Анализ данных  •  09 июня 2022  •  5 мин чтения

Когортный анализ: зачем нужен бизнесу и как его проводить

Для отслеживания эффективности рекламных кампаний или принятых бизнес-решений нужно знать, как ведут себя отдельные группы клиентов — когорты. Для отслеживания их поведения у маркетологов и аналитиков есть специальный инструмент — когортный анализ.

Что такое когортный анализ

Когортный анализ — это разновидность анализа, во время которого мы делим пользователей на группы, когорты, и анализируем поведение каждой когорты в отдельности. Когорты обычно выделяют по признаку времени — то есть смотрят, когда конкретно люди совершили то или иное действие.

Для примера представим, что у нас есть единая аудитория людей, зарегистрировавшихся на сайте интернет-магазина. Но их поведение меняется с течением времени: сразу после регистрации люди активнее, а позже начинают покупать реже или перестают вообще.

Чтобы посмотреть, когда спадает активность, мы делим всех пользователей на когорты: тех, кто зарегистрировался сегодня, в прошлом месяце, два месяца назад и так далее. И смотрим, как ведёт себя каждая когорта: как часто заходит на сайт, сколько времени там проводит, что именно и на какую сумму покупает. Это и есть когортный анализ.

Так выглядит анализ разных когорт по выручке
Так выглядит анализ разных когорт по выручке
Событие для деления аудитории на когорты может быть разным: регистрация, покупка, переход по рекламе. Выбор зависит от того, что именно мы хотим проанализировать. Можно исследовать когорты клиентов в офлайне — например, смотреть средний чек в магазине или статистику использования карт лояльности.

Для аналитика данных и маркетолога когортный анализ — вполне рядовая задача. В большинстве компаний всё настроено так, что сотрудники регулярно мониторят определённые когорты либо могут быстро получить нужный отчёт для анализа маркетинговой кампании. Это не какая-то сверхзадача, а обычный, рядовой инструмент, которым пользуются каждый день.

Материал по теме:
Глаза и уши маркетолога: как работать с конверсией

Для чего нужен анализ когорт

Понять, как пользователи или клиенты ведут себя с течением времени. Например, сайт интернет-магазина. Общая статистика по всем пользователям показывает, что конверсия из визита в покупку у нас — 15%. Но это усреднённые данные.

Если мы разделим пользователей на когорты, то увидим другую картину:

  • у только что зарегистрированных конверсия 5%;
  • у зарегистрированных месяц назад — 10%;
  • у зарегистрированных ещё раньше — 30%.

На основе этих данных уже можно делать выводы. Например, предположить, что клиентам нужно много времени на знакомство с продуктом и они тщательно обдумывают покупку. Эта информация может помочь маркетологам в планировании маркетинговых кампаний.

Отслеживать эффективность рекламы. Например, в мае запускали одну рекламную кампанию, а в июне — другую. Для анализа надо выделить две когорты пользователей: привлечённые в мае и в июне. И в течение некоторого времени смотреть за их поведением.

Может оказаться так, что в мае привлекли намного больше людей, но они сделали покупку и больше не возвращались. А в июне людей было меньше, но у них больше повторных покупок и выше средний чек. Значит, по данным когортного исследования, июньская кампания была полезнее для бизнеса и именно её стоит масштабировать.

Основные показатели когортного анализа

При когортном анализе аудитории часто смотрят на конверсии: какой процент от всей когорты совершил то или иное действие. А вот какое конкретно действие — зависит от задач бизнеса. Это может быть:

● регистрация на сайте,

● покупка,

● просмотр определённых страниц,

● обращение к консультанту,

● открытие маркетингового письма,

● отписка от рассылки.

Кроме конверсий при анализе когорт можно смотреть и другие показатели: средний чек, время на сайте, количество покупок. Каких-то чётких правил нет — можно брать, считать и анализировать всё, что нужно бизнесу.

Как провести когортный анализ аудитории

Когортный анализ делают по следующей схеме:

  1. Определяют, какой именно показатель будут анализировать.
  2. Решают, за какой промежуток времени нужен анализ: неделя, месяц, год.
  3. Решают, на какие именно группы поделят пользователей. Это могут быть когорты по дням, неделям, месяцам или даже годам.
  4. Собирают нужные данные, например по конверсиям.
  5. Группируют данные по когортам.
  6. Строят графики, чтобы наглядно увидеть поведение каждой конкретной когорты.

После этого можно посмотреть графики и сделать выводы. Например, понять, что была успешна какая-то конкретная рекламная кампания. Или увидеть, что новые пользователи реже делают заказы, чем старые, — возможно, они не могут разобраться в интерфейсе. Такой анализ когортных исследований — работа маркетологов и product-менеджеров.

На курсе «Аналитик данных» мы учим студентов, как делать когортный анализ: собирать данные, делать их достоверными и использовать для построения графиков и диаграмм.

Инструменты для когортного анализа

Обычно для простого когортного анализа используют встроенные инструменты: метрики на сайтах или отдельную аналитику в Mindbox. Есть и специальные инструменты, которые можно подключить к сайту, например Amplitude или Mixpanel, — они позволяют отслеживать поведение пользователей. Для когортного анализа большинство таких инструментов практически равнозначны — они отличаются другими функциональными возможностями.
Так выглядит когортный анализ в Amplitude

Если требуется серьёзная аналитика больших объёмов данных, в игру вступают собственные решения. Для хранения информации используют базы данных, а аналитики извлекают из них нужную информацию с помощью написанных вручную скриптов на SQL или Python. Затем эти данные визуализируют с помощью специальных инструментов: Tableau, Power BI, DataStudio, DataLens. Они позволяют строить графики и диаграммы для наглядного представления результатов когортного исследования.

Такой подход позволяет извлекать любые данные, делить пользователей на произвольные когорты и объединять статистические данные с разных платформ.

Статью подготовили:

Зайчик Анна
Яндекс Практикум
Лид маркетинговой и исследовательской аналитики

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Mon Jul 15 2024 21:28:20 GMT+0300 (Moscow Standard Time)