Как создать техническое задание проекта
Как создать техническое задание проекта
Рассказываем, зачем проекту нужно техническое задание, кто должен его составить и как правильно это сделать, а также делимся примерами и шаблонами ТЗ
Техническое задание — документ проекта, который помогает команде и заказчику понять, каким он должен получиться в итоге. По сути, ТЗ определяет требования к IT- продукту: например, какие функции он должен выполнять, какие пользовательские сценарии в нём есть, на чём пишется приложение и так далее.
Обычно ТЗ включает такие блоки:
● Назначение проекта. Описывает пользовательские и бизнес-цели продукта.
● Пользовательские группы. Сюда входят разные категории целевых аудиторий проекта.
● Обзор содержания. Большой блок технического задания, который включает его функции и сценарии использования.
● Взаимодействие с другими компонентами. Описывает, как и с какими сторонними компонентами будет интегрироваться продукт, например, с Яндекс Картами.
● Обзор интерфейса. В этот блок входят пожелания по структуре и дизайну страниц. Например, сюда можно включить использование фирменного стиля клиента.
● Безопасность. Здесь описываются все системы безопасности, которые обязаны быть в продукте, допустим, файрволы, антивирусы и системы шифрования.
● Разработка. Если у клиента есть пожелания к технической части, например, предпочтительный язык разработки, то его стоит указать в этом блоке.
● Системное окружению. Технические характеристики серверов и устройств, на которых будет установлен продукт.
Техническое задание — это довольно масштабный документ, состоящий из десятков или даже сотен страниц
В проектах, где заказчиком является государство или госкомпании, техзадание — обязательное условие. При этом его требуется составлять по стандартам, к примеру, по ГОСТу 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы». Он обязывает авторов ТЗ включать информацию о том, как будет контролироваться и приниматься система, и условия подготовки к её запуску.
Научиться правильно составлять технические задания, общаться с клиентами и организовать работу команды можно на курсе «Менеджер проектов». По итогам обучения студенты умеют управлять процессом создания приложений и сервисов, получают диплом о профессиональной переподготовке и помощь с поиском работы.
Основная цель создания технического задания — детально описать будущий проект. Это позволит команде, которая работает над проектом, и заказчику быть уверенными, что он получится таким, как задумано.
Техзадание помогает решить ряд задач:
● Фиксация пожеланий заказчика. Все требования и ожидания клиента от продукта заносятся в документ, что гарантирует их реализацию.
● Понимание бюджета, объёма и сроков работ. Благодаря подробному описанию проекта команда может понять, какие задачи предстоит выполнить, сколько времени на это понадобится, и оценить стоимость работ.
● Разрешение разногласий. ТЗ, где зафиксированы содержание и требования к продукту, пригодится в случае споров между клиентом и исполнителем.
Техническое задание пригодится на всех этапах работ: от проектирования до сдачи готового продукта
Часто ТЗ — это приложение к договору между клиентом и исполнителем. Оно позволяет чётко зафиксировать объём и стоимость работ. Если в процессе создания проекта появляются новые пожелания, к примеру, добавить несколько функций, эта работа оценивается и добавляется в техническое задание как дополнительное приложение к договору.
ТЗ стоит составлять даже для внутренних проектов компании, если команда разработки создаёт продукт по заказу коллег из других отделов. Оно позволит избежать как недопониманий, так и неоправданных ожиданий, когда заказчик представлял одно, а получил другое.
Техническое задание можно не составлять, если речь идёт о работе над небольшим проектом, на который уйдёт пара десятков часов разработчика. Возьмём для примера создание простого сайта-визитки. В этом случае без ТЗ можно обойтись, будет достаточно Excel-таблицы с перечислением функций, которыми должен обладать проект. Но даже такой документ нужно согласовать с заказчиком, чтобы избежать недопонимания.
Также отдельное техническое задание часто нет смысла составлять, если перед началом работ по проекту проведены подробные исследования целевой аудитории и написана подробная техническая документация. В этом случае дополнительные детали можно оформить как пункт договора.
Кроме того, необходимость в масштабном техническом задании зависит от методологии разработки. Для примера: в Waterfall, которая подразумевает пошаговый процесс создания продукта по заранее согласованному плану, без него не обойтись. Но в Agile будет достаточно отдельных кратких ТЗ, которые фиксируют работы для каждого конкретного спринта.
Обычно подготовкой ТЗ занимается проджект-менеджер. Именно он собирает требования заказчика, отвечает за создание технического задания и готовый продукт. Как правило, такую задачу поручают опытному менеджеру проектов не ниже уровня мидл. При этом он может привлечь к работе коллег:
● Системного архитектора. Поможет спроектировать структуру проекта.
● Бизнес-аналитика. Подскажет, как решить бизнес-задачи с помощью функции продукта.
● Разработчика. С ним можно проконсультироваться, возможно ли реализовать то или иное пожелание заказчика.
● Тестировщика. Поможет избежать технических ошибок до запуска проекта.
Дополнительно для создания технического задания по ГОСТу под эту задачу иногда нанимают отдельного специалиста, который умеет приводить документы к необходимым стандартам.
Этапы создания ТЗ:
● Заполнение брифа. Как правило, когда заказчик только обращается к команде-исполнителю, ему высылают бриф, в котором он в общих чертах описывает пожелания к продукту.
● Сбор пожеланий заказчика. Необходимо изучить заполненный бриф, а также провести ряд встреч, чтобы подробно расспросить заказчика о том, каким он видит будущий проект и какие к нему есть требования, к примеру, по безопасности. Вся полученная информация фиксируется в ТЗ.
● Консультации с другими специалистами. Спорные вопросы о том, как реализовать какую-то сложную функцию, project manager обсуждает с коллегами, например, системным архитектором и бизнес-аналитиком.
● Оформление ТЗ. Важно правильно составить документ, чтобы его мог понять заказчик, не имеющий опыта в разработке. В этом помогут инфографика и словарь терминов.
● Согласование. Готовое техническое задание нужно презентовать и согласовать с заказчиком. Важно, чтобы на встрече присутствовал стейкхолдер, который будет принимать проект со стороны клиента, и одобрил документ. Все правки и дополнения фиксируются в ТЗ.
● Подписание ТЗ. После внесения правок итоговый документ нужно финально согласовать. Если техзадание является частью договора, его подписывают клиент и исполнитель.
После одобрения и подписания ТЗ рассчитывается смета, которая включает работу по созданию техзадания, разработку, дизайн, тестирование и гарантийное обслуживание.
У опытного менеджера проекта обычно есть стандартный шаблон технического задания, где уже прописана структура основных блоков. К примеру, многие специалисты берут за основу шаблон, описанный в книге Карла Вигерса и Джой Битти.
Шаблон технического задания изменяется под конкретный проект: в него добавляются или убираются какие-то разделы
При составлении ТЗ проекта для госзаказчиков за шаблон часто берут ГОСТ 34.602-89 с такими блоками:
1. Введение
2. Основания для разработки
3. Назначение продукта
4. Требования к ПО
5. Требования к документации
6. Технико-экономические показатели
7. Этапы разработки
8. Процесс контроля и приёмки
9. Приложения
Возьмём для примера создание технического задания по разработке сайта-агрегатора косметических услуг. Пользовательские функции проекта можно описать так:
● Поиск по услугам и организациям с возможностью добавить в избранное.
● Просмотр списка мастеров с фотографиями, описанием опыта, отзывами и возможностью добавить в избранное.
● Просмотр информации о компании: адрес, телефон, e-mail, расположение на Яндекс Картах, перечень услуг с ценами и отзывы о компании.
● Просмотр графика загрузки мастеров по дням и часам в календаре на месяц.
● Регистрация пользователей с указанием имени, телефона, e-mail (опционально).
● Запись на прием к мастеру по клику на свободное время в графике с подтверждением.
● Возможность оставить отзыв о мастерах и компании.
А варианты взаимодействия пользователя со своим профилем можно изобразить в виде схемы.
В техническом задании важно сопровождать схемы и диаграммы текстом
Совет эксперта
Читать также: