Маркетинг • 22 августа 2024 • 5 мин чтения

Как продвигать текстовые блоги

Если вести блог и не заниматься его продвижением, то никто его не увидит. Рассказываем, как стать заметным — бесплатно или с помощью рекламы.

Зачем продвигать блог

Даже если контент интересный и грамотно оформлен, этого недостаточно, чтобы привлечь аудиторию. В интернете миллионы блогов и сайтов, и ежедневно появляются тысячи новых. Без рекламы и продвижения блог просто утонет в этом море информации. Например, исследования показывают, что 75% пользователей остаются на первой странице с результатами поиска Google и не идут дальше. Если блог не попадает в первые результаты, вероятность того, что его найдут, почти нулевая.

Текстовые блоги ведут в разных форматах. Кто-то использует тематические платформы вроде vc.ru или Habr, другие публикуют контент в соцсетях или заводят канал в Telegram. Третьи заводят персональный сайт и размещают публикации на нём. Таким блогам хуже всего без продвижения по двум причинам:

Нет встроенной аудитории. У блог-площадок, Telegram и соцсетей миллионы пользователей, которые могут случайно или по рекомендации найти контент. Если не продвигать сайт, люди просто не узнают о его существовании.
Конкуренция и ранжирование. В социальных сетях или Telegram алгоритмы могут помогать продвигать контент на основе интересов пользователей или активности подписчиков. Сайт-блогам нужно бороться за позиции в поисковой выдаче с тысячами других сайтов.

Чтобы стать заметным, нужна реклама или хотя бы продвижение блога в социальных сетях и через SEO.

Правила успешного продвижения блога

Четыре кита, на которых держится успешный блог независимо от того, где его ведут, — чёткая цель, качественный контент, SEO-оптимизация и реклама.

Чёткая цель

Прежде чем развивать и продвигать блог, нужно понять, про что он и зачем людям на него подписываться. От этого понимания зависит описание и название блога, контент, частота постов и формат рекламы для привлечения аудитории.

Например, лайфстайл-блог может быть про то, как создавать уют в доме или где в городе найти тихие места для работы за ноутбуком. Монетизируют такой блог с помощью рекламных интеграций, а для этого нужна аудитория хотя бы в 1000 постоянных подписчиков.

Если автор — психолог и хочет продавать свои услуги, то вложения в блог будут окупать консультации с клиентами. Но блогов про психологию много, поэтому нужно продумать контент, который поможет выделиться среди конкурентов. Когда в блоге соберётся аудитория из знакомых и друзей автора, можно подключить таргетированную или контекстную рекламу для привлечения новых подписчиков.

Создание качественного и полезного контента

Понятие качества и пользы субъективно — на любой контент найдётся свой читатель. Но есть несколько критериев, которые важно учесть независимо от тематики:

Нет грамматических ошибок. Грамотно написанный текст читать приятнее, хотя и не все обращают на грамматику внимание, а кто-то воспринимает опечатки как изюминку автора.
Текст удобно читать. Есть пробелы после точек, абзацы отделены друг от друга, по заголовкам можно просканировать текст и понять, о чём он.
Мысль структурирована. Понятно, какую проблему или наблюдение обсуждает автор, какие аргументы приводит, какая у него точка зрения.

Елена Пискарёва, маркетолог, коуч, предприниматель и преподаватель
Канал или блог, где мысли структурированы, продвигать проще и дешевле, чем тот, в котором посты выглядят как поток сознания. Люди активнее обсуждают понятные темы, а в рекламе получается ёмко описать идею блога.

Главные проблемы в создании контента — непонятно, откуда брать идеи для постов и с чего начать. Вот три шага, как действовать.

1. Если блог нулевой, начать с поста-знакомства — рассказать немного о себе и о концепции блога. Закрепить этот пост, чтобы новые подписчики лучше ориентировались в публикациях. Если автор продаёт услуги, во втором закреплённом посте можно описать их стоимость и то, как их заказать.

Пример приветственного поста в канале

2. Составить контент-план — так получится заранее придумывать темы и сохранить регулярность постов.

Если вы еще не определись с направлением, тогда бесплатный курс «Какую профессию в маркетинге выбрать» поможет разобраться, какие профессии сейчас востребованы, чем занимаются разные специалисты и как построить успешную карьеру.

Есть два источника тем для постов: посмотреть в Wordstat поисковые запросы по теме блога или опираться на комментарии аудитории и запросы от клиентов.

Некоторые поисковые запросы — это уже готовые темы для поста или статьи. Попробуем найти темы для блога преподавателя английского. По фразе «изучение английского языка» Wordstat выдаёт несколько запросов, которые можно использовать в постах.

Можно взять несколько тем: описать первые шаги в изучении языка, сделать подборку сериалов или игр, которые помогут подтянуть словарный запас. Источник: Wordstat

Если блог не новый и в комментариях есть активность, темы для постов можно брать из этих обсуждений. Если такой фактуры нет — проанализировать запросы от клиентов. Например, психотерапевт может разобрать проблемы, с которыми чаще всего приходят на консультации.

Елена Пискарёва
Если в Wordstat не нашлось ничего интересного или неоткуда брать запросы аудитории, есть ещё три способа найти темы. Во-первых, обсуждать то, что интересно вам. В конце концов, блог — это зеркало автора и в первую очередь должен транслировать то, что важно ему. Скорее всего, аудитория со схожими интересами тоже найдётся. Во-вторых, использовать повестку — темы, которые активно обсуждают прямо сейчас. Например, преподаватель может написать пост о подготовке к новому учебному году или посоветовать, как с пользой провести летние или осенние каникулы. В-третьих, изучить, что пишут конкуренты с большей аудиторией, и попробовать обсудить в своём блоге аналогичные темы.

3. Регулярно писать статьи или посты. В начале это нужно делать часто, практически каждый день, — чтобы читатели видели: блог живой и развивается. Для поисковой выдачи это тоже важно: больше контента — больше вероятность попасть в результаты. К тому же поисковики долго индексируют статьи, поэтому может пройти месяц или несколько месяцев, прежде чем какая-то статья начнёт генерировать трафик. Когда наберётся 10–20 постов, публиковать можно реже и ориентироваться на собственную загруженность.

Статьи полезно перелинковывать друг с другом, чтобы читатели дольше оставались в блоге.

Елена Пискарёва
Если на старте слишком фокусироваться на качестве контента, легко словить синдром самозванца и постоянно откладывать посты, потому что они недостаточно хороши. Структура, ёмкие формулировки и юмор нарабатываются опытом. Чем больше пишешь, тем лучше получается и тем качественнее становятся тексты.
Оптимизация контента для поисковых систем

Одним контентом трафик в блог не собрать. Важно, чтобы ссылка на него появлялась в результатах поиска чаще и желательно — в первых десяти результатах поиска. Чем ниже сайт в поисковой выдаче, тем меньше шанс, что читатель до него доберётся.

Чтобы поисковые роботы распознали сайт и показывали его среди первых результатов, нужно настроить SEO — оптимизировать контент под требования поиска в Яндексе и Google:

● По возможности использовать чёрный шрифт на белом фоне. Нестандартные сочетания цветов мешают роботам распознавать текст.
● Сохранять иерархию заголовков: H1 должен быть крупнее H2.
● Писать простым языком без сложных оборотов, сохранять логику в повествовании, тезисы чаще подкреплять фактами, а не эмоциями.
● Добавлять ключевые слова по теме в заголовки, текст в разделах, картинки. Группа ключевых слов называется семантическим ядром. Найти ключевые слова, как и темы для постов, можно в Яндекс.Вордстате.

Привлечение аудитории в блог

Даже с аудиторией 100–200 человек можно планировать продвижение блога. Есть два способа: платный и бесплатный.

Платно

● Реклама в Telegram.
● Таргетированная реклама в соцсетях.
● Рекламные интеграции у блогеров

Бесплатно

● Рассказать о блоге во всех доступных каналах: в соцсетях, напрямую друзьям и знакомым.
● Просить друзей рассказать о блоге.
● Продвигаться с помощью комментинга. Например, с премиум-подпиской в Telegram можно комментировать посты в других каналах от имени своего. Важно делать это без откровенной рекламы, иначе аккаунт могут забанить.
● Участвовать в интерактивах. Авторы крупных блогов иногда предлагают подписчикам рассказать о себе в комментариях. Это хорошая возможность прорекламировать блог

Чтобы реклама сработала, не обязательно тратить сотни тысяч рублей. В маленьких каналах до 1000 человек можно тестировать рекламу за 1000 рублей или даже дешевле. Если канал авторский, с интересным контентом и живой аудиторией, реклама в нём может оказаться эффективнее, чем в пабликах на 100 000 подписчиков, где аудитория обычно менее вовлечённая.

Работа после запуска блога — это цикл, в котором создание контента чередуется с его продвижением, как слои торта

Елена Пискарёва
Вначале не понятно, будет ли блог популярен и где обитает его целевая аудитория. Поэтому дешевле будет начать с недорогой рекламы в маленьких блогах. Размещать, смотреть результаты, подбирать другие площадки, сравнивать эффективность. Так получится бюджетно протестировать идею блога, рекламную подачу, площадки для рекламы, где есть ЦА. Может быть гипотеза, что люди, которые интересуются психологией, читают книжные блоги. А в итоге окажется, что они в основном подписаны на паблики, где обсуждают сериалы.

Анализ и улучшение стратегии продвижения

Для разных площадок есть разные инструменты, где можно отслеживать статистику по блогу, но метрики успешности примерно одни и те же: охват публикации, вовлечённость, комментарии, дочитывания.

В Telegram можно смотреть динамику по каналу: изменение количества подписчиков, количество реакций на посты. Кроме того, есть сервис TGStat — в нём можно посмотреть статистику по публикациям и отслеживать цитирования в других каналах и эффективность рекламы.

Пример статистики в TGStat

Один из ключевых показателей для Телеграм-канала — вовлечённость по просмотрам (ERR). Низкий ERR значит, что аудитории в канале много, но мало кто из подписчиков его читает. Одна из причин такой ситуации — канал продвигался через обязательные подписки, например через конкурсы или папки. Люди подписались ради призов, а сам канал им неинтересен.

Для разных типов каналов понятие хорошего ERR может быть разным. Например, для канала на 100 человек вовлеченность больше 100% — норма. Для экспертного канала со сложной тематикой — 20–30%, для лайв-канала — 30–50%.

Елена Пискарёва
При выборе площадки для рекламы можно ориентироваться на соотношение среднего охвата и стоимости рекламы. В среднем нормальная цена рекламы варьируется от охват = цена до цена = охват × 3. Например, средний охват поста в канале — 500 человек, значит, и стоимость рекламы будет в районе 500 рублей или от 1500 рублей, если это авторский блог.

Для блогов в Дзене есть свой кабинет — «Дзен-студия». В ней можно посмотреть не только показы и просмотры, но и дочитывания материала.

Если люди не дочитывают публикацию, возможно, она слишком длинная или с какого-то момента текст стал неинтересным или бесполезнымv

Статистику по странице в VK можно посмотреть в разделе «Статистика профиля». Сервис показывает охват публикаций, характеристики аудитории и вовлечённость.

Статистику публикации собирают не только на странице автора, но и с репостов на других страницах. Источник

Сайты для блогов обычно не разрабатывают с нуля, а используют конструкторы — например, Tilda. У них встроенные инструменты статистики, а все данные можно увидеть в личном кабинете.

Tilda позволяет увидеть, насколько популярны страницы сайта и сколько людей пролистали их на 25–75%. Источник

Когда какой-то из показателей проседает, это повод задуматься о том, что можно улучшить в стратегии продвижения блога. Если публикации лайкают и комментируют, но подписчиков не прибавляется, стоит больше вложить в продвижение. Если подписчики не реагируют на публикации — пересмотреть контент-план или формат подачи.

Советы, как избежать ошибок при продвижении блога

1. Быть готовым к регулярному ведению аккаунта. Регулярно — не обязательно каждый день. Раз в неделю — тоже регулярность. Но и на такой график в блоге тоже важно выделить время. Бывает, что есть желание начать, но блог не в приоритете. Важнее собрать ребёнка в школу или закрыть дачный сезон. В таком графике блог часто забрасывают, не успев толком начать, а потом ругают себя за то, что ничего не получилось. Если в планах срочные и важные дела, блог лучше отложить. Когда будет спокойнее — вернуться.

2. Ориентироваться на своё удовольствие и интересы. Вести блог должно нравиться. Для этого нужно выбрать тему, на которую захочется долго и много говорить, стиль и формат, в которых приятно и легко работать. Когда хочется чем-то поделиться, с регулярностью не будет проблем — время на посты и статьи найдётся. Не стоит тратить время на съёмки видео и запись голосовых для Телеграм-канала, только потому что кто-то из конкурентов так делает. Если такой формат не по душе, то он только усложнит подготовку контента или вовсе отобьёт желание вести блог.

3. Не идти сразу в монетизацию, если идея для блога только появилась. Если в блоге что-то пойдёт не так, завышенные ожидания могут убить мотивацию. Можно начать с эксперимента — составить небольшой контент-план и публиковать тогда, когда удобно. Если блог найдёт отклик — более серьёзно организовать работу над ним.

Елена Пискарёва
Я однажды завела канал в тестовом формате. Сразу написала, что не обещаю регулярных публикаций — только если будет интересная тема. Когда набрала аудиторию и получила отклик, поняла, что хочу продолжать. После этого приоритизировала канал и выделила регулярное время на то, чтобы писать посты с отложенной публикацией.

4. Если есть время — пробовать разные площадки. В начале все ресурсы эффективнее будет тратить на одну площадку. Так получится набить руку и оценить, сколько времени уходит на блог. Но со временем такой подход увеличит риски. Если какая-то из площадок перестанет работать, блог потеряет аудиторию и придётся заново запускать его на другой платформе. К тому же блог на разных площадках сможет охватить больше людей. Например, те, кто не пользуются VK, будут читать публикации в Telegram, и наоборот.

Совет эксперта

Елена Пискарёва
Аудитория, которая любит тексты, продолжит их читать. Но со временем автор может захотеть перемен: попробовать новый формат, расширить аудиторию. Может быть, ему захочется встать в кадр и начать что-то рассказывать. Но даже если не захочется, можно нанять человека, который будет из текстовых постов делать ролики в формате мультика или нарезки из фото и кадров из фильмов. Другой формат поможет блогу развиваться и находить новую аудиторию. Но если на перемены ресурса нет, их лучше отложить.
Статью подготовили:
Елена Пискарёва
Яндекс Практикум
Маркетолог, коуч, предприниматель и преподаватель
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Thu Sep 26 2024 09:49:13 GMT+0300 (Moscow Standard Time)