В 90-х появились первые образовательные онлайн-платформы — CourseInfo и Blackboard, которые вскоре объединились в один проект — Blackboard Inc. Компания создала ПО для управления обучением: учебную систему, чтобы проводить курсы, портал для общения студентов, систему управления контентом, чтобы централизованно менять содержание курса, систему записи и анализа результатов практических работ. Это помогло лучше организовать учебный процесс и контролировать результаты в онлайн-формате.
За 40 лет EdTech (от англ. educational technology — «образовательные технологии») прошёл большой путь. Обучением занимаются отдельные онлайн-платформы, например Яндекс Практикум, проекты на базе офлайн-университетов и IT-корпораций типа Google. К преимуществам онлайн-обучения добавились новые технологии и методики, которые упрощают и ускоряют процесс, к примеру обучение в форме онлайн-игр и тренажёров, симуляторы виртуальной и дополненной реальности, или VR и AR.
Вот главные преимущества дистанционного образования перед обычным в вузе или колледже:
● Можно получить любую специальность в любой точке мира. Например, учиться онлайн в престижном вузе или у преподавателя с признанным авторитетом и не переезжать из своего города.
● Подходит каждому. Онлайн-формат идеален для людей с ограниченными возможностями или родителей с маленькими детьми, которых нельзя оставлять без присмотра.
● Разные форматы. Некоторые провайдеры делают фокус только на учебном материале, другие уделяют больше внимания нетворкингу студентов. Во втором случае обучение ближе всего к офлайн-формату и подойдёт тем, кто ищет не только знания, но и полезные знакомства.
● Возможность трудоустройства. Некоторые провайдеры помогают выпускникам найти работу ещё в процессе обучения.
● Экономия на ежедневных расходах. Тем, кто учится дистанционно, не нужно тратиться на выходную одежду, дорогу, учебники, оплату няни.
● Гибкость. Онлайн-курсы проще и быстрее адаптировать к изменениям в отрасли, чем программу обычного вуза. К примеру, если изменились алгоритмы систем контекстной или таргетированной рекламы, авторы онлайн-курсов по digital-маркетингу могут сразу исправить содержимое лекции или мастер-класса. Так у студентов будет самая актуальная информация.
● Возможность учиться в своём темпе. Многие онлайн-курсы доступны в записи, нужно лишь вовремя проходить тесты, сдавать домашние задания и курсовые. Это помогает совмещать обучение с работой и домашними делами.
● Развитие навыка самообразования. Материал усваивается лучше, когда приходится разбираться в нём самому. Студент глубже погружается в предмет и тренирует самодисциплину при обучении в онлайн-формате.
● Демократичность. Маркетолог с десятилетним опытом в офлайн-маркетинге может проходить курс по digital-маркетингу для новичков и не чувствовать себя белой вороной среди более молодых студентов.
У онлайн-обучения есть недостатки, которые нужно учитывать при выборе этого формата:
● Большинство курсов платные. Это касается и онлайн-программ обычных вузов, а стипендии здесь встречаются крайне редко. В отличие от обучения в обычном вузе, на цену онлайн-курса не действуют государственные программы поддержки и социальные льготы студента.
● У студента больше ответственности. Нужно самому следить за тем, чтобы не пропускать лекции и дедлайны, разбираться в сложных темах. Без высокой мотивации и дисциплины будет очень сложно учиться дистанционно и пройти курс до конца.
● Нет личного контакта с преподавателем. Это может плохо сказываться на дисциплине и усвоении материала. Во время обычной лекции студенты слушают преподавателя активнее, даже если не слишком увлечены предметом. Когда занятие проходит онлайн, люди гораздо больше отвлекаются и часто слушают материал в фоновом режиме. А если лекции и вебинары в записи, сложность ещё и в том, что нельзя сразу задать вопрос преподавателю.
● Технические сложности. Вузу достаточно составить расписание и найти преподавателя. На онлайн-курсах провайдеру дополнительно нужно позаботиться о том, чтобы каждый смог подключиться, а главное — не потерял мотивацию в процессе. Если во время лекции подвисает интернет или пропадает звук, материал воспринимать сложнее, а часть информации не усваивается.
● Проблемы с нетворкингом. На обычных лекциях студенты сразу начинают общаться и дружить. При обучении онлайн для этого нужно приложить дополнительные усилия: создать чаты, выделить кураторов и регулярно создавать поводы для обмена мнениями. И всё равно без живого контакта сокурсники вряд ли будут общаться с такой же готовностью, особенно на неучебные темы.
● Необходимость постоянно быть онлайн. Это будет минусом для тех, кто и так много времени проводит за компьютером, например, дизайнеров или веб-разработчиков. Очное обучение помогает хотя бы немного переключиться и отдохнуть от монитора.
● Некачественные курсы. Как и в офлайне, есть вероятность, что курс окажется бесполезным, а обучение — плохо организованным. Чтобы этого избежать, придётся потратить время на поиск отзывов о конкретном курсе или образовательной платформе.
При выборе курса лучше оценивать преимущества и недостатки не только онлайн-обучения в целом, но и конкретной платформы. В Практикуме студенты тренируются на реальных кейсах, а дипломные проекты можно добавить в портфолио. Курсы ведут преподаватели с большим опытом, есть кураторы и наставники, которые помогают с организационными вопросами и поддерживают, если у студента сложности с учёбой. Многие курсы включают карьерный трек: выпускникам помогают составить резюме, предлагают вакансии от партнёров и готовят к собеседованиям. На любом курсе Практикума можно бесплатно пройти вводный модуль с теорией и практической частью, чтобы понять, как устроено обучение, и «примерить» профессию на себя.
Несмотря на все недостатки онлайн-обучения, спрос на него ежегодно растёт. Вот главные тренды, которые определяют будущее EdTech:
● Онлайн-формат всё больше будет сближаться с офлайном. В первую очередь за счёт большего фокуса на нетворкинге и живом общении между студентами. Возможно, с этим помогут метавселенные, где каждый сможет создать виртуального аватара и проводить время с одногруппниками вне учебного процесса. Кроме того, многие офлайн-вузы уже запустили или планируют запустить онлайн-курсы с реальными дипломами.
● Lifelong learning — обучение длиною в жизнь. Тренд, который пришёл на смену традиции получать одну-единственную профессию и потом всю жизнь работать по этой специальности. Теперь юрист может выучиться на аналитика, научиться программировать на Python или оптимизировать англоязычные сайты.
● Геймификация — обучение в форме игры. Такой подход помогает вовлечь в процесс и лучше преподносить самый сложный материал. Например, онлайн-игры с использованием 3D и VR создают эффект полного погружения, когда участник не отвлекается на внешние факторы.
● Развитие корпоративных программ. Уже сейчас корпорации вроде Google, Яндекса или Microsoft обучают сотрудников и будущих специалистов новым профессиям или навыкам онлайн. Это помогает растить талантливых и лояльных специалистов с нужными компетенциями, которые будут развиваться внутри компании.
● Персонализация. Современные разработки на базе искусственного интеллекта позволяют определять индивидуальные способности каждого студента, предлагать ему подходящие курсы, следить за его успехами и адаптировать программу уже в процессе обучения. Например, в Яндекс Учебнике умный алгоритм определяет пробелы в знаниях и подбирает для ученика индивидуальные задания, показывает учителю статистику и прогресс по определённому навыку.
● Расширение профессий и навыков. Сейчас на онлайн-курсах чаще всего можно получить IT-специальности и смежные цифровые профессии: веб-дизайнера, маркетолога, проджект-менеджера. В ближайшем будущем в сети можно будет получить и более традиционное образование — например, выучиться на инженера, лингвиста или художника. В этом помогут специальные программы, при помощи которых можно воссоздать реальные инструменты или целые механизмы.
Вот практические советы, которые помогут лучше сосредоточиться и правильно организовать учебный процесс:
● Быть объективным по отношению к себе. Для этого нужно проанализировать личный опыт обучения и найти слабые места. Это могут быть самодисциплина, мотивация или конкретные предметы и области. Всё это стоит учитывать и заранее спланировать процесс так, чтобы свести риски к минимуму. Например, чтобы решить проблему с дедлайнами, можно время от времени встречаться в кафе с кем-то из одногруппников и делать домашние работы. Это поможет не откладывать задания на последний момент.
● Сначала «съесть лягушку». Эта методика помогает меньше отвлекаться. Сначала нужно выполнить самое сложное или неприятное дело, а уже потом — самое простое и любимое. Это поможет сразу покончить с самой тяжёлой частью, из-за которой чаще всего задача откладывается.
● Использовать «метод помидора». Поставить таймер на определённое время, например, на 45 минут, и всё это время работать не отвлекаясь. Когда 45 минут пройдут, можно прерваться на 5-минутный отдых: полистать соцсети, размяться или заварить чаю. После этого снова 45 минут работы и 5 минут отдыха. Когда человек знает, что впереди короткий отдых, он работает продуктивнее и больше успевает. После 3–4 таких циклов — большой 20-минутный перерыв, чтобы восстановить силы.
● Заносить все задачи в календарь. Это касается онлайн-лекций, вебинаров, домашних заданий. Можно использовать Google Календарь, календарь в телефоне, онлайн-доски типа Kaiten или Miro. Внутри можно добавить дедлайн и чек-лист, если задача состоит из нескольких этапов. Это помогает двигаться к цели маленькими шагами.
● Выбирать формат для себя. Иногда график вебинаров построен так, что получится смотреть их только в записи. Это значит, что не будет возможности задать вопрос преподавателю и сразу получить ответ. Если это проблема, лучше поискать курсы с более подходящим графиком.
● Выбрать правильный темп. Студентам часто советуют заниматься понемногу, но каждый день, однако это работает далеко не всегда. Например, над сложной вычислительной задачей недостаточно посидеть полчаса и бросить на середине, иначе каждый раз придётся тратить время на то, чтобы погрузиться в условия заново. Вместо этого проще потратить два-три часа и сделать всё за один приём.
● Обращаться за помощью. Когда проблемы и слабые места очевидны, например студент каждое задание сдаёт с опозданием, можно сразу пойти к куратору или наставнику курса и спросить, как лучше поступить. Возможно, он поделится графиком всех дедлайнов по заданиям в удобном формате или будет дополнительно напоминать о сроках.
Анастасия Селиверстова
Лучше сразу определиться с целями обучения. Для одних важен результат в виде конкретных знаний или навыков, для других полезнее нетворкинг или карьерный трек, который поможет найти работу. Поэтому перед тем, как выбрать платформу или курс, нужно изучить описание и отзывы выпускников, а ещё лучше — пообщаться с ними.
Читать также: