Дизайн • 23 января 2024 • 5 мин чтения

Право на слово: какие бывают лицензии на шрифты и как их проверить

Рассказываем, что такое лицензия на шрифт и как выбрать шрифт для личного и коммерческого проекта, не нарушив правил.

Что такое лицензия на шрифт

Лицензия на шрифт описывает разрешённые варианты его применения и ограничения — ситуации, в которых шрифт использовать нельзя. Применяя шрифт, дизайнер автоматически соглашается с условиями лицензии.

Возьмем для примера веб-лицензию TypeType, общую для всех шрифтов студии. Согласно документу, шрифт можно использовать для оформления страниц сайтов. Главное при этом — указать копирайт TypeType в CSS и коде страниц. Но у неё есть несколько ограничений, например, шрифт можно использовать только для сайтов, доменные имена которых принадлежат покупателю шрифта. Поскольку речь идёт о веб-лицензии для сайтов, шрифт запрещается применять в дизайне приложений, игр, логотипов и электронных книг. Для них придётся покупать отдельные лицензии.

Обычно ограничения использования шрифта выделяются в отдельный раздел текста лицензии. Источник: TypeType

Условия использования шрифта определяет его правообладатель, и он может установить любые правила. Даже разрешить использовать шрифт только на белом фоне или запретить применять его в проектах для определённой операционной системы.

Например, шрифт JetBrains Mono распространяется по открытой лицензии. Это значит, что его можно бесплатно скачать и использовать в любых проектах. При этом авторские права на шрифт принадлежат дизайнерам Филиппу Нурулину и Константину Буленкову, которые разработали шрифт, а права владения и распространения — компании-заказчику JetBrains.

По правилам лицензии шрифт JetBrains Mono можно использовать в том числе в коммерческих проектах. Источник: GitHub

Какими бывают лицензии на шрифты

В целом можно выделить четыре типа лицензий на шрифты.

1. OFL — Open font license

Это один из самых распространённых типов лицензии, которую, например, использует библиотека Google Fonts. Это шрифты с открытой лицензией, которые можно свободно скачать и применять в своих проектах. Создатели таких шрифтов стремятся к тому, чтобы их использовали как можно больше, и поэтому не берут за это денег.

Например, на курсе Практикума «Дизайнер в IT» студенты работают только шрифтами с лицензией OFL, как правило, из библиотеки Google Fonts. Так студенты точно не нарушат правила лицензий, когда будут публиковать проекты в портфолио или продавать их заказчикам.

Выберите специализацию во время обучения на курсе «Дизайнер в IT»
Вы изучите основы дизайна, которые пригодятся любому творческому специалисту. А затем освоите одну из специальностей: дизайнер интерфейсов, графический дизайнер, веб-дизайнер или моушн-дизайнер

Шрифты с открытой лицензией можно скачивать и для коммерческих проектов. Дизайнер может продавать продукт, например, приложение, книгу или шаблон сайтов, в которых используется шрифт. Но продавать шрифт с лицензией OFL как отдельный продукт, например, в сборнике шрифтов, запрещено.

2. GNU GPL — General Public License

Эти шрифты тоже можно использовать бесплатно, но только в программах с такой же лицензией. К примеру, шрифт Ubuntu распространяется по лицензии GPL, и его можно применять только при разработке программ для Linux Ubuntu, которая также использует эту лицензию. Если разработчик использует в программе-калькуляторе шрифт Ubuntu, он не сможет продавать её как коммерческий продукт. Только распространять по лицензии GPL ― бесплатно.

3. Бесплатные лицензии с ограничениями

В этом случае в бесплатной версии шрифт доступен не полностью. Например, минимальный пакет начертаний: нормальный, курсив и полужирный — распространяется по лицензии OFL. А полный пакет, который включает также варианты типа тонкий без засечек или жирный курсив, уже платный.

У шрифта PT Sans российской студии Paratype две бесплатные версии, состоящие из 37 начертаний. И платная версия PT Sans Pro, которая включает более 60 начертаний.

Платная версия шрифта PT Sans Pro разбита на пакеты, каждый придётся покупать отдельно

4. Индивидуальные лицензии

В них требования к работе со шрифтом ограничиваются только фантазией правообладателя. К примеру, шрифт San Francisco, права на который принадлежат Apple, можно использовать только для дизайна продуктов в этой экосистеме. Этот шрифт нельзя использовать в интерфейсах приложений для Android и в дизайне сайтов, потому что на них можно зайти с устройств на других операционных системах.

Запрет на установку шрифтов на сторонние операционные системы относится ко всем шрифтам, которыми владеет Apple. Источник: Apple.com

Индивидуальные лицензии на шрифты можно разделить по целям их использования. Категорий может быть множество, их определяют создатели или правообладатели шрифтов. Выделим основные типы:

Лицензия для десктопов. Её можно использовать в программах, установленных на компьютере, но не в онлайн-редакторах. К примеру, с таким шрифтом можно работать в приложении Figma, но не в её веб-версии. При этом шрифт можно использовать для разработки сайтов или печатных макетов. Главное — они должны быть созданы на десктопе.

Лицензия для приложений. Её разрешается использовать только в интерфейсе мобильных приложений. Причём одним правообладателям достаточно заплатить за общее использование шрифта для всех платформ, другим — придётся платить за дизайн для Android и iOS отдельно.

Лицензия для сайтов. Подразумевает только использование их в дизайне сайта. При этом неважно, как будет разработан дизайн — в десктопном приложении графического редактора или в его веб-версии.

Лицензия для печатной продукции. Её можно использовать только для разработки макетов книг, журналов или буклетов.

Лицензия для наружной рекламы. Такой шрифт можно брать только для дизайна офлайн-рекламы. Причём не имеет значения, где эта реклама потом будет размещена — на цифровом билборде или на небольшом бумажном плакате.

Лицензия для ПО и электронных книг. Этот тип лицензии регулирует использование шрифта в любых цифровых программах. Например, он подходит для дизайна игр или мессенджеров.

К примеру, покупая шрифт у студии TypeType, нужно учитывать, для каких целей его будут использовать. Шрифт с лицензией для мобильных приложений нельзя применять для вёрстки сайтов, для этого нужно покупать отдельную веб-лицензию.

Цена на шрифт зависит не только от типа лицензии, но и от масштабов его использования. Если планируется добавить шрифт не в одно, а в два приложения, лицензия обойдётся дороже. Источник: TypeType

Как проверить лицензию на шрифт

Оптимальный вариант проверки лицензии на шрифт — изучить правила его использования на сайте владельца. Проверим лицензию шрифта «Зум-Зум».

1. Ищем правообладателя.

Это нужно для того, чтобы найти первоисточник шрифта, изучить достоверную лицензию и скачать его актуальную версию. Допустим, дизайнер не знает, кто владеет шрифтом «Зум-Зум». За пару кликов в поисковике можно выяснить, что владелец — Студия Артемия Лебедева.

Чтобы найти владельца шрифта, достаточно ввести в поисковой строке Яндекса название и слово «лицензия» или «правообладатель»

2. Изучаем лицензию на сайте владельца шрифта.

Чаще всего правообладатели публикуют лицензии на использование шрифта на отдельной странице, которую можно найти в меню сайта, или рассказывают о них при покупке шрифта. Студия Артемия Лебедева выбрала второй вариант. Нажав на кнопку «Купить», пользователь может выбрать студенческую, персональную или корпоративную лицензию.

По клику на вкладку подходящей лицензии можно узнать, для каких проектов она подходит и как правильно её использовать. К примеру, если дизайнер планирует применять шрифт на сайте заказчика, лицензию должен купить заказчик

Проверка лицензии на шрифт необходима, даже если его уже использовали в других проектах. У шрифта с бесплатной лицензией могло выйти обновление, дополнительные варианты начертания, правообладатель мог сделать его платным или изменить условия использования.

В некоторых случаях лицензию на шрифт можно не проверять, например, если дизайнер работает в веб-версии Figma. Шрифты Google Fonts встроены в ней по умолчанию, поэтому проверять их не нужно. Но если перейти в приложение для десктопа, в Figma подтянутся шрифты с компьютера. Их лицензию обязательно нужно проверить на официальном сайте шрифта.

Библиотеки бесплатных шрифтов

Лучше скачивать шрифты с официального сайта создателя, потому что здесь версия с последними обновлениями появляется быстрее всего. К примеру, у шрифта Inter есть собственный сайт, где хранится его актуальная версия и лицензия.

Кроме того, можно загрузить шрифт из официальной библиотеки, куда обновлённые версии тоже добавляются довольно быстро. Лучше выбирать крупные сайты, которые собирают шрифты с бесплатной лицензией, ― их точно можно свободно использовать в проектах. На малоизвестных сайтах часто публикуют купленные кем-то шрифты, но не факт, что их можно использовать в коммерческих проектах. Придётся всё равно перепроверять лицензию.

Вот несколько проверенных библиотек.

Google Fonts. Самая популярная официальная библиотека, в которой хранится 1 500 шрифтов с бесплатной лицензией, в том числе для коммерческих проектов. Скачивая шрифты из Google Fonts, можно не переживать за правила их использования, потому что они распространяются по открытой лицензии.

Adobe Fonts. Официальная библиотека для пользователей графических редакторов экосистемы Adobe. 150 000 шрифтов доступны по бесплатной коммерческой лицензии подписчикам Creative Cloud. Их можно использовать в любых проектах: для создания растровых и векторных изображений, логотипов, видео, сайтов и приложений.

Font Space. Сайт с бесплатными шрифтами для личных и коммерческих целей. Для коммерческого использования доступны более 10 000 шрифтов.

● Font Squirrel. Здесь собраны тысячи бесплатных шрифтов, больше 180 из них поддерживают кириллицу.

FontStruct. Библиотека, где опубликованы более 75 000 шрифтов с фильтрами по типу лицензии. К примеру, по лицензии OFL там доступно больше 3800 шрифтов.

Сайты студий. Многие студии позволяют бесплатно скачивать частичные или полные версии шрифтов со своих официальных сайтов. Например, российская студия Paratype предлагает 8 шрифтов бесплатно, студия TypeType — больше 50, а болгарский разработчик шрифтов Fontfabric — 100+ бесплатных начертаний.

Материал по теме:

15 лучших шрифтов для дизайна сайтов, приложений и полиграфии

Подбор лицензии на использование шрифта

Выбор лицензии на шрифт зависит от сложности и специфики проекта.

Для небольших проектов

● Проще всего использовать шрифты по лицензии OFL, которые доступны во многих графических редакторах, например, в Figma.
● Можно брать частично бесплатные шрифты, лицензия которых предусматривает свободное использование нескольких начертаний.
● Обратить внимание на лицензии по области использования, если не хватает бесплатных шрифтов. Например, купить шрифт только для дизайна мобильных приложений.

Для крупных проектов

● Подойдут шрифты по лицензии OFL, например, OpenSans, Roboto или Inter.
● Купить полный пакет начертаний, если важно использовать в проекте разные варианты шрифта. Например, для дизайна сайта СМИ.
● Купить лицензии под каждую область применения, если нужно разработать макеты сразу для нескольких платформ. Например, для сайта, приложения и наружной рекламы.
● Покупать лицензии на шрифты пакетами. К примеру, некоторые студии предлагают сборник из нескольких сочетающихся шрифтов с общей лицензией. Это дешевле и удобнее, чем подбирать и покупать шрифты отдельно и изучать лицензию каждого.

Совет эксперта

Александр Кириллов

Для работы со шрифтами дизайнерам полезно глубже погрузиться в то, как они создаются и меняются. Вот три источника информации, которые в этом помогут:

1. Канал TypeType в Телеграме «Шрифтовики и им сочувствующие». Они делают много вебинаров, показывают процесс создания шрифта, постят обновления своих шрифтов и объясняют тонкости работы с ними.
2. Канал Игоря Штага «Как это свёрстано». Плакаты, таблицы, экранная вёрстка, вёрстка для рекламы — всё о том, как применять шрифт на деле.
3. Вебинар Практикума о кириллице в интернете. Где найти хорошие шрифты, какие подводные камни ждут веб-дизайнера, как шрифт и текст ведут себя в интернет-проектах и куда смотреть, если нет вдохновения.

Статью подготовили:
Александр Кириллов
Яндекс Практикум
Старший спикер на курсе «Дизайнер интерфейсов»,
автор Канала Саши Кириллова
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Mon Apr 08 2024 09:03:42 GMT+0300 (Moscow Standard Time)