Айдентика и фирменный стиль — разные понятия. Айдентика — это образ компании, который включает в себя не только фирменный стиль, но и название, слоганы, образ и ценности компании, иногда даже музыку, как в случае с новогодним хитом «Праздник к нам приходит» от Coca-Cola. Айдентика бренда H&М помогла создать образ экологичной компании, которая заботится об окружающей среде. А фирменный стиль сделал красно-белый логотип узнаваемым.
1. Сделать компанию узнаваемой
Сочетание цветов, шрифты, логотип помогают целевой аудитории выстроить ассоциации, связанные с брендом, и выделить товары или услуги конкретной компании из общего рекламного шума. Например, покупатель приходит в магазин и сразу берёт на полке то молоко, которое любит.
2. Отстроиться от конкурентов
Например, дизайнер Олеся делает ежедневники и продаёт их знакомым, через социальные сети или на Авито. Но как только она захочет выйти на маркетплейсы, придётся задуматься о формировании фирменного стиля, чтобы отстроиться от конкурентов. В основу айдентики лягут те качества, которые помогут Олесе сделать бренд не похожим на уже существующие.
3. Повысить доверие к компании
Если бренд уже имеет хорошую репутацию, то элементы фирменного стиля будут выполнять роль знака качества. Например, выбирая между двумя моделями принтеров HP и Pantum, человек с большей вероятностью купит модель HP, потому что логотип бренда узнаваем и ассоциируется у покупателя с надёжностью.
На курсе «Графический дизайнер» в Яндекс Практикуме вы научитесь на практике создавать фирменный стиль, который поможет компании выделиться среди конкурентов. Наставники курса поделятся кейсами и расскажут, как аргументировать и презентовать решения перед клиентами.
● Запоминающимся.
● Отличающимся от других.
● Соответствующим рынку.
Сравните логотипы банков и детских игрушек. Они находятся в абсолютно разных плоскостях, потому что транслируют разные ценности для своего рынка.
Чтобы подобрать корпоративные цвета для фирменного стиля, сначала нужно выяснить, какие ценности хочет транслировать компания и какие цвета с этими ценностями ассоциируются у заказчиков. Нет чёткого правила, что красный — это любовь, а зелёный — экология. С другой стороны, существует много стереотипов по поводу цвета: чёрный — «траурный», серебристый — технологичный, синий — консалтинговый. Поэтому при разработке фирменного стиля дизайнеру не стоит полагаться только на своё мнение. Лучше попросить маркетологов провести опрос целевой аудитории на восприятие разных цветов и выбрать подходящие.
После этого этапа выбирают основные, дополнительные и нейтральные цвета. Чаще всего это один основной, один дополнительный и несколько нейтральных. Строгих правил нет, и если компания хочет показать своё многообразие, то может использовать пять или шесть основных цветов.
Сравним логотипы и шрифты для двух популярных изданий — The New York Times и The Spectator.
● визитки,
● канцтовары: ручки, блокноты, стикеры,
● мерч: футболки, кружки, кепки,
● упаковка товара,
● одежда сотрудников,
● элементы сайта или лендинга,
● обложки для социальных сетей, посты, сторис, рекламные баннеры,
● элементы email-рассылки,
● реклама: флаеры, билборды, постеры, видео, баннеры.
Чтобы разработать фирменный стиль для большой корпорации, подключают маркетологов. Они проводят исследования целевой аудитории, конкурентов и рынка, формулируют уникальное торговое предложение и tone of voice, а потом выясняют, какие ценности необходимо отразить в фирменном стиле. Только потом за дело берётся дизайнер.
Не всегда удаётся попасть в точку с первого раза и найти видение, которое полностью решает задачи, которые заказчик поставил фирменному стилю. Помогает прислушиваться к мнению клиента, не отстаивать свою точку зрения до победного, а понять его видение. Для этого следует отстраниться от уже сделанного варианта и постараться ещё раз передать мысли заказчика в образах фирменного стиля.
Дизайнеры разрабатывают образцы дополнительных объектов, чтобы создать целостный образ компании. Например, мокапы с фотографиями на сайте или подушек для интерьера кофейни. Решают использовать только чёрно-белые фотографии или фото с естественным светом. Либо подбирают иллюстратора, который работает в нужном стиле.
Для оформления:
● Figma — сборка макетов сайтов и почти всей цифровой продукции компании: иконок, интерфейсов, рекламных баннеров.
● Adobe Photoshop — редактирование изображений, сложные коллажи.
● Adobe Illustrator — создание иллюстраций.
● Adobe InDesign — макеты журналов, постеров и другой печатной продукции.
Для вдохновения:
● Подобрать референсы или мудборды помогут сайты Pinterest, Designspiration, Behance.
● Изучайте брендбуки известных компаний.
● Используйте соцсети по максимуму: подписывайтесь на дизайнеров, чьи работы вам нравятся, следите за школами дизайна, победителями и участниками дизайнерских премий и конкурсов.
● Тренируйте насмотренность: гуляйте не только по сайтам, но и по улицам.
Определить составляющие, которые нужны компании: логотип, корпоративные цвета, шрифт, иконки для соцсетей. Не все компании хотят разрабатывать свой шрифт, поэтому используют готовые решения.
Найти метафору, которая отражает ценности компании. Для этого нужны брифинг с владельцем компании и маркетинговое исследование.
Подобрать референсы или сделать мудборд.
Разработать основные элементы фирменного стиля и презентовать их заказчику.
Разработать дополнительные элементы, если потребуется более широкое использование фирменного стиля.
Курс «Графический дизайнер» от Яндекс Практикума поможет за четыре месяца освоить все инструменты, необходимые для создания фирменного стиля, и отработать их применение на реальных проектах.
Читать также: