Иногда у менеджера маркетплейсов только одна обязанность: настроить рекламу, организовать закупки, логистику или подобрать товары. Задачи зависят от масштабов компании и количества продаваемых позиций. Некоторым бизнесам нужны продвинутые специалисты, которые знают, как масштабировать бренд, укрепить его позиционирование, повысить конверсию, организовать рекламу на сторонних площадках.
По данным компании TopMarketplace и крупнейшей платформы по поиску работы hh.ru, количество вакансий со словом «маркетплейс» в феврале 2022 года составляло 864, в июне — 2 639. На начало февраля 2023 года — 4 248.
Рассмотрим подробно, что делает менеджер маркетплейса:
● Выбирает маркетплейс и регистрирует на нём магазин;
● Оформляет страницу компании и товары;
● Делает конкурентный анализ, чтобы предлагать востребованные товары и убирать непопулярные позиции, устанавливать цены, планировать акции и скидки;
● Формирует гипотезы, как выводить товар на разные маркетплейс-площадки;
● Ищет поставщиков, договаривается о торговых предложениях и закупает товар;
● Организует доставку на склад: ведёт коммуникацию с поставщиками, контролирует логистику, решает форс-мажоры;
● Создаёт карточки с описаниями товаров;
● Настраивает и запускает рекламу;
● Отвечает на вопросы и отзывы покупателей;
● Следит за наличием и поставками товара;
● Считает юнит-экономику и анализирует продажи;
● Ведёт финансовую отчётность для компании и маркетплейса;
● Следит за обновлениями маркетплейса.
Некоторые задачи менеджеры маркетплейсов делегируют — например, создание текста и визуальное оформление карточки товара, рекламу и продвижение. В крупных компаниях они работают совместно с бухгалтером, аналитиком, маркетологом, логистом и другими специалистами. Чем больше бизнес и количество продаваемых товаров, тем больше у менеджера маркетплейсов помощников.
Менеджер по работе с маркетплейсами не занимается маркировкой и упаковкой товара, погрузочными работами, курьерской доставкой, ведением бухгалтерии и формированием отчётных документов для налоговой.
На курсе «Менеджер маркетплейсов» студенты не только знакомятся с базовыми обязанностями менеджера, но и учатся управлять существующими бизнесами на востребованных маркетплейс-площадках. Наставники помогают решать практические задачи и собирать портфолио.
Список нужных профессиональных навыков, или хардскилов, можно разделить на экономические, аналитические, редакторские и маркетинговые:
● Экономические. У менеджера должны быть знания о юнит-экономике, рынке маркетплейсов и площадках, торговых матрицах, ABC и XYZ анализах, которые помогают отслеживать спрос на товары.
● Аналитические. Не обойтись без продвинутого уровня Excel — придётся составлять много сводных таблиц и инфографики. Необязательно обладать продвинутым уровнем, базовых знаний достаточно.
Нужно уметь работать с бухгалтерскими и финансовыми сервисами, сервисами по управлению складами — 1С, SAP, Axapta, «МойСклад» и дополнительными системами аналитики товаров MPSTATS.
Полезно развивать навык стратегического мышления. Менеджер маркетплейсов всегда мыслит наперёд, умеет делать прогнозы и тестировать гипотезы.
● Маркетинговые. Чтобы контролировать продажи и продвижение в интернете, нужны навыки работы с рекламными кабинетами маркетплейсов и запуском рекламных кампаний.
● Редакторские. Менеджер маркетплейсов должен уметь писать продающие тексты, знать основы SEO-анализа, уметь работать в Figma или Adobe Photoshop.
Главные гибкие навыки, или софтскилы, которые должны быть у менеджера маркетплейсов, — это стрессоустойчивость и клиентоориентированность. В его работе много коммуникации: с поставщиками, потребителями, бизнесменами, подрядчиками на аутсорсе. И со всеми нужно находить взаимопонимание.
Сильный тайм-менеджмент пригодится, чтобы уметь организовать не только свою работу, но и работу подчинённых. У менеджера маркетплейсов должны быть такие качества, как адаптивность, гибкость и толерантность к быстро меняющимся условиям рынка.
Некоторые гибкие навыки менеджера маркетплейсов становятся профессиональными, например, умение работать с большим количеством информации. В магазинах могут быть тысячи товаров и SKU, или артикулов товарной единицы, их нужно уметь структурировать, загружать на маркетплейс и анализировать продажи.
Плюсы
✅ Востребованная профессия. Рынок активно растёт и развивается, как и потребительские запросы. У бизнеса есть потребность в квалифицированных специалистах, которые помогут увеличить продажи.
✅ Карьерные перспективы. Профессия сочетает в себе несколько направлений: продажи, закупки, маркетинг и предпринимательство. Поэтому в ней всегда есть возможности для развития.
✅ Быстрое освоение профессии. Несколько месяцев курсов — и можно приступать к работе. Обучение требует практики, опыт придёт только после решения реальных задач.
✅ Возможность работать удалённо. Большая часть вакансий, особенно для начинающих специалистов, ориентирована на удалённую работу. Зарплата штатного и внештатного сотрудника почти не отличается.
Минусы
❌ Большой объём задач. Менеджер постоянно работает с потоком информации и учится управлять данными из разных профессиональных сфер.
❌ Ненормированный график работы. Рабочий день обычно не укладывается строго в 8 часов. И чем выше должность менеджера маркетплейса, тем больше времени сотрудник тратит на работу.
❌ Много рутины. В работе менеджера есть место творчеству и креативу, но большая часть времени уходит на подготовку отчётов, создание карточек товаров и контроль продаж.
❌ Высокая конкуренция на рынке. Менеджеры быстро перенимают практики продвижения друг у друга. Нужно постоянно искать и тестировать новые гипотезы, жизненный цикл которых иногда укладывается всего в несколько дней.
Как и любая IT-специальность, профессия менеджера маркетплейсов делится на несколько уровней: джун, мидл и сеньор.
Зарплата зависит от специфики компании, должностных обязанностей, графика работы. В некоторых компаниях она формируется из оклада и бонуса, или процента от продаж — это стандартная система для менеджера по продажам.
Джуны выполняют базовые задачи: заполняют карточки товаров, запрашивают торговые предложения у поставщиков, контролируют поставки на склад.
Средняя зарплата: 30 000 — 60 000 рублей.
Средняя зарплата: 60 000 — 110 000 рублей.
Средняя зарплата: 110 000 — 300 000 рублей.
Для начала можно изучить базы знаний, которые предлагают сами маркетплейсы. Они дадут первичное представление о работе и познакомят с торговой площадкой. Но эти материалы не дают практики, только теорию. В работе менеджера именно решение реальных торговых задач играет ключевое значение.
Поэтому, для того чтобы стать профессиональным менеджером маркетплейсов, после изучения общей информации, нужно выбрать курс. На что важно обратить внимание:
● Содержание программы и доля практики в учебном процессе. Практика во время обучения профессии менеджер маркетплейсов в приоритете. Только так можно освоить особенности и алгоритм онлайн-продаж.
● Количество отведённого времени на обучение и то, насколько оно совпадает с личным свободным временем. Это не академическая дисциплина, на обучение которой тратятся годы. Спустя несколько месяцев учёбы можно откликаться на позиции ассистентов и начинающих менеджеров.
● Экспертность наставников. Хорошо, если преподаватели курса — практикующие специалисты, которые знают об актуальных обновлениях маркетплейсов и могут поделиться профессиональными секретами.
● Сертификат после прохождения курса и лицензия компании на ведение образовательной деятельности. Эти документы подтверждают квалификацию специалиста. Благодаря им быстрее приходит ответ с отклика на вакансию.
● Отзывы о курсе или отзывы с похожих дисциплин, если курс новый и запускается впервые. Отзывы дают представление о качестве учебного материала, экспертности наставников и профессиональных перспективах после прохождения курса.
Переход из смежных направлений тоже возможен. У таких студентов будут преимущества в освоении профессии. Например, у редактора или контент-менеджера уйдёт меньше времени, чтобы научиться писать карточки товаров и оформлять рекламные материалы; бухгалтер уже знаком с ведением отчётности и работе в Excel и 1C; маркетолог знает основные механики продвижения товаров, создания креативов и запуска рекламных кампаний. Им нужно только больше узнать про специфику работы маркетплейсов, адаптировать знания для площадки и получить новые, из других областей.
Курсы по работе с маркетплейсами могут быть полезны предпринимателям и интернет-маркетологам, которые решили масштабироваться и выходить на новые площадки продвижения. Прежде чем нанимать для этого менеджера, собственник бизнеса должен разобраться, в чём суть работы такого специалиста.
Юлия Лазарева
Ниша электронной торговли — одна из перспективных сейчас. Каждый месяц на Ozon растёт количество новых продавцов, которым нужны менеджеры для развития их бизнеса. Главный совет — не бойтесь осваивать новую профессию. Работать менеджером маркетплейсов сложно, но интересно. Профессия сочетает в себе творчество и аналитику. На этой должности лучше всего чувствуется работа с физическим миром и реальной экономикой. Приятно осознавать, что делаешь заметными товары, которые сделают жизнь людей проще и комфортнее.
Статью подготовили:
Читать также: