Дизайн • 23 октября 2023 • 5 мин чтения

Персонажная иллюстрация: как создать героя

Персонажи помогают бизнесу говорить с аудиторией, продвигать товары и услуги, объяснять, учить и просто радовать. Расскажем, какие они бывают и как иллюстраторы их создают.

Что такое персонажная иллюстрация и где она нужна

Персонажной иллюстрацией называют изображение вымышленного или реального персонажа. Сегодня персонажи нужны во многих сферах. Например:

● анимация,
● игры,
● брендинг,
● маркетинг и реклама,
● упаковка и мерч,
инфографика и презентации,
● книжная иллюстрация,
● комиксы,
● приложения для детей и взрослых.

Персонаж-талисман, или маскот — сова из приложения Duolingo. Источник: Behance

Персонаж помогает передать смысл бренда или продукта, вызвать определённые чувства, побудить к действию или просто развлечь. Сферы применения одного и того же персонажа могут быть разными: со страниц книги он переходит на экран кинотеатра, а оттуда — на футболку или кружку. Примером могут служить мультфильмы Диснея, снятые по мотивам «Алисы в Стране чудес», или сказка о Белоснежке и семи гномах.

Как придумывают персонажей

Персонажная иллюстрация держится на трёх китах: внешности, образе и характере героя.

1. Внешность. Силуэт, пропорции и форма — основа персонажа, его «скелет». Острые углы могут сделать персонаж опасным, округлый силуэт — добрым.
Посмотрим, как это работает в мультсериале «Ким Пять-с-плюсом». На картинке слева — героиня по имени Шиго, а справа Ким.

Треугольное, с острым подбородком лицо злодейки Шиго подчёркивает её коварство, а по-детски круглое лицо Ким говорит о мягкости. Источник: Kpfanworld

2. Образ. Возраст, текстура, цветовая гамма, одежда. Благодаря им персонаж становится старше или моложе, добрее или агрессивнее. Наряд укажет на привычный для него «сеттинг» — среду, в которой происходит действие, а также место, время и условия.

Банты на шеях — важная деталь образа персонажей мультфильма «Коты-аристократы» (студия Диснея). Зритель может не знать сюжет, но догадается, что перед ним обожаемые хозяевами домашние животные. Источник: Kinorium

3. Характер. Эмоции, привычки, стиль, узнаваемые позы и мимика помогают передать характер персонажа.

Мимика пса Друпи из мультсериала кинокомпании MGM подчёркивает его флегматичность. Источник: YouTube

На курсе «Дизайнер в IT» студенты изучают основы, которые нужны во всех направлениях дизайна, узнают про разные дизайн-профессии и с какими задачами могут работать в индустриях: от иллюстраций для IT-проектов до оформления физических пространств. Вводную часть курса можно пройти бесплатно.

Какими бывают персонажи

Они могут быть какими угодно! Попробуем перечислить:

● люди;
● животные;
● фантастические и сказочные существа — феи, гномы, единороги;
● супергерои и суперзлодеи — человекоподобные и не очень существа, наделённые сверхъестественной силой;
● научно-фантастические — пришельцы, йети, роботы;
● исторические — персонажи, основанные на реальных исторических личностях;
● абстрактные или символические — предметы и фигуры. Например, чайник и чашка.

Персонажи мультфильма «Красавица и чудовище» — чашка Чип и его мама так полюбились зрителям, что появилась настоящая посуда, изображающая эти создания. Источник: Stylishbag

Разобраться с характером персонажа помогают архетипы — универсальные образы, отображающие определённый набор качеств, характеристик и ценностей. Персонажей часто создают на их основе.

Изначально понятие «архетип» используется в психологии, затем его стали применять в других сферах, например в маркетинге. По названию и краткому описанию архетипа можно представить персонажа: чем он живёт, как действует и даже как выглядит.
Каждый архетип вызывает у людей определённые эмоции. Их можно предугадать. Поэтому, когда придумывают персонажа, исходят из того, какой эффект он должен вызвать. Скажем, если нужно повеселить детей, персонаж должен быть простым, наивным и смешным. Значит, можно взять за основу архетип с такими чертами.
Очень популярную систему архетипов создала Кэрол Пирсон и описала в книге «Пробуждение внутреннего героя». Эту систему широко применяют в работе над дизайном персонажей.

12 архетипов по Кэрол Пирсон:
Простодушный, он же Невинный — доверчивый, оптимистичный. Пример — наивный и весёлый Губка Боб из мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны».
Славный Малый — реалистичный, практичный, надёжный. Например, рыбка Дори из мультфильма «В поисках Немо».
Воин, он же Герой — стремится к победам и достижениям. Пример — маскот бренда «Мистер Мускул». Он старается одержать победу над бытовой грязью и помочь в этом людям.
Опекун, он же Хранитель или Наставник — эмпатичный, готовый прийти на помощь. Например, Бибендум, маскот шинной компании Michelin, заботится о безопасности автомобилистов.
Искатель, он же Странник — независимый, любопытный, деятельный. Например, парочка авантюристов Тимон и Пумба из мультфильма «Король Лев».
Любовник, он же Романтик — дарит и получает любовь. Это романтичная и страстная натура, подобная Леди, героине мультфильма «Леди и Бродяга».
Бунтарь — храбро действует в тупиковых ситуациях, не боится начать всё сначала. Волк из «Ну, погоди!» — типичный Бунтарь.
Творец — любит эксперименты, изобретает что-то новое, подобно Гаечке — героине мультфильма «Чип и Дейл».
Правитель — авторитетный и ответственный лидер, как мудрый Муфаса из мультфильма «Король Лев».
Маг — меняет мир и готов меняться сам. Например, Чеширский Кот — персонаж книг и мультфильма про Алису в Стране чудес.
Мудрец, он же Философ — интеллектуал с большими знаниями и мудростью. Удав из мультфильма «38 попугаев» — яркий пример.
Шут — имеет весёлый нрав и отличное чувство юмора, любит поговорить. Например, драже M&M's Жёлтый и Красный веселятся и подшучивают друг над другом.

Архетип — не шаблон для создания персонажа, а инструмент, чтобы сделать образ живым. Можно выбрать архетип и придумать персонажа в его рамках, а можно и наоборот — сперва нащупать образ, а затем соотнести его с определённым архетипом и проработать в деталях мотивацию, страхи и слабые/отрицательные стороны. У каждого архетипа они свои. Так, Опекун может скатиться в гиперконтроль, а Правитель — проявить гордыню. Кстати, архетип правителя часто встречается среди персонажей-злодеев: мстительный Шрам из мультфильма «Король Лев», манипулятивная мисс Барашкис — скрытый злодей из анимационного фильма «Зверополис».
Персонаж может представлять собой один чистый архетип или смесь из нескольких. «Смешивать» надо аккуратно, чтобы итоговый образ не противоречил сам себе и был понятен. Тогда он привлечёт внимание аудитории и запомнится ей.

В маскоте бренда снеков Cheetos гепарде Честере смешаны несколько архетипов — Искатель, Герой и Бунтарь. Он активен, постоянно в дороге, поэтому ему всегда нужен запас того, чем можно перекусить. Его дерзкий образ находит отклик у молодёжной аудитории. Источник: Mavink

Поговорим о том, как рождается персонаж и как иллюстратору найти общий язык с клиентом, чтобы всё получилось.

Этапы создания персонажной иллюстрации

Работа над созданием персонажа проходит в четыре этапа. На каждом иллюстратор контактирует с заказчиком и согласует с ним свои действия. Важно, что браться за карандаш нужно не сразу, а только на третьем этапе, когда задача полностью ясна.

Этап 1. Бриф

В коммерческой сфере всё начинается с брифинга заказчика, когда клиент заполняет специальный документ — бриф. В нём он отвечает на вопросы о целевой аудитории, бренде и применении персонажа. Бриф помогает иллюстратору хорошо понять задачу и зафиксировать информацию в удобном и понятном формате.
Вот какими могут быть главные вопросы брифа:

1. Кто целевая аудитория (ЦА) бренда? Её гендер и возраст, география, привычки. Чем больше информации, тем проще создать понятного аудитории персонажа. Например, ЦА — молодые жительницы мегаполиса, которые учатся или работают. Увлечения: прикладное искусство, стиль, животные. Такой аудитории может полюбиться антропоморфный котик в забавном наряде, любитель чтения, прогулок, керамики, склонный высказываться о быте, отношениях и саморазвитии.
2. Какой у бренда tone of voice? Это стиль, тональность общения бренда с клиентами. Если принципы ToV клиента — дружелюбность, открытость, местами даже фамильярность, то и персонаж должен им соответствовать: быть «другом», весёлым и немного дерзким.
3. Как будут использовать персонаж? Будет ли он анимирован или напечатан для мерча? Появятся ли потом другие герои? Эти вопросы помогут представить дальнейшую «судьбу» нарисованного персонажа. Например, если известно, что персонаж анимируют, можно придать ему активную мимику, чтобы было больше сюжетов для роликов.

Этап 2. Мудборд

Когда бриф готов, иллюстратор собирает мудборд (англ. от англ. mood board — доска настроения). Это коллаж из референсов — вспомогательных изображений, которые отражают желаемый результат. Часто клиент сам прикладывает референсы, а если нет, то иллюстратор подбирает их самостоятельно и показывает клиенту. Этот этап очень важен. Если клиент утвердит мудборд, исполнитель будет понимать, какого результата от него ждут.

Этап 3. Эскизы

Тут важно не жалеть бумаги или стилуса и пробовать разные формы, силуэты, ракурсы и позы. Даже если персонажа не планируется анимировать, обязательно надо продумать его движения и позы. Пусть он сидит, стоит, бежит, летит и даже падает. Лучше сразу делать эскизы в цвете, чтобы показать, как он работает на характер и историю персонажа. Чтобы узнать, удалось ли передать характер и эмоции персонажа, можно привлечь друзей и родственников как фокус-группу. Показать им рисунки и спросить: нравится он им? Какие эмоции вызывает? Если нужно, чтобы персонаж был, скажем, наглым, а больше половины опрошенных не увидели в нём наглости, то лучше его доработать.
Клиент посмотрит эскизы и внесёт правки. Важно не пропускать этап эскизов, потому что готовую работу править сложно и долго.

Этап 4. Гайдбук

Когда правки внесены, можно зафиксировать в гайдбуке все особенности персонажа: его цветовую палитру, одежду, несколько ракурсов — анфас, профиль, три четверти. Гайдбук поможет всем участникам проекта придерживаться единого стиля. Это особенно важно для крупных компаний, где одного персонажа рисуют разные иллюстраторы.

Совет эксперта

Олеся Важенка

Если заказчик планирует в будущем выпустить мерч с персонажем, то на этапе работы полезно поместить персонажей в реальную среду. Для этого пригодится мокап (англ. mockup — макет) — шаблон реального предмета, на который можно нанести иллюстрацию и увидеть, как она будет выглядеть в контексте: на кружке, значке или постере.
Статью подготовили:
Олеся Важенка
Яндекс Практикум
Иллюстратор, автор и наставник курса «Коммерческий иллюстратор», дизайнер и креатор бренда Barking Store
Анастасия Нарышкина
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Aug 21 2024 15:53:33 GMT+0300 (Moscow Standard Time)