Менеджмент • 18 ноября 2024 • 5 мин чтения

Бизнес-процессы в организации: что это такое и зачем они нужны

Рассказываем, что такое бизнес-процессы в компании, почему важно сосредоточиться на основном процессе, как чёткие регламенты влияют на эффективность и помогают в достижении целей.

Что такое бизнес-процесс

Бизнес-процесс — это совокупность различных задач, действий и совершающих их людей. Бизнес-процессы принято рассматривать в заранее заданных рамках — например, конкретного проекта или, шире, отдельного бизнеса.

Например, продажа селлером товара клиенту на маркетплейсе — это бизнес-процесс, который можно разделить на множество подпроцессов: закупка товара, создание карточки, реклама, проработка логистики, доставка и т. д. Например, в процессе «Закупка товара» может быть отдельный подпроцесс «Переговоры с поставщиком». Финалом бизнес-процесса должен быть ощутимый результат — решённая задача, готовый продукт, проект, продажа или некое решение.

Если расписать каждый шаг в этой обобщённой схеме отдельно, получится подробно визуализировать бизнес-процесс

Напомним, что точечные вопросы и проблемы бизнеса эффективно помогает решать диаграмма Исикавы. Бизнес-процессы же предполагают решение глобальных вопросов — например, не «Почему отдел логистики снова срывает сроки доставки?», а «Организация процесса доставки».

Разобраться, кто за что отвечает в компании и в чём разница между продактом и проджектом, бывает непросто. Пройдите бесплатный курс «Какую профессию выбрать в менеджменте», чтобы оценить свой опыт и понять, какая из менеджерских позиций вам ближе.

Зачем нужны бизнес-процессы в организации

Налаженные и подробно описанные бизнес-процессы помогают:

1) стандартизировать типовые задачи, регламентировать рабочий процесс и избавиться от хаоса в проекте (когда для каждой задачи и каждого сотрудника есть прописанный регламент действий, работа выполняется чётко и быстро);
2) экономить ресурсы, в том числе время команды, и быстрее выполнять задачи;
3) сконцентрироваться на главной цели и быстрее получить прибыль.

В конечном итоге налаженные бизнес-процессы повышают эффективность работы компании и влияют на рост прибыли. На их основе легче создавать чек-листы и гайды для сотрудников. Например, в редакции это может быть описание пошагового процесса работы над статьёй. Если бизнес-процессы не налажены или растянуты во времени, ценность или прибыль в денежном выражении компания получит позже.

Бизнес-процесс можно визуализировать как процесс передачи по кругу хрустальной вазы: если какой-то процесс будет задерживаться, ваза разобьётся. Образно говоря, ценности для клиента не будет. Любой участник команды взаимосвязан с другими сотрудниками, поэтому очень важно, чтобы каждый на любом этапе чётко делал свою работу, соблюдая заранее определённые сроки и стандарты.

Бизнес-процессы и регламенты

Бизнес-процессы подкрепляются регламентами, гайдами, инструкциями и чек-листами, которые описывают и стандартизирует самые важные детали. Смысл регламентов не в том, чтобы превратить сотрудников в роботов. Лучше создать один регламент и придерживаться его, чем составить 100 инструкций на каждый шаг, которые не будут выполняться.

Альберт Ракипов, top seller, Ozon, Wildberries
Важно не количество регламентов или процессов, а то, насколько они упрощают работу конкретного специалиста и повышают её эффективность.

Суть основанных на бизнес-процессах регламентов не в ограничениях, а в поддержке сотрудника и помощи ему, чтобы он мог не задумываться над ключевыми процессами. Инструкции помогают проще воспринимать ход работы и видеть других участников проекта.

С таким чек-листом и указанными сроками автор и редактор сразу понимают, как строится работа и на каком этапе находится задача
Альберт Ракипов

Большинство из нас знает на собственном опыте: любой проект с несколькими участниками стремится к бесконечности. Чтобы его успешно завершить, с точки зрения бизнес-процессов понадобится чёткое описание ролей, действий и желаемого результата. Добавляем контроль — и получаем предсказуемый результат.

Вместо примера вспомните любую попытку компании друзей вместе выбраться на природу: чтобы поход прошёл успешно, важно заранее расписать, кто за что отвечает, кто выступает водителем, кто берёт палатку или мясо на шашлыки и т. д.

Для удалённой команды очень важно увидеть бизнес-процесс в онлайне, пусть даже в виде упрощённой схемы, и осознавать, что от работы каждого сотрудника зависит несколько смежных процессов. Это дает понимание, что сотрудник находится не в вакууме — наоборот, от результатов его деятельности зависит общий результат компании.

Классификация бизнес‑процессов

На старте любого бизнес-проекта важно понимать, какой именно процесс основной, то есть как бизнес будет зарабатывать деньги. Этот основной процесс классифицируем как материнский (МБП), то есть тот, который отвечает за генерацию прибыли и которому нужно уделять основное внимание.

Цель любого бизнеса — создание ценности для клиента и извлечение прибыли. Следовательно, нужно все силы направлять на развитие материнского бизнес-процесса. Задача всех остальных процессов — поддерживать и обслуживать материнский.

Альберт Ракипов

Чтобы расти и масштабироваться, нужно ясно понимать основной материнский бизнес-процесс в проекте либо в бизнесе. Масштабирование этого процесса приведёт к росту компании. В каждом бизнесе материнский бизнес-процесс разный и зависит от задуманной концепции и навыков его создателей.

Например, если селлер продаёт товары массмаркета и замечает, что менеджеры умеют так общаться с поставщиками, что получают отсрочку оплаты и стоят первыми в списке на отгрузку товара. Значит, нужно этот процесс масштабировать, то есть описывать этот бизнес-процесс, создавать гайды и нанимать специалистов, которые будут по ним работать.

К поддерживающим видам бизнес-процессов можно отнести:

управленческий процесс — подразумевает процессы, которые относятся к менеджменту среднего и высшего звена (продуктом в этом случае выступает решение);
технологический процесс — относится к производству конкретного продукта, чаще всего связан именно с производством;
операционный процесс — связан с финансовой областью деятельности компании;
● все остальные процессы, сопутствующие материнскому.

Как правильно описать бизнес-процесс

Для описания бизнес-процессов профессиональные менеджеры и владельцы продукта используют специальные программы — например, Mindmup или аналоги. Но начинать работу можно и на листе бумаге, а также в более привычных PowerPoint, Excel или Miro.

Разберём по шагам, как можно описать бизнес-процесс.

Шаг 1. Даём название процессу — например, «Закупка товара», «Заведение новых товаров на маркетплейс» или «Выпечка хлеба».

Шаг 2. Сразу фиксируем границы процесса: что должны иметь на входе и какой результат хотим получить на выходе. Это может быть готовая карточка товара, поджаристая булка хлеба или загруженный на маркетплейс товар.

Также на этом этапе важно определить продукт и критерии оценки результата: например, полусырая лепёшка вместо поджаристой булки в качестве итогового результата не принимается.

Шаг 3. Подробно описываем все детали процесса: список участников, ответственных и исполнителей и способы их взаимодействия, тайминг, задействованные ресурсы и нюансы исполнения. На этом этапе важно определить роли всех причастных к процессу сотрудников и уточнить порядок их действий.

Отметим, что описания нужно делать верхнеуровневые, не вдаваясь в конкретные детали. Например, то, какими фразами и по какому времени менеджер по продажам будет общаться с поставщиком, следует позже прописать в чек-листе.

Шаг 4. Вписываем в схему необходимых смежников — аналитиков, закупщиков, экономистов и их процессы.

Шаг 5. Дополняем схему метриками, гайдами, инструкциями, примерами и другими материалами.

Важно понимать, что бизнес-процессы в компании присутствуют всегда, даже если они не задокументированы. Но описанные и визуализированные бизнес-процессы помогают понимать суть работы и, соответственно, увеличивают производительность и эффективность. Даже посредственно описанный бизнес-процесс будет работать гораздо эффективнее, чем не описанный.

Совет эксперта

Альберт Ракипов
Для роста бизнеса я советую в первую очередь масштабировать материнский бизнес-процесс, который создаёт основную ценность проекта. Поддерживающие процессы стоит развивать в том случае, если они необходимы для масштабирования основного.
Статью подготовили:
Альберт Ракипов
Ozon, Wildberries
Top seller
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Mon Nov 18 2024 18:41:14 GMT+0300 (Moscow Standard Time)