртуальную и дополненную реальность в образовании одними из первых начали использовать в медицине, например для обучения хирургов. Исследования показали, что новички, которые учились проводить лапароскопические операции с использованием VR, делают это быстрее и эффективнее тех, кто обучался традиционными методами.
VR и AR — довольно дорогие инструменты, поэтому пока эту современную тенденцию в образовании используют в основном крупные компании, например в сферах MedTech и производства. Как правило, такой формат применяется для получения сложных навыков, которые включают определённые алгоритмы.
Но несмотря на дороговизну инструментов VR и AR, эта тенденция будет продолжать развиваться в современном образовании. По данным Fortune Business Insights, рынок виртуальной реальности в учебном процессе к 2026 году вырастет до 13 млрд долларов США. А по прогнозам Центра компетенций НТИ, VR будет массово внедрён в школьное образование к 2034 году. В корпоративном обучении этот тренд может реализоваться в виде виртуальных помощников, которые будут помогать прокачивать навыки в симуляциях.
Совет эксперта
Читать также: