Менеджмент  •  21 марта  2023  •  5 мин чтения

Как провести SWOT-анализ, чтобы он принёс пользу

SWOT-анализ — простой способ оценить что угодно — от нового продукта компании до своих карьерных возможностей. Расскажем, как его подготовить, провести и оценить результат.

Что такое SWOT-анализ

SWOT-анализ — это алгоритм изучения текущей ситуации, выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. По формату он похож на сессию с коучем или психотерапевтом. Клиент формирует запрос, а специалист задаёт наводящие вопросы, которые помогают разобраться в проблеме или задаче и понять, как действовать.

Матрица SWOT-анализа

SWOT-анализ помогает оценить потенциал компании с разных сторон
В бизнесе менеджер или другой участник команды использует этот инструмент, чтобы оценить бизнес-идею и придумать, как её внедрить. Например, топ-менеджеры компании решили вывести на рынок новый продукт. Чтобы понять, какую маркетинговую стратегию использовать, проводят встречу, где фасилитатор — человек, который управляет дискуссией, и участники исследуют вопрос с четырёх сторон. Они определяют сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, которые связаны с компанией и новым продуктом. После анализа материалов встречи составляют стратегию.

Задачи и цели SWOT-анализа

Цель SWOT-анализа — помочь команде разобраться в текущем положении дел и принять правильное решение на основе собранной информации. Метод помогает увидеть компанию со стороны, примерно как космонавт видит Землю с орбиты.

У SWOT-анализа 4 задачи:

1. Определить сильные стороны бизнеса. Это может быть качество продуктов, лояльность клиентов или опытные сотрудники. Всё, что делает бизнес привлекательным для клиентов и помогает увеличить прибыль.

2. Определить слабые стороны бизнеса. Например, в компании мало сильных специалистов — это мешает ей развиваться. SWOT-анализ поможет найти подобные проблемы и понять, как их решить.

3. Определить возможности. Например, на рынке тренд на импортозамещение. Возможно, стоит разработать аналог иностранного продукта, пока это не сделали конкуренты.

4. Определить угрозы. Внешние факторы — изменения в политике или перенасыщение рынка — могут негативно повлиять на бизнес. Не все события можно предсказать в ходе SWOT-анализа, но к каким-то можно подготовиться заранее. Например, отказаться от разработки продукта, если конкуренция слишком высокая, а компания — недавно на рынке.

Для чего применяют метод

С помощью SWOT-анализа можно:

Оценить риски перед выводом на рынок нового продукта. Стартап готовится выйти на рынок с новым продуктом. Компании нужно понимать, как сделать это быстро и адаптироваться к новым условиям раньше конкурентов.
Принять решение — расширять бизнес или нет. Менеджмент компании хочет открыть производство в новой стране. С помощью SWOT-анализа нужно понять, подходит ли выбранный регион для строительства фабрики и достаточно ли у компании ресурсов на этот проект.
Актуализировать стратегию. Сотрудники компании разработали стратегию развития на год. Через три месяца нужно оценить, как она работает. Возможно, появились внешние экономические изменения, например, подорожало сырьё или приняли новые законы. В этом случае стратегию нужно пересмотреть.
Решить проблемы. Если продукт не приносит ожидаемой прибыли, SWOT-анализ поможет разобраться, в чём причина проблемы и как её решить. Например, техническая поддержка медленно обрабатывает заявки пользователей — из-за этого они выбирают продукты конкурентов. В этом случае нужно проанализировать, как работает служба поддержки, и, возможно, изменить процессы или усилить команду.

Метод придумали специально для предприятий — оценивать эффективность их работы и принимать управленческие решения. Но SWOT-анализ можно применять и для бытовых задач. Например, понять, готова ли семья к переезду в другой город, стоит ли покупать машину или заводить собаку.

На курсе «Менеджер проектов» студенты проводят переговоры, решают сложные кейсы в группах с наставниками и получают обратную связь. В основе домашних заданий — примеры из жизни студий заказной разработки.

Зарабатывайте, управляя проектами
Освойте профессию с нуля за 6 месяцев, научитесь вести переговоры и строить отношения с клиентами. Пройдите бесплатную вводную часть курса «Менеджер проектов», чтобы попробовать себя в новой роли.

Преимущества и недостатки метода

Чтобы использовать SWOT-анализ, не нужно быть бизнес-аналитиком. Но у этой простоты есть обратная сторона — результат зависит от всех участников. Если они не могут объективно оценить сильные и слабые стороны компании или продукта, мало погружены в контекст — встреча не принесёт пользу. Разберём плюсы и минусы метода SWOT подробнее.

Преимущества

Просто освоить и провести — чтобы проводить анализ, не нужно проходить обучение.

Комплексный подход к проблеме или задаче — помогает рассмотреть внешние и внутренние факторы, влияющие на решение задачи.

Помогает принять обоснованное решение. Цифры не учитывают контекст, а мнение может быть предвзятым. Метод SWOT объединяет субъективную оценку и факты. Так получается разработать подходящую для компании стратегию.

Недостатки

Субъективная оценка. Метод опирается на мнения людей, которые его проводят. У них могут быть разные представления о сильных и слабых сторонах, возможностях или угрозах.

Сложно интерпретировать результаты — нет чётких критериев оценки и универсальных формул.

Ограничен четырьмя разделами. Для некоторых кейсов нужен более развёрнутый анализ факторов. Например, рассмотреть не просто угрозы, а разделить их на социальные и экономические.

Результаты быстро устаревают. SWOT-анализ — это срез ситуации «здесь и сейчас». Он не учитывает события, которые могут произойти уже после сессии. Анализ нужно проводить регулярно и по итогам встреч обновлять стратегию или план.

Подходит не всем компаниям, больше — небольшим и средним. Крупным придётся подключать дополнительные инструменты. Например, метод PEST. Его используют для развёрнутой оценки внешней среды. Отдельно разбирают экономические, политические, социальные и технологические факторы.

Как делать SWOT-анализ

Успех встречи во многом зависит от ведущего. Он заряжает участников энергией, задаёт правильные вопросы и направляет разговор в нужное русло. Во время обсуждения он фиксирует комментарии, а после — подводит итоги, составляет список задач и распределяет их между участниками.

Обычно такие сессии ведёт опытный менеджер. Он понимает, как формировать повестку встречи и готовить материалы. Знает, как управлять сложной дискуссией — даже если в одной переговорке встретятся генеральный директор и главный бухгалтер.

SWOT-анализ — это не только встреча с обсуждением. До неё важно погрузить всех участников в контекст, а после — составить план по итогам дискуссии
Определить участников

Допустим, компания переходит на новую бизнес-модель. Нужны люди, которые понимают, какая модель сейчас и куда движется рынок. Это могут быть:

● маркетолог,

● менеджер продукта,

● технический директор,

● CEO.

Обычно на такие сессии приглашают 5–7 человек — группами с большим количеством участников сложно управлять.

Перед встречей менеджер отправляет участникам письмо, в котором описывает суть метода, как будет проходить встреча и какую информацию нужно подготовить каждому участнику. Это особенно важно, если SWOT-анализ проводят первый раз. Подготовка поможет сэкономить время — не придётся объяснять коллегам на сессии, зачем их собрали.

Собрать информацию

Контент для встречи зависит от темы, которую будут обсуждать. Вот список материалов, который подходит для большинства встреч:

● Общая информация о компании, отрасли.
● Финансовые показатели. Например, выручка, доля рынка.
● Данные, которые могут повлиять на организацию, — экономические и политические. Например, новые законы или резкое изменение курсов валют.
● Анализ конкурентов и клиентов. Например, компания производила продукт для масс-маркета, а затем решила перейти в люкс. И теперь нужно подумать, какие будут потребности у клиентов из новой ниши.

Если компания большая, подключают аналитиков — они делают срез по её показателям и рынку в целом. Если аналитиков нет, то задачи по подготовке материалов распределяют между участниками.

Провести встречу: обсудить внутренние и внешние факторы и заполнить SWOT‑матрицу
Оптимальная продолжительность встречи по SWOT-анализу — 1,5 часа. За это время участники успеют обсудить все четыре направления и подвести итоги. Более продолжительные встречи могут быть утомительны — люди теряют фокус и переключаются на вопросы не по теме. Пока идёт обсуждение, фасилитатор фиксирует все тезисы на флипчарте или на экране. Рассмотрим, какие шаги нужно пройти, чтобы провести SWOT-анализ.

Заранее составить вопросы для встречи и вывести на экран для всех участников.

Это базовые вопросы для встречи. В ходе обсуждения могут появиться и другие — их тоже нужно фиксировать и учитывать во время анализа результатов

Начать лучше с сильных сторон. Это поможет настроиться на позитив и побороть креативный ступор, который обычно бывает в начале встречи. Участники погружаются в мозговой штурм: предлагают идеи, исследуют тему, выявляют сильные стороны компании.

Выписать слабые стороны. Здесь важна объективность и честность. Если в компании принято открыто обсуждать сложности, список недостатков будет не поводом для самобичевания, а способом выявить проблемы и составить план их решения.

Возможности и угрозы — это внешние факторы. Чтобы их описать, нужна качественная аналитика по рынку и насмотренность. Если участники обсуждают запуск нового продукта, они должны понимать потребности целевой аудитории, что происходит у конкурентов, какие технологии в тренде. Например, актуальные потребительские тенденции можно найти на ресурсе о трендвотчинге.

Если компания работает в гибридном или удалённом формате, встречу по SWOT-анализу можно провести онлайн, например, в Miro. Это сэкономит время — не придётся оцифровывать результаты. Источник: блог Miro
Что поможет сделать встречу эффективной

Точные формулировки. Слишком общие фразы усложнят анализ результатов. Например, формулировка «У нашей компании крутой продукт» не даёт конкретной информации о его преимуществах. Лучше назвать его прибыльным и подкрепить цифрами — количеством пользователей, выручкой от рекламы.

Правильные участники. Бывает, что на встречу вместо нужных специалистов приглашают тех, кто не разбирается в теме. Например, компания планирует изменить формат отображения контента в своём приложении — сделать его горизонтальным. Менеджер решил, что технический директор на встрече не нужен. На самом деле он важен, потому что лучше других сотрудников знает, на каких технологиях работает продукт, какие у него возможности и ограничения.

Фокус на цели. Каждый участник должен понимать, зачем он присутствует на встрече и какую ценность принесёт его участие. Задача менеджера — заранее объяснить, почему встреча важна и что нужно сделать каждому участнику, чтобы результат принёс пользу.

Результаты SWOT-анализа

По итогам встречи фасилитатор собирает все тезисы, которые обсуждали участники. Часто список получается слишком большим. Если оставить его как есть, SWOT-анализ не будет эффективным — сотрудникам придётся фокусироваться на всех проблемах сразу.

Чтобы составить список задач и план действий, нужно каждому пункту присвоить приоритет. Пункты с низким приоритетом убирают или оставляют для других встреч. В итоге остаются только задачи, актуальные для компании — сейчас и в ближайшем будущем, если ничего кардинально не изменится. Есть два способа сделать это. Рассмотрим их подробнее.

Простой способ оценить результат
Матрица приоритизации
Каждый участник присваивает каждому пункту приоритет. Например, от 1 до 5. Где 5 — важно для компании здесь и сейчас, принесёт пользу в будущем и согласуется с её стратегией. 1 — не актуально.
Каждый участник оценивает каждый пункт по двум критериям — значимости и вероятности.

Значимость — отражает важность пункта для компании. 5 — очень важно, 1 — не важно.

Вероятность — помогает оценить, может ли это случиться в ближайшее время, например в течение полугода.

Кроме сложности, у матрицы приоритизации есть ещё один минус — участникам не всегда понятно, что такое значимость и вероятность конкретно на этой встрече. Менеджер должен объяснить терминологию до того, как коллеги приступят к оценке результатов.
Главный результат SWOT-анализа — стратегия
Организовать встречу и собрать материалы — половина дела. По итогам сессии в компании должны произойти изменения. Для этого формируют стратегию — план, по которому будут решать проблемы и реализовывать возможности.

Сначала формулируют крупные цели, а затем дробят их на задачи. Этот список теперь — часть стратегии компании, а участники встречи и их команды — ответственные за задачи. Например, продукт выходит на новый рынок. Для юристов будет задача: изучить законодательство, проанализировать особенности пользовательских соглашений в новом регионе и составить список документов и лицензий, которые нужно оформить.

Совет эксперта

Лера Фимина

Тренироваться проводить SWOT-анализ можно на любой известной компании. Крупные бренды публикуют в открытом доступе годовые отчёты, маркетинговые стратегии и другие документы, которые нужны для полноценного анализа.

Другой способ попробовать методологию — проанализировать себя. В Практикум многие приходят, чтобы сменить профессию. К этому шагу можно подготовиться и проанализировать свой опыт. Сначала выписать навыки, которые хорошо развиты, и то, как их можно использовать. Затем — слабые стороны и чем их компенсировать. В конце — перечислить возможности на текущей работе, угрозы рынка найма и то, как можно с ними справиться.

Статью подготовили:

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Thu Feb 15 2024 15:23:35 GMT+0300 (Moscow Standard Time)