Подход к наставничеству отличается на разных этапах развития сотрудника в компании:
● Новичкам, которые только погрузились в профессию, нужно дать максимум знаний. В этом случае наставники действуют больше как преподаватели и рассказывают о технологических особенностях компании, дают готовые советы. Работать с учеником в этом случае можно один на один, группой наставников или, наоборот, назначить наставника для группы подопечных.
● Наставники для мидлов, которые растут в сеньоров, больше похожи на коучей. Дают знания, но не готовые советы. Проясняют, в чём проблема, как человек пришёл к этой ситуации, и стараются сделать так, чтобы он сам мог прийти к решениям.
● Если руководителю повезло и у него есть наставник, он будет действовать как ментор — на стыке коучинга и консалтинга. Их общение будет уже на уровне мировоззрения и подходов. Понятия правильного направления в таком наставничестве не будет — останется только то, которое подойдёт для конкретного подопечного и контекста. Роль наставника в этом случае может играть человек со схожей должностью.
Наставник часто ассоциируется с мастером, к которому приходит ученик, чтобы научиться мудрости жизни, секретам единоборств и в итоге самому стать мастером. Как правило, они много лично общаются, и подопечный чувствует поддержку.
В онлайн-образовании главный герой — студент. И порой сложно почувствовать поддержку в учёбе, глядя в экран ноутбука. Это может повлиять на мотивацию и результаты.
Задача наставника в онлайн-образовании — изучить потребности студента, помочь ему определиться с целями и поддерживать на пути к ним.
Каким может быть наставничество онлайн:
● Онлайн-тьюторы — дают индивидуальные уроки, объясняют материал, отвечают на вопросы и направляют студента. Тьютор адаптирует подход к каждому ученику, учитывая его особенности и уровень знаний.
● Онлайн-менторы — практикующие эксперты, которые делятся опытом с новичками. Помогают студентам определить карьерные цели, выбрать подходящие курсы и развивать необходимые навыки.
● Коллаборативное обучение. Студенты работают над учебным проектом небольшими командами и общаются с наставниками в общем чате. В таком формате поддержка идёт не только от наставника, но и от одногруппников.
Наставники помогают студентам всех курсов: объясняют непонятные моменты в ревью по домашним заданиям, отвечают на вопросы в чате, проводят тематические вебинары, где делятся опытом из своих проектов. Обращаться к наставнику в образовании можно на протяжении всего обучения. На некоторых курсах, например по управлению проектами, наставники проводят для студентов индивидуальные консультации каждые две недели. Так получается разобрать специфические вопросы, которые сложно обсудить в переписке в чате, или обсудить карьерные запросы.
✅ Чего студенту ждать от наставника
Приземления теории на практику: что работает в реальных проектах, а что нет
Честного рассказа о своём пути от джуна до эксперта: с чего стоит начать, как сделать портфолио, писать в компании, какие вопросы задают на собеседованиях
Разбора вопросов: что непонятно в ревью, как подступиться к домашнему заданию, есть идеи, но непонятно, что лучше сработает
❌ Чего не ждать
Проверки домашнего задания — это делают ревьюеры
Лекций — это делают преподаватели
Решения административных вопросов — этим занимаются кураторы
Татьяна Яковлева, окончила курс «Дизайнер интерфейсов» в 2022 году
Запомнилась искренняя забота о студентах и желание научить. Слава нам всегда говорил: «Здорово, что задаёте глупые вопросы. Они развивают и вас, и нас. Помогают посмотреть на задачу под другим углом». Он настолько нормализовал любые вопросы, что никто не боялся спрашивать. Если вопросов по одной теме набиралось много, он записывал короткие видео с пояснениями. Не только отвечал на вопрос, но и рассказывал, как ещё можно работать с этим инструментом. Он записывал видео там, где настигал вопрос: в кафе, на улице, дома. От этого создавалось ощущение, что наставник всё время рядом и готов помочь, хотя я уверена, что у него гора работы.
Наставники не ведут лекции, а проводят вебинары. У нас они всегда были с интерактивом, чтобы сразу закрепить материал на практике. Мы учились делать в Figma именные шкафчики со стикерами, собирали макет на скорость, создавали анимацию. Когда только начинаешь работать в программе, даже элементарные вещи сделать сложно. Но потом наблюдаешь, как на рабочей области кружит десяток курсоров, все что-то пробуют и ошибаются. В такой атмосфере игры и доверия страх меняется на интерес. После вебинара выходишь с навыком и пониманием: изучать легко и хочется двигаться дальше.
Из нашей группы ещё никто не работал дизайнером, и было много вопросов о разнице работы в студии и продукте. Наставники организовали отдельный вебинар, где рассказали о том, как устроен их рабочий день. Показали свои скрам- и канбан-доски с задачами, рассказали, как устроены коммуникации в команде. Это было очень полезно — стало понятнее, кто где больше хочет работать.
Были и неформальные встречи, где можно было задавать любые вопросы. Рома Местер собеседовался в другой продукт Яндекса и рассказал нам, какие вопросы задавали, как читать вакансии и по требованиям понимать, куда попадёшь. Пока студент учится, всё понятно, но после курса неопределённости больше. Такие встречи работают как психологическая помощь и подготовка к миру настоящих проектов. Например, мне пригодился совет — вести по канбану любые задачи, даже бытовые. На собеседованиях часто спрашивают об этом навыке, а я его тренирую каждый день.
Валерия Бородачева, окончила курс «IT-рекрутер» в 2023 году
Подход у наставника отличается от преподавательского. Например, мы часто задавали в чате вопросы, но наставники не давали готовых ответов. Вместо этого они помогали нам самим найти ответ. С одной стороны, приходилось включать мозг и что-то гуглить, с другой — мы не терялись в море информации, а двигались в правильном направлении с самого начала.
Раз в неделю у нас проходили мастер-классы. Мы приносили вопросы по домашним работам и рабочие кейсы. Наставники рассказывали, как это работает в реальной жизни. Снимать розовые очки приходилось часто, но без этих созвонов мы бы узнали о таких нюансах уже после учёбы. Например, мне всегда казалось, что в общении с кандидатом нужно держать дистанцию. На самом деле все мы живые люди, и важно быть открытым, чтобы найти общий язык. Так выше вероятность, что кандидат выберет компанию.
Курс устроен таким образом, что после основной части идёт карьерная, где учат искать работу. Но именно опыт наставников помог понять, в каком направлении двигаться. Они рассказали нам и о работе в агентстве, и об особенностях крупных и средних компаний. Я уже знаю, что выберу.
Иногда наставник не подходит студенту из-за личных качеств, например стиля общения. Вот чек-лист, который поможет понять, что с наставником стоит, или наоборот, не стоит работать.
✅ Подходит
● Слушает и выделяет важное из того, что говорит подопечный.
● Умеет распознать проблему и навести на полезные мысли.
● Доносит сложные вещи простым языком.
● Личностно совпадаем, комфортно общаться.
● Просто довериться.
● Честно признаётся в своих ошибках, не пытается быть идеальным.
❌ Не подходит
● Нет ощущения безопасности.
● Пассивная агрессия, нападки.
● Нет профессионализма в ответах: спутанно отвечает, сам себе противоречит.
● Самоуверенная позиция — неадекватно реагирует на сомнения.
Читать также: