Для создания дополненной реальности нужны навыки в программировании и специальные программные средства. Например, на платформе для разработки игр и приложений Unity есть набор инструментов для работы с AR.
Виртуальная реальность | Дополненная реальность |
---|---|
Полностью цифровая: окружение, звуки и происходящие вокруг пользователя действия смоделированы разработчиками. | Совмещает реальный мир с цифровыми элементами. |
Взаимодействует с пользователем: встраивает его в искусственно созданный мир. Например, переносит геймера в мир компьютерной игры. | Взаимодействует с окружающей средой: встраивает искусственно созданные объекты в настоящий мир вокруг пользователя. Например, дополняет гостиную 3D-моделью дивана. |
Для погружения в виртуальную реальность нужны VR-шлем или специальные очки и контроллер. | Объекты дополненной реальности можно увидеть через специальные AR-очки, камеру смартфона, планшета или компьютера. |
Создание дополненной реальности основано на технологиях распознавания и отслеживания реальных объектов. Потом на эти объекты накладываются слои с цифровыми элементами. Так работают фильтры-маски в социальных сетях: программа распознаёт лицо через камеру по общим чертам, генерирует из него трёхмерную сетку и накладывает на неё цифровой эффект в режиме реального времени.
Размещать виртуальные объекты в пространстве не хаотично, а в определённых местах можно разными способами. Вот два основных:
1. Маркерный
Объекты накладывают с помощью специальных маркеров, например QR-кодов или картинок. При наведении камеры на такой маркер на его месте пользователь видит на экране виртуальный объект. Эта технология подходит, например, для обучающих материалов. Пользователь может просканировать маркер в учебнике и увидеть 3D-визуализацию, которая наглядно проиллюстрирует прочитанный текст.
2. Безмаркерный
Виртуальные элементы размещают в пространстве на основе местоположения реальных объектов и времени взаимодействия пользователя с дополненной реальностью. Для этого используются данные с камеры, датчиков устройства, GPS и прочих источников и систем. На основе безмаркерной AR-технологии создана, например, игра Pokemon Go.
Дополненную реальность активно используют в разных профессиональных областях и направлениях. Перечислим некоторые из них:
● Игровая индустрия. AR-технологии внедряют в игры, чтобы пользователи могли взаимодействовать с виртуальными объектами и персонажами в реальной среде. Например, в мобильной игре Minecraft Earth игроки ищут блоки в реальном мире с помощью экрана мобильного устройства. Из этих блоков они строят здания, которые также можно «перенести» в реальность и сделать доступными для других пользователей.
● Навигация. В приложениях вроде Яндекс Карт и Google Maps используют дополненную реальность, чтобы пользователям было проще ориентироваться в пространстве. К реальным изображениям улиц и зданий добавляются виртуальные надписи и указатели. А в приложение аэропорта Шереметьево внедрили AR-технологию от Sber. Теперь пользователи могут построить маршрут внутри аэропорта, например до терминала вылета или кафе, и увидеть виртуальные подсказки через камеру смартфона.
● Медицина. AR-технологии используют для обучения врачей и лечения пациентов. Например, с помощью специальных программ хирурги могут тренироваться проводить операции, а люди, которые потеряли конечности, — справиться с фантомными болями.
● Образование. AR-технологии позволяют сделать обучение интерактивным: дополнить печатные материалы 3D-объектами и анимацией.
На страницах учебника по физике для 7 класса издательства «Просвещение» размещены специальные маркеры. Если скачать приложение на смартфон или планшет, можно увидеть анимированные визуализации процессов и явлений, которые описаны в тексте. Скриншот из видео
● Спорт. Во время и после трансляций соревнований часто разбирают действия спортсменов с помощью AR. Например, когда футболисты забивают гол. При разборе этого эпизода поверх видеозаписи добавляют стрелки и другие схематические элементы, чтобы проиллюстрировать зрителям удачно разыгранную игроками комбинацию.
● Искусство и развлечения. AR-технологии позволяют проводить виртуальные шоу и создавать интерактивные инсталляции. Ещё дополненную реальность можно использовать в приложениях-гидах. К примеру, подобный гид создали для выставки «Народное искусство в Русском музее». Через специальное приложение можно узнать больше информации об экспонате, просто наведя на него камеру смартфона.
● Архитектура зданий. С помощью дополненной реальности можно, например, продемонстрировать заказчикам архитектурного проекта или покупателям квартир, как будет выглядеть будущее сооружение в реальной среде — месте, где его планируют построить.
● Коммерция. Компании используют AR-технологии, чтобы привлечь клиентов, повысить их лояльность и подтолкнуть к покупке. Например, магазины одежды и обуви создают приложения, в которых пользователь может удалённо примерить вещь перед покупкой.
AR-технологии часто используют компании, которые продают товары для ремонта, например напольные покрытия или обои. Специальные приложения позволяют проверить, как товар будет смотреться в интерьере
Основная цель любого бизнеса — прибыль. Использование технологий дополненной реальности может привлечь новых клиентов и повысить продажи. Ещё с их помощью можно разгрузить сотрудников и оптимизировать ресурсы. Перечислим, в каких направлениях работы компании можно применить AR-технологии:
✅ Продвижение товаров и услуг
Рекламные кампании, с которыми можно взаимодействовать, могут привлечь новую аудиторию. Для этого можно интегрировать виртуальные элементы в физические рекламные носители, например брошюры и баннеры. То есть разместить на них маркеры, при сканировании которых потенциальные покупатели больше узнают о рекламируемых товарах или поучаствуют в игровых механиках.
✅ Улучшение клиентского опыта
AR-технологии могут помочь потенциальному клиенту принять решение о покупке. Например, если можно увидеть вещь на себе или в интерьере без посещения магазина. Ещё дополненную реальность можно использовать для создания интерактивных инструкций по эксплуатации купленного предмета. Так покупателям будет проще разобраться самостоятельно, что может снизить нагрузку на техподдержку.
На сайте косметической компании L'Oréal Paris с помощью дополненной реальности покупатели могут подобрать оттенок краски для волос и средства для макияжа. Для этого нужно загрузить фото на сайт или включить камеру и «примерить» косметику на себя в режиме реального времени
✅ Проведение презентаций клиентам
С помощью AR-технологий компания может эффектно презентовать свои услуги или товар. Например, производители автомобилей могут проводить виртуальные показы новых моделей, чтобы будущие покупатели могли лучше рассмотреть их интерьер и экстерьер.
✅ Обучение сотрудников
Например, на складах или сложном производстве. Интерактивные инструкции помогут быстрее вникнуть в рабочие процессы, а значит, сотрудники быстрее адаптируются. К тому же учиться с помощью дополненной реальности безопаснее, чем на настоящем оборудовании. Сотрудник не сможет случайно повредить его или пораниться сам.
AR-технологии продолжают развиваться, а сферы их применения — увеличиваться. Преимущество дополненной реальности перед виртуальной — в доступности. Пользователю не нужно покупать специальное оборудование, чтобы увидеть AR-объекты: необходимые для этого функции есть в любом современном смартфоне.
По данным Statista, количество активных пользователей мобильных устройств с дополненной реальностью (AR) продолжает расти
Читать также: