CRM-маркетологов часто путают с email-маркетологами. Но это разные профессии. Несмотря на то что оба специалиста занимаются коммуникациями с клиентами, их функции различаются. Ниже в статье разберёмся, в чём разница, а сначала поговорим про задачи, которые решает специалист по CRM-маркетингу.
● за пользовательский путь клиента: когда и какую информацию получает человек от компании;
● за свой вклад в выполнение бизнес-целей компании: повлиять на продажи и другие метрики.
Почему это важно: за привлечение пользователей бизнес всегда платит деньгами и временем, а взамен получает знания о пользователе, на которые может опираться. CRM-маркетолог определяет, с помощью каких сообщений можно мотивировать пользователя на покупку или предоставить ему помощь. У такой коммуникации есть все шансы стать эффективной, так как она создаётся с учётом потребностей пользователя и его предыдущего опыта взаимодействия с бизнесом.
Работу специалиста по CRM-маркетингу можно разделить на несколько составляющих:
● разработка CRM-стратегии — какую информацию и по каким каналам нужно донести до пользователей для достижения бизнес-целей;
● сегментация аудитории — объединение пользователей в группы по каким-то признакам (география, покупательская активность и другие);
● разработка карты коммуникаций — какую информацию нужно отправлять пользователю на разных этапах коммуникации (акционные письма, подтверждение заказа, письма для реактивации пользователя и другая информация);
● создание текстового и визуального контента;
● работа с содержанием коммуникаций;
● настройка коммуникаций в каналах;
● анализ результатов.
CRM-маркетолог работает не в вакууме, ему нужно много общаться с другими сотрудниками компании:
● своей командой продакшена: копирайтерами, дизайнерами, email-маркетологами, аналитиками, младшими специалистами;
● сотрудниками перформанс-отдела, которые отвечают за привлечение клиентов и работают в связке с CRM-маркетологом для увеличения конверсий в воронке;
● специалистами клиентского сервиса, первыми узнающими обо всех трудностях, с которыми сталкиваются клиенты;
● продуктовой командой, которая ищет способы улучшить продукт и собирает информацию о пользовательском опыте и с клиентов, и с сотрудников компании, которые с ними общаются.
Такой подход к работе CRM-маркетолога полезен и для показателей бизнеса, и для клиентов. Активное общение между сотрудниками, которые могут повлиять на продукт или коммуникацию о нём, помогает бизнесу увеличить конверсию из потенциальных клиентов в действующих. А клиентам это обеспечивает доступ к информации об интересующем продукте и возможность оставить отзыв, который точно будет услышан.
При этом CRM-маркетолог чаще всего не создаёт контент для рассылок самостоятельно. Его обязанности — выбрать вектор коммуникации и составить техническое задание для сотрудников своей команды. Но в небольших командах такого разделения может не быть.
● умение защищать свои решения перед руководством и другими подразделениями;
● насмотренность и креативность: нестандартные коммуникации часто срабатывают лучше привычных;
● системность и любовь к порядку: любое средство коммуникации перед отправкой пользователям нужно протестировать и проверить, как открываются ссылки, отображаются картинки и так далее.
● понимание принципов работы операционных CRM-систем amoCRM и «Битрикс24», которые аккумулируют пользовательские данные и позволяют выстраивать основные этапы воронки бизнеса. Важно знать, как компания может использовать эти данные и передавать их в маркетинговые системы, как вносить изменения в операционные процессы, создавать новые воронки и так далее;
● умение анализировать коммуникации: какой процент пользователей открывает рассылки и переходит по ссылкам, как ведут себя когорты клиентов в зависимости от действий бизнеса, какие наши гипотезы приносят компании прибыль и так далее;
● знание основ вёрстки электронных писем и умение вносить изменения в рассылку;
● базовое понимание бизнеса: какое место CRM-маркетинг занимает в системе и как влияет на результаты компании.
Эти софтскилы и хардскилы нельзя ранжировать по важности. CRM-маркетологу важно следить за развитием каждого из навыков на любом этапе развития карьеры. Тем не менее по мере роста специалиста происходят такие изменения в его функциях:
● начинающий CRM-маркетолог работает над точечным решением задач: например, отправить письмо с информацией о скидках или пуш-уведомление пользователям, которые давно не покупали продукты компании;
● с опытом специалист начинает больше заниматься стратегическими задачами и искать способы достигать бизнес-целей компании с помощью CRM-маркетинга: например, выполнить план перед инвесторами за два года.
● в обязанности CRM-маркетологов входит работа с видами коммуникации в разных каналах: электронная почта, смс, мессенджеры, социальные сети;
● email-маркетологи работают с одним каналом.
● ориентироваться во всех каналах коммуникации;
● знать особенности контента для каждого канала;
● понимать, какой канал на каком этапе использовать.
Схожие задачи тоже есть. Обоим специалистам важно ориентироваться на бизнес-цели компании, разрабатывать стратегии коммуникации, анализировать и сегментировать аудиторию и готовить для неё релевантный контент.
В компаниях, в которых у CRM-маркетолога есть своя команда, в неё может входить и email-маркетолог.
Медианная зарплата CRM-маркетолога — 84 000 руб. Ведущий специалист может зарабатывать до 195 000 руб.
Для старта в профессии не нужно оформлять кейсы или портфолио. Достаточно указать навыки, которые были получены во время обучения на специалиста по CRM-маркетингу.
Средние зарплаты CRM-маркетологов разных грейдов в 2024 году. Источник
● на модель сопровождения: кто и на каком этапе будет помогать студентам во время обучения. Например, в Практикуме учащихся сопровождают наставники — действующие CRM-маркетологи из крупных компаний.
● выполнять тестовые задания, обращая внимание на навыки, которые для них нужны;
● запрашивать подробный отзыв в случае отказа;
● работать над навыками, которых не хватило для выполнения тестовых заданий;
● выходить на новый круг общения с компаниями.