Основное направление рынка труда на ближайшие годы — это развитие информационных технологий в разных сферах: защита данных, машинное обучение, онлайн-образование и медицина. Также набирают популярность экологичное потребление и гибкие формы занятости. Вот несколько трендов, которые наблюдаются на рынке труда:
● Рост спроса на специалистов в сфере кибербезопасности. По данным Positive Technologies, за последний год количество таких сотрудников в России выросло до 110 тысяч человек. При этом наблюдается дефицит кадров в 45% от общего числа специалистов. Из-за увеличения количества хакерских атак и риска утечки данных спрос на специалистов в сфере кибербезопасности возрастёт до 235–261 тысячи человек.
● Развитие искусственного интеллекта и профессий, связанных с ним. ИИ всё больше проникает в работу государства и бизнеса. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе с помощью технологий искусственного интеллекта удалось сократить объём незаконно добытой древесины с 6300 до 1800 кубометров в год. В Татарстане благодаря ИИ экономия времени на описание радиологических снимков достигает 40% и в пять раз снизилось время ожидания результатов диагностики пациентами. А в Подмосковье камеры с помощью нейросетей мониторят улицы на предмет появления мусора, ям, нерабочих фонарей и других нарушений, что позволило устранить более 30 тысяч проблем за год.
Согласно отчёту Всемирного экономического форума, спрос на специалистов в области ИИ и машинного обучения в ближайшие пять лет вырастет на 40%. Тренд на цифровизацию потребует и определённых навыков от соискателей: например, компетенции в области анализа данных, программирования, маркетинга и управления проектами. По данным hh.ru, в приоритете специалисты уровня мидл-плюс и сеньор: они более опытны, могут обучать молодых коллег, решать сложные задачи и руководить командами.
● Спрос на специалистов в сфере образования. Тенденции в образовании на российском рынке, по мнению исследователей ВШЭ и Росатома, — это гибридное обучение, совмещение учёбы и практики за счёт цифровых технологий, микрообучение онлайн для прогресса в работе, «автономное обучение» — когда человек может добывать знания самостоятельно и проектировать собственный образовательный путь из маленьких шагов. В ближайшем будущем будут особенно востребованы онлайн-наставники, методисты курсов и IT-специалисты, которые создают платформы для обучения.
● Увеличение количества вакансий в сфере медицины. Информационные технологии активно используют для улучшения качества медицинской помощи. В ближайшее время вырастёт спрос на инженеров медицинского оборудования, специалистов машинного обучения в области медицины и анализа медицинских данных. По данным hh.ru, количество активных вакансий в медицине и фармацевтике превышает количество резюме почти в два раза.
● Ориентация на устойчивое развитие — sustainable development. Его суть в том, что компания или человек принимают решения и действуют без вреда для окружающей среды и ресурсов. В будущем вырастет количество вакансий для специалистов в сфере ведения устойчивого бизнеса, возобновляемой энергетики и экологического менеджмента. Например, только за последний год спрос на специалистов по устойчивому развитию вырос на 40%.
● Гибкие формы занятости. Работа в дистанционном формате, фриланс и гибридный формат стали нормой среди работодателей и соискателей.
В каждой третьей компании есть сотрудники, которые работают удалённо. При этом организации из регионов чаще нанимают сотрудников на удалённую работу, чем компании из Москвы и Санкт-Петербурга. Источник: Superjob
Московская служба занятости назвала самые востребованные профессии 2024 года. В список вошли сфера промышленности, IT, транспорт, здравоохранение и логистика.
Информационные технологии |
|
---|---|
Диджитал-сфера | ● UX/UI-дизайнер — делает интерфейсы удобными для пользователя |
Онлайн-образование | ● Онлайн-наставник — помогает студентам определиться с целями в обучении |
Медицина и биотехнологии | ● Инженер медицинского оборудования — разрабатывает новые технологии в медицине |
В сфере информационных технологий будут актуальны специальности, связанные с искусственным интеллектом, хакерскими атаками, защитой и сбором данных, машинным обучением и разработкой ПО.
Анализирует данные, разрабатывает модели и применяет машинное обучение, чтобы делать прогнозы и выявлять закономерности. Особенно актуально для сфер, где хранят и обрабатывают большие объёмы данных: в банках — для изучения поведения клиентов, в маркетинге — для анализа продаж и улучшения системы рекомендаций товаров и услуг, в сфере транспорта — для улучшения системы видеофиксации нарушений.
Навыки:
● владение языками программирования, например Python или SQL;
● умение строить диаграммы и графики;
● обработка и анализ больших объёмов информации;
● знание линейной алгебры, теории вероятностей, математической статистики;
● умение разбираться в алгоритмах и структурах данных.
Условия: по данным GetMatch, в среднем по России специалист по Data Science получает 200 тыс. рублей. В Москве этот показатель чуть выше — 205 тыс. рублей.
Разрабатывает, обслуживает и развивает облачную инфраструктуру для хранения данных. Пример облачной технологии — Yandex Cloud, в котором компании хранят данные и запускают сервисы.
Навыки:
● знание системного администрирования и баз данных;
● владение языками программирования SQL и Python;
● умение работать в операционной системе Linux и пользоваться командной строкой;
● умение настраивать доступ пользователей к облаку и защищать данные.
Условия: по данным hh.ru, инженер облачных сервисов может зарабатывать до 300 000 ₽.
Ищет и устраняет уязвимости IT-системы. Предсказывает возможные кибератаки и защищает от них конфиденциальную информацию.
Навыки:
● работа с методами защиты информации;
● умение составлять технические требования для защиты информационных систем;
● работа с разными технологиями программирования и обработки данных.
Условия: на hh.ru архитекторам информационной безопасности предлагают от 100 000 до 200 000 ₽.
Специалист по machine learning — машинному обучению, работает с искусственным интеллектом: учит компьютеры принимать решения так, как это сделал бы человек, только точнее. Для этого используют специальные модели ML.
Навыки:
● знание алгоритмов машинного обучения;
● владение языками программирования — например, C++, Python, SQL;
● умение работать с базами данных;
● умение работать с фреймворками машинного обучения, такими как TensorFlow, Keras и PyTorch;
● опыт работы с базами данных и системами хранения данных;
● способность быстро обучаться новым технологиям и методам машинного обучения.
Условия: по данным Sense Group, средняя зарплата ML-специалиста в России — 320 тыс. рублей.
Мидлы зарабатывают около 240 тыс. рублей, сеньоры — 330 тыс. рублей, а тимлиды — 395 тыс. рублей. Источник: Sense Group
Занимается полной разработкой сайтов или приложений: с фронтенда — видимой части, до бэкенда — технологии работы сайта или приложения.
Навыки:
● знание языков программирования, таких как HTML, CSS, JavaScript, PHP, Ruby, Python и других;
● знание баз данных и опыт работы с SQL и ORM-библиотеками;
знание API и принципов интеграции с другими сервисами;
● навык работы с системами контроля версий, такими как Git;
● способность быстро обучаться новым технологиям и методам разработки.
Условия: по данным «Хабр Карьеры», таким специалистам готовы платить в среднем 210 тыс. рублей.
Специалисты digital-сферы продвигают товары и услуги с помощью интернета и цифровых устройств. Например, банки выдают кредиты и открывают вклады клиентам через мобильные приложения, магазины принимают заказы на продукцию через сайт, образовательные центры обучают на курсах онлайн. Вот несколько цифровых профессий будущего:
Дизайнер интерфейсов: создаёт привлекательный и удобный визуал для приложений и сайтов, проектирует сценарии поведения аудитории и придумывает, как облегчить взаимодействие клиента с продуктом.
Навыки:
● опыт работы с графическими редакторами и инструментами для создания прототипов и макетов: Adobe Photoshop, Sketch, Figma, InVision, Axure, Adobe XD и другими;
● умение работать с аналитикой пользовательского поведения и тестирования пользовательского опыта;
● насмотренность и хороший вкус;
● умение работать в команде и общаться с разработчиками, менеджерами проектов и заказчиками.
Условия: по данным «Хабр Карьеры», средняя зарплата UX/UI-дизайнера в России — около 108 тыс. рублей.
Отвечает за планирование и стратегию проекта — например, за запуск новой услуги в интернет-магазине. Организовывает работу программистов, дизайнеров и тестировщиков.
Навыки:
● умение планировать и управлять проектами, определять цели и задачи, составлять планы и расписания работ;
● работа с инструментами управления проектами, такими как Jira, Trello, Asana и другими;
● умение организовать и замотивировать команду;
● планирование и распределение бюджета;
● знание особенностей конкретной сферы: например, в маркетинге — это специфика продвижения, а в IT — понимание разработки мобильного приложения или сайта.
Условия: по данным «Хабр Карьеры», начинающие менеджеры IT-проектов в среднем получают 88 тыс. рублей, мидлы — 158 тыс. рублей, сеньоры — 268 тыс. рублей.
В среднем по рынку менеджеры проектов зарабатывают 171 тыс. рублей. Источник: «Хабр Карьера»
Такого специалиста также называют 3D-дизайнером или 3D-моделлером. Разработчик 3D-графики создаёт игровые элементы: кадры, персонажей, фон — в трёхмерной цифровой анимации.
Навыки:
● работа с программами для создания 3D-моделей, такими как Maya, 3ds Max, Blender, и другими;
● знание основных принципов композиции и цвета;
● опыт работы с текстурами, материалами, тенями и освещением;
● знание основных принципов пост-обработки изображений;
● понимание специфики игровой индустрии;
● программирование, знание HTML, CSS, JavaScript, TypeScript.
Условия: по данным «Хабр Карьеры», 3D-моделлер может получать около 98 тыс. рублей.
Создаёт видео для соцсетей, заставки на YouTube, анимационные ролики для брендов. Востребован в разных сферах — от маркетинга до медицины.
Навыки:
● умение работать с программами для создания анимационной графики: Adobe After Effects, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Premiere Pro, Cinema 4D, Maya и другими;
● работа с различными типами анимации, включая 2D, 3D, motion graphics и другие;
● умение создавать эффекты и визуальные элементы для видеороликов, рекламных роликов, игр и других проектов;
● работа со звуковыми эффектами и музыкальными композициями для создания полноценной аудиовизуальной продукции;
● знание основных принципов редактирования видео и звука для создания качественного контента.
Условия: по данным «Хабр Карьеры», такой специалист в среднем по России получает 111 тыс. рублей. Часто моушн-дизайнеры выбирают фриланс-формат работы и формируют свой заработок сами.
Выясняет потребности бизнеса, а затем разрабатывает маркетинговую стратегию, которая увеличивает прибыль и помогает компании стать более узнаваемой на рынке.
Навыки:
● знание основных принципов маркетинга;
● работа с различными инструментами интернет-маркетинга: контекстная реклама, SEO, SMM и другие;
● умение анализировать данные и проводить исследования для определения эффективности маркетинговых кампаний;
● работа с аналитическими инструментами, такими как Google Analytics, Yandex.Metrica и другие;
● знание основных принципов создания лендингов, баннеров и других рекламных материалов;
● умение работать с социальными сетями и email-маркетингом;
знание основных принципов создания контента для блогов, сайтов и других платформ;
● умение проводить A/B-тесты и оптимизировать маркетинговые кампании для увеличения конверсии;
● умение разрабатывать маркетинговые стратегии и выбирать инструменты для продвижения.
Условия: по данным Adindex, средняя зарплата интернет-маркетолога — 140 тыс. рублей.
EdTech (educational technology) — это всё, что связано с онлайн-образованием: вебинары, лекции, тренинги, приложения, тестирования, подкасты и онлайн-курсы, например, как у Яндекс Практикума.
Также к сфере EdTech относятся технологии для улучшения процессов обучения: образовательные платформы, адаптация курсов под разные категории людей, модели машинного обучения, которые оптимизируют обучающие материалы или приложения, и т. д. В 2024 году выручка российских EdTech-компаний увеличилась на 22% и достигла 33 млрд рублей. Сфера активно расширяется, и ей требуются новые специалисты:
Изучает потребности студента в онлайн-образовании, помогает ему определиться с целями и поддерживает на пути к ним. Наставники могут быть тьюторами и давать индивидуальные уроки, объяснять материал. А могут — менторами, и делиться своим опытом с новичками.
Навыки:
● умение эффективно коммуницировать и поддерживать студентов в онлайн-формате;
● знание основных платформ и инструментов для дистанционного обучения;
● работа с онлайн-курсами и виртуальными классами;
● создание интерактивных заданий и тестов для онлайн-обучения;
● умение организовывать онлайн-дискуссии и форумы для обмена опытом и знаниями;
● знание методов проверки знаний и оценки успеваемости в онлайн-формате;
● мотивация и поддержка студентов в онлайн-формате, включая использование позитивной обратной связи и индивидуального подхода к каждому студенту;
● знание принципов защиты персональных данных и конфиденциальности информации в онлайн-формате.
Условия: по данным Работа.ру, hh.ru, тьютор в России может получать до 108 000 ₽.
Создаёт курсы и учебные программы: структурирует информацию так, чтобы не перегрузить студентов, но при этом донести необходимый материал.
Навыки:
● знание принципов и методов обучения;
● умение разрабатывать учебные материалы и программы курсов;
● проведение тренингов и семинаров;
● знание методик оценки эффективности обучения;
● умение работать с группами и индивидуальными студентами;
● навыки организации и планирования учебных мероприятий;
● знание технологий дистанционного обучения;
● умение адаптировать курсы под различные потребности и уровни подготовки студентов;
● опыт работы с различными образовательными программами и методиками;
● знания в области, которой посвящён курс;
● умение структурировать информацию и преподнести её понятным языком.
Условия: судя по вакансиям на hh.ru, методисты получают от 60 000 ₽.
Занимается разработкой платформ для обучения: внедряет интерактивные тренажёры, симуляторы и другие вовлекающие пользователя материалы.
Навыки:
● знание принципов дизайна и разработки онлайн-курсов;
● умение работать с LMS — Learning Management System, и CMS — Content Management System;
● создание мультимедийных материалов, включая видео, аудио, графику и интерактивные элементы;
● умение проводить тестирование онлайн-курсов перед запуском;
● знание принципов SEO — Search Engine Optimization для оптимизации онлайн-курсов для поисковых систем;
● опыт работы с различными языками программирования и технологиями, включая JavaScript, CSS, HTML и другие;
● знание программ для структурирования учебных материалов и перевода их в цифровой формат — например, iSpring.
Условия: на hh.ru есть вакансии для разработчиков онлайн-курсов, где специалистам предлагают до 150 000 ₽ в месяц.
Разрабатывает медицинское оборудование и сопровождает весь цикл производства и эксплуатации: отвечает за сервисное обслуживание и ремонт.
Навыки:
● понимание сферы медицины, для которой специалист создаёт технику;
● понимание принципов работы медицинского оборудования, последовательностей этапов его создания и ремонта;
● составление технических заданий;
● навыки проектирования.
Условия: на hh.ru можно найти вакансии с зарплатой 80–100 тыс. рублей.
Одна из самых актуальных профессий по данным исследования экспертов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Менеджер ИМП разрабатывает программы лечения и профилактики заболеваний на основании индивидуальных медицинских данных пациента. Особенно актуально в области спорта и при работе с людьми старшего возраста: например, в программах активного долголетия.
Навыки:
● медицинское образование;
● анализ больших медико-биологических данных;
● умение сопоставлять симптомы с их потенциальными причинами;
● выявление предрасположенности пациентов к заболеваниям на основе анализа генетических тестов;
● создание плана лечения и профилактики.
Условия: по данным Кадрового агентства уникальных специалистов, средние зарплаты менеджерского персонала в медицинской сфере начинаются от 100 000 ₽.
Существует несколько способов получить востребованную специальность:
1. Начать в школе. Ученики старших классов уже могут начинать думать о том, какую перспективную профессию выбрать. Например, если школьник интересуется программированием, можно пройти бесплатные курсы «Код будущего».
2. Поступить в вуз. Универсальный вариант для всех, кто хочет освоить какую-то профессию, — как для школьников, так и для взрослых, которые могут получить второе высшее образование.
3. Пройти онлайн-курс. Например, в Яндекс Практикуме можно выбрать цифровую профессию, которая будет востребована в будущем, и освоить её за несколько месяцев.
● Воспользоваться программой трудоустройства после обучения. Многие онлайн-платформы помогают студентам найти работу после прохождения курсов — договариваются о собеседованиях и предлагают консультации HR-специалистов.
● Проконсультироваться с специалистами по карьере. Консультант или ментор поможет определиться, какую востребованную профессию выбрать, и посоветует, как и где её освоить, а также поможет проанализировать рынок и спрогнозировать, какие навыки будут необходимы в ближайшее время.
Читать также: