Маркетинг  •  26 декабря  2022  •  5 мин чтения
Роботы вошли в чат: какие бывают Телеграм‑боты и для чего они нужны
Толковый бот может избавить специалиста от рутинных задач и освободить время для других важных дел. Рассказываем, как быстро запустить бота в Телеграме.
Евгений Коваленко
Телеграм-канал Лимон на чай
Автор, эксперт по продвижению в Telegram
Яна Сергиенкова
Яндекс Практикум
Редактор

Зачем нужен бот в Телеграме

Бот — это небольшое приложение, которое самостоятельно выполняет заранее созданные задачи без участия пользователя. Telegram-бот умеет делать всё, что мог бы делать человек в чате: отвечать на вопросы, присылать ссылки на сайты или создавать мемы. Автоматически или по запросу он может отправлять:

● текстовые сообщения;
● картинки;
● видео;
● файлы.

Боты умеют:

Выполнять действия, которые нельзя настроить на канале.
Например, продавать товары и принимать оплату, общаться с пользователями, скрывать личные данные. Боты для Телеграма могут собирать потенциальных клиентов, подключая их к CRM, системе продажи билетов или платформе обмена сообщениями.

Бот отправляет клиенту ссылку на карточку товара, по которой он может сделать заказ и оплатить его прямо в чате

Выполнять несколько разных команд одновременно.
Важная функция ботов — возможность запускать цепочку действий, постепенно запрашивая у пользователя новую информацию. Если отправить боту команду /start, на экране появятся кнопки.

На кнопках пишут вопросы, на которые сможет ответить бот

Владельцы бизнеса могут повысить производительность компании, создав ботов для конкретных задач. Например, для преобразования файлов или управления чатами.

Размещать веб-приложения, написанные на JavaScript.
Это позволяет создавать гибкие интерфейсы, которые могут поддерживать всё — от интернет-магазинов до приключенческих игр.

Демомагазин Sushinaka2Bot показывает возможности конструктора ботов Botobot
Демомагазин Sushinaka2Bot показывает возможности конструктора ботов Botobot. В нём можно полистать меню, оплатить заказ через Telegram Payments и даже зарегистрировать собственный магазин

Интегрироваться с другими сервисами.
Например, можно настроить бота, чтобы пользователи могли выполнять быстрый поиск GIF-анимации во встроенном режиме. Если встроенные запросы будут включены, пользователи смогут ввести имя бота и свой запрос в поле ввода текста в любом чате и мгновенно получить нужную гифку.

Как только пользователь нажимает на понравившегося котика, он сразу уходит к получателю сообщения, а поле ввода очищается
Материал по теме:
Что нужно знать маркетологу о рекламе в Telegram

Какими бывают боты в Telegram. Примеры готовых ботов

В Telegram много разных ботов: магазины используют умных помощников, чтобы клиенты могли оплачивать товары и общаться с покупателями, киноманы ищут с помощью ботов фильм, за которым будет приятно скоротать вечер, контент-менеджеры настраивают отложенные публикации.

Чат-боты
Виртуальный помощник может взять на себя простые клиентские запросы. Это поможет разгрузить операторов поддержки в пиковые часы и дать им время на работу с нестандартными обращениями.

Алгоритмы отвечают на часто задаваемые вопросы клиентов, например, как настроить или подключить услугу, помогают оформлять заказы и доставку товаров. Этот тип чат-ботов — один из самых популярных в Телеграме: он помогает заказывать роллы на ужин, договариваться с заказчиком о встрече, найти инструкцию, как починить пылесос, и круглосуточно оставаться на связи с клиентами.

Чат-бот AviasalesBot мониторит цены на выбранные направления
Чат-бот AviasalesBot мониторит цены на выбранные направления и, как только цена падает, присылает оповещение
Контентные боты
Для публикации отложенных постов на помощь контент-менеджерам пришли боты: достаточно выставить таймер и загрузить всё что нужно, чтобы не работать с соцсетями по выходным и праздникам.
Бот для отложенного постинга Baslay - пример контентного бота
Бот для отложенного постинга Baslay умеет красиво оформлять публикации: выстраивать порядок фото в альбомах, выбирать удачное расположение кнопок и водяных знаков

Боты-расшифровщики
Отображают информацию по метаданным, которые посылают пользователи. Если отправить видео, вернётся служебная информация, тайм-коды, текст.

Голосовой файл бот переведёт в текст. Сейчас эти задачи решает платная подписка в Телеграме, но многие по привычке используют бесплатных ботов. Например, SaluteSpeech Bot переводит голосовые сообщения в текстовые. Авторы статей обращаются к нему, чтобы расшифровать интервью.

Если звук хороший, то бот разбирает интонацию пользователя и понимает, где следует расставить знаки препинания. В расшифровке невнятной речи без эмоций будет много ошибок

Кроме голосовых сообщений, в бота можно загрузить видеоролики и аудиозаписи с диктофона или пересылать файлы прямо из каналов и чатов Telegram.

Боты-инструменты
Например, бот «Скачать видео TikTok | Youtube» помогает быстро и удобно скачивать видеоролики. Достаточно отправить ссылку на видео, а он взамен пришлёт ссылку на файл.

В бот можно загрузить видео любого объёма и качества
В бот можно загрузить видео любого объёма и качества

Боты-каталоги
Помогают подобрать книгу, музыку, фильм или сериал. Kinomanbot здорово экономит время на поиске — ищет и присылает подходящую ссылку по названию фильма. Если пользователь ещё не определился, что именно хочет посмотреть, то можно заглянуть в категорию «Популярное» или отфильтровать фильмы по жанрам.

Ещё в боте можно сыграть в игры: «Угадай кино» или «Правда или ложь»

Боты для оплаты
Принимают платежи пользователей и автоматически исключают их из платных чатов или каналов, если оплаты не было. Перевести деньги можно по номеру телефона или по карте. Это один из самых простых способов создать платную подписку в мессенджере. Чтобы запустить помощника, достаточно добавить бота в администраторы канала. Например, бот Admaker сам настроит тарифы и способы оплаты, будет собирать статистику и следить за лимитами. Также можно запускать рассылку прямо из бота для определённых аудиторий Телеграма, делать автоматическую публикацию постов и даже продавать электронные книги или цифровые версии игры, подписки на каналы и группы.

Боты-напоминалки
Подскажут, если пришло время выпить воды и размяться, и напомнят, что сутулиться и есть печенье за рабочим столом — вредно для здоровья. Например, Medicines Reminder Bot напомнит, что пришло время принять лекарство или витамины. А Pomodoro Bot установит таймер и проследит, чтобы на выполнение задачи ушло 25 минут, а 5 минут — на отдых.

Боты-маркетологи
Связываются с блогерами для рекламы. Easyprbot использует фильтры: цена, тема, статистика профиля, чтобы собрать подходящие аккаунты для рекламы. Например, можно выбрать travel-блогеров из России и оценить их на официальном сайте бота. В карточке блогера указаны виды рекламы, статистика аудитории, охваты сторис и постов, отзывы других рекламодателей.

В самом боте можно посмотреть всех блогеров по алфавиту
Бот всегда поможет маркетологу, но, если придётся настраивать рекламу самостоятельно, лучше знать, как это сделать правильно. На курсе «Трафик-менеджер» специалистов учат тестировать гипотезы, оптимизировать рекламные объявления и презентовать результаты кампаний.
Станьте универсальным специалистом в интернет-рекламе
Попробуйте себя в роли трафик‑менеджера: пройдите бесплатную вводную часть курса.

Создание чат-бота в Телеграме

Бота легко создать с помощью конструктора: список необходимых задач, которые должен решать бот, собирается «по кирпичикам» из блоков. Чтобы настроить бота в Телеграме, маркетологу нужно лишь обозначить схему, по которой бот будет отправлять сообщения пользователям.

Более сложный вариант для любителей индивидуальных решений в Телеграме — обратиться к программисту, который напишет программу под конкретного бота. Перед маркетологом такая задача обычно не стоит. Конструкторы — это визуальная реализация уже готового кода. Они доступны в использовании, и их легко найти в поисковике, например Salebot и Aimylogic.

Чтобы запустить бота, сначала нужно связаться с «отцом ботов» — найти в мессенджере Botfather. Он помогает создавать собственных ботов, организует уникальные имена и назначает права доступа. Botfather подскажет, какие команды нужно прописать, прежде чем получить уникальный токен — он нужен для того, чтобы связать бота, который пока ещё ничего не умеет, с сайтом-конструктором. Затем нужно прописать команды, которые новоиспечённый бот должен будет выполнять.

Разберём пошагово, как создать нового бота в Телеграме:

  1. Все боты в Телеграме регистрируются через бота @BotFather. Поэтому сначала нужно найти его в поиске.
Синий значок с галочкой подтверждает верификацию и означает, что это официальный бот Telegram
  1. Нажать кнопку «Запустить» (/start), чтобы активировать @BotFather.
Перед запуском BotFather предлагает разработчикам прочесть мануал и изучить возможности ботов. Специалисту, который планирует собирать бота в конструкторе, тоже будет полезно узнать для вдохновения, как работают боты в Телеграме
  1. Выбрать или ввести команду /newbot и отправить её боту.
После нажатия на кнопку появятся команды, с помощью которых можно создавать ботов и управлять ими
  1. Пришло время как-то назвать бота. Его имя будет видно пользователям при общении. Никнейм должен оканчиваться на bot и быть уникальным.
Если все правила соблюдены и имя не занято — бот будет создан автоматически. Пользователь получит сообщение со ссылкой на бота t.me/<никнейм_бота> и инструкции по настройке
После того как бот в Телеграме сделан, его необходимо подключить с помощью токена.
Токен нужно будет просто скопировать в конструктор
Бот готов, но пока ничего не умеет. Чтобы он заработал, его нужно собрать в специальном сервисе.

Конструкторы для создания ботов

Конструкторы ботов Telegram могут значительно облегчить работу маркетологу. Разберём несколько популярных вариантов.
В Salebot можно создавать чат-ботов с любой структурой, а для отправки доступны любые вложения: текст, картинки, файлы, видеоролики и голосовые сообщения.
Например, можно создать чат-бот для сбора отзывов, который будет запрашивать имя и номер телефона покупателя, оператора связи, скриншот отзыва и артикул товара

У конструктора есть:

Собственная встроенная CRM-система. В ней можно создавать мини-лендинги для сбора заявок с добавлением любых элементов — картинок, видео, анимации. Если есть навыки вёрстки кода в HTML/CSS, можно менять цвета, абзацы, дизайн.

Рассылки в мессенджерах. Можно добавлять картинки, файлы и другие вложения, сегментировать аудиторию по разным критериям, например по тегам, ID клиента, дате регистрации. Получаются рассылки без дополнительных интеграций — отправлять электронные письма клиентам можно прямо с платформы без сложных настроек.

Телефония внутри платформы. Интеграция с облачной телефонией и единое диалоговое окно с SalebotCRM. Менеджер может в любое время связаться с пользователем: звонок сохраняется в индивидуальной карточке клиента.

BotHelp — это платформа, на которой можно создавать автовороноки и рассылки, и главное — чат-ботов в мессенджерах и соцсетях.

Конструктор помогает:

Продавать товары и привлекать клиентов. Создатели конструктора обещают, что с его помощью можно конвертировать холодный трафик из социальных сетей в подписчиков с конверсией до 70%. Чат-бот автоматически собирает контакты клиентов прямо в Telegram.

Создавать автоматические цепочки сообщений. Рекламодатель может собирать и сегментировать аудиторию в мессенджерах с помощью чат-бота. Такая сегментация помогает определить, какой контент интересен определённым группам, и позволяет персонализировать посты и акции. Это может повысить открываемость сообщений до 80%.

Создавать чат-боты и автоворонки продаж в мессенджерах. В конструкторе для чат-ботов можно прописать вариативные сценарии, где будет указано, какие ответы должен отправлять бот в зависимости от вопросов или возражений клиента. Код писать не придётся — только продумать различные сценарии диалога.

Пример, как сделать чат-бота в Телеграме для кофейни
Пример, как сделать чат-бота в Телеграме для кофейни. Так бы мог выглядеть диалог с ботом, если бы пользователь выбрал капучино. Такой сценарий понадобится для каждого напитка

Конструктор для массового обзвона клиентов и создания ботов в Telegram
с искусственным интеллектом. Умные помощники общаются с клиентами в любых мессенджерах и принимают заказы на сайте.

С помощью конструктора можно:

Создавать ботов с искусственным интеллектом. Это поможет разгрузить отдел клиентской поддержки и обработать до 80% рутинных запросов. Если клиент не захочет общаться с чат-ботом, он переведёт диалог на менеджера. Конструктор вышлет клиенту напоминание о забытой корзине, поделится новостями об акциях, уведомит, что появился новый товар.

Создавать умные звонки, с пониманием речи клиентов. Основное преимущество бота в том, что он не устаёт и может разговаривать без остановки. Например, обзвонить до 6000 клиентов в час, беспристрастно обработать возражения, а если разговор зайдёт в тупик — перевести на оператора. Бот использует в диалоге данные из CRM: умные звонки поддерживают интеграцию с Битрикс24 и с другими CRM.

Прописывать навыки голосовых ассистентов. Интенты, или задачи, которые специалист формулирует в конкретной реплике для робота, помогают ему разобрать смысл речи. Так он определяет вопрос клиента и реагирует, опираясь на логику заданного сценария. Робот на Aimylogic уже различает фразы «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «да» и «нет». Чтобы всё сработало — достаточно вставить нужный блок в сценарий.

Совет эксперта

Евгений Коваленко
Трафик-менеджеру точно не нужно тратить время на то, чтобы писать код для своего бота. Почти все задачи, которые перед ним стоят, можно реализовать с помощью конструктора, который легко освоить благодаря несложному интерфейсу и инструкции.

Поделиться
Tue Jan 17 2023 14:19:42 GMT+0300 (Moscow Standard Time)