Маркетинг • 09 февраля 2024 • 5 мин чтения

Как PEST-анализ помогает определить будущее бизнеса

PEST-анализ помогает понять, как внешние условия — кризисы, новые законы, открытия в науке — влияют на развитие бизнеса. Рассказываем, как его провести.

Что такое PEST-анализ

PEST-анализ — инструмент стратегического маркетинга. С его помощью исследуют факторы внешней среды — всё, что происходит вокруг компании и влияет на неё. Эти факторы составляют аббревиатуру PEST:

Political — политические. Внешняя и внутренняя политика страны, программы субсидирования, налоговая политика;
Economic — экономические. Уровень инфляции, динамика ВВП, изменение курса валют;
Social — социально-культурные. Уровень образования, демографические данные, обычаи и ценности населения;
Technological — технологические. Научные открытия, развитие системы патентов.

Бывает, что один и тот же тренд относится к нескольким факторам. Например, запрет на экспорт определённых товаров можно рассмотреть и с политической, и с экономической точки зрения

PEST-анализ используют для разных целей и ситуаций: для анализа отрасли или рынка, оценки перспектив запуска нового направления или бренда. Его применяют в стратегических сессиях, когда компании нужно определить шаги развития на год или несколько лет вперёд. Некоторые организации проводят стратсессии и PEST-анализ чаще — например, раз в полгода.

PEST-анализ — универсальный маркетинговый инструмент для исследования внешней среды: его можно применять ко всей компании или к отдельным её направлениям — например, при выходе на новый рынок. PEST-анализ используют собственники бизнеса, руководители подразделений, маркетологи, аналитики и продакт-менеджеры.

Проводить анализ рынка и принимать маркетинговые решения для развития бизнеса учат на курсе «Анализ и оценка рынка». Студенты проходят путь от выбора методики до исследования трендов. А в конце получают готовый алгоритм анализа рынка, который актуален для бизнеса в любой сфере.

Научитесь анализировать конкурентов
На примерах из жизни и с постоянной практикой. Попробуйте курс для маркетологов «Анализ и оценка рынка».

Зачем проводить PEST-анализ

Среда, в которой существует бизнес, постоянно меняется. Эти изменения нужно замечать и анализировать их влияние на рынок: например, как ограничения на экспорт отразятся на выручке компании, может ли она воспользоваться новыми программами субсидирования. Для этого и проводят PEST-анализ, который помогает определить:

● тенденции на рынке;
● позицию компании на рынке;
● новые направления для стратегии развития;
● риски — например, при выводе новой продукции на рынок или при запуске рекламной кампании;
● факторы, которые тормозят развитие бизнеса;
● формат, по которому стоит организовывать работу в команде.

Ирина Загребина, маркетолог-стратег

Часто PEST-анализ становится инструментом риск-менеджмента. Реальный пример: компания по производству линолеума проводила исследование внешней среды каждые три месяца и была готова к оперативной реакции на изменения. В итоге в период кризиса она избежала проблем с поставками сырья благодаря тому, что быстро переключилась на китайских поставщиков.

Плюсы и минусы PEST-анализа

PEST-анализ — полезный инструмент для маркетолога. Но у него есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы

Компания получает данные о внешней среде. Они необходимы для разработки стратегии развития.

Результаты PEST-анализа помогают построить работу внутри команды. Разные отделы синхронизируются, чтобы совместно работать с выявленными возможностями и угрозами.

Нет неопределённости. Благодаря маркетинговому анализу и ранжированию факторов PEST становятся видны риски и перспективы.

Минусы

Результаты могут быть субъективными, если исследованием занимается только один эксперт. Кроме того, специалист может провести анализ поверхностно и не учесть некоторые важные факторы. Принимать решения об их ранжировании и разрабатывать гипотезы также лучше в команде.

Нужно обработать очень большой объём данных, чтобы анализ получился качественным.

Бывает сложно определить, к какому фактору отнести тренд. Например, введение санкций — это политический или экономический фактор? Из-за этого можно оценить аспект не с той стороны и сделать неверные выводы.

Результаты быстро устаревают. Проведённый анализ может стать неактуальным из-за резких изменений внешней среды.

Материал по теме:

Маркетинговые исследования: как их проводят и зачем они нужны бизнесу

Виды PEST-анализа

У PEST-анализа есть несколько видов, они отличаются дополнительными факторами, которые исследуют вместе с основными:

PEST. Анализ основных факторов: политических, экономических, социально-культурных и технологических.
PESTEL: PEST + Environmental / Ecological + Legal. Анализ основных факторов, экологических и правовых трендов.
PESTELI: PESTEL + Industry analysis. Анализ основных факторов и исследование отрасли, в которой работает компания.
STEEP: PEST + Ethical. Анализ основных и этических факторов. Например, религиозных норм в разных регионах страны — их нужно учитывать в коммуникациях и при создании рекламных креативов.
LONGPEST: PEST + Local + National + Global Factors. Расширенная версия PEST-анализа: все основные факторы исследуют на локальном, государственном и мировом уровне.

Отличия PEST- и SWOT-анализа

SWOT-анализ — это тоже метод для исследования компании, отдела, бренда или нового направления производства. Но, в отличие от PEST-анализа, SWOT-анализ изучает и внешние, и внутренние факторы. Эти два метода взаимосвязаны, по сути, PEST — это первый этап SWOT-анализа.

Как расшифровывается аббревиатура SWOT:

Strengths — сильные стороны компании.
Weaknesses — слабые стороны компании.
Opportunities — возможности компании для развития.
Threats — угрозы, которые тормозят развитие бизнеса.

Например, компания по производству посуды решила выпустить новый товар — многоразовый стакан для кофе из силикона. Для этого сначала нужно исследовать факторы внешней среды (PEST): например, экологические тренды и динамику на рынке силиконовой продукции. Затем нужно выяснить, какие у компании ресурсы для этого и недостатки, то есть провести SWOT-анализ. Например, сильная сторона — качество товара, а слабая — низкая узнаваемость бренда. Далее нужно распознать угрозы и возможности бизнеса. Это может быть высокая конкуренция или экоповестка.

Ирина Загребина

Можно сначала проанализировать внутреннюю среду, а затем — внешние факторы, например, ресурсы для ответов на угрозы. PEST-анализ в связке со SWOT-анализом лучше всего показывает позицию компании или бренда на рынке и помогает сформировать план действий для развития.

Этапы проведения PEST-анализа

Маркетинговый PEST-анализ состоит из четырёх этапов:

1. Собрать факторы. Для этого изучают аналитические статьи, обзоры рынка, законодательные изменения в отрасли, проводят глубинные интервью с экспертами и опросы клиентов. Важно сразу отсеять факторы, которые не влияют на компанию и отрасль.

2. Разделить факторы на кластеры: политические, социально-культурные, экономические, технологические. Некоторые факторы можно отнести к нескольким кластерам и рассмотреть с разных сторон.

3. Ранжировать факторы. На этом этапе нужно расположить факторы от самого важного до наименее значимого. Часто степень влияния обозначают цифрой, где 1 — незначительное влияние, 3 — сильное влияние. Определить, как фактор меняется во времени, относится ли он к угрозе, возможности или к тому и другому.

4. Проработать гипотезы. PEST-анализ — инструмент, который должен приводить к определённому плану действий: после проведения анализа необходимо решить, как будет развиваться компания, на основании полученных выводов.

Степень влияния фактора — это результат умножения показателя важности для отрасли и показателя влияния на предприятие

Совет эксперта

Ирина Загребина

Для маркетолога PEST-анализ — способ влиять на развитие компании. Уже при поверхностном изучении данных можно предположить, куда бизнесу стоит двигаться. Поэтому маркетолог должен постоянно держать руку на пульсе событий: видеть все возможности и угрозы, мыслить стратегически, анализировать рынок и понимать, что делать в условиях, которые постоянно меняются.
Статью подготовили:
Ирина Загребина
Бюро позиционирования SPIKA
Маркетолог-стратег
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Wed Feb 21 2024 09:47:30 GMT+0300 (Moscow Standard Time)