Маркетинг  •  10 февраля  2023  •  5 мин чтения

Будущее продаж: кто такой менеджер маркетплейсов и чем он занимается

Менеджер маркетплейсов — профессия на стыке предпринимательства, продаж, закупок и маркетинга. Разбираемся, чем занимаются эти специалисты и как стать одним из них.

Кто такой менеджер маркетплейсов

Менеджер маркетплейсов отвечает за результат работы компании на маркетплейсе: анализирует нишу, общается с поставщиками, подбирает ассортимент, создаёт карточки товаров, организует отгрузку и доставку товаров до потребителей. Такой менеджер работает на маркетплейс-площадках типа Ozon, Wildberries, AliExpress, Яндекс Маркет или Lamoda.

Иногда у менеджера маркетплейсов только одна обязанность: настроить рекламу, организовать закупки, логистику или подобрать товары. Задачи зависят от масштабов компании и количества продаваемых позиций. Некоторым бизнесам нужны продвинутые специалисты, которые знают, как масштабировать бренд, укрепить его позиционирование, повысить конверсию, организовать рекламу на сторонних площадках.

По данным компании TopMarketplace и крупнейшей платформы по поиску работы hh.ru, количество вакансий со словом «маркетплейс» в феврале 2022 года составляло 864, в июне — 2 639. На начало февраля 2023 года — 4 248.

Спрос на менеджеров маркетплейсов продолжает стремительно расти. На 2023 год прогнозируется продолжение этой тенденции

Чем занимаются специалисты

Менеджер маркетплейсов — это почти предприниматель, потому что в его обязанности входит ведение полного цикла продаж, начиная от поиска, позиционирования, размещения товара на площадке, рекламы и заканчивая продажей и аналитикой.
Маркетплейс-менеджер следит за циклом продаж, анализирует результаты за прошлые периоды и разрабатывает новые решения, чтобы повысить эффективность работы и увеличить прибыль

Рассмотрим подробно, что делает менеджер маркетплейса:

● Выбирает маркетплейс и регистрирует на нём магазин;

● Оформляет страницу компании и товары;

● Делает конкурентный анализ, чтобы предлагать востребованные товары и убирать непопулярные позиции, устанавливать цены, планировать акции и скидки;

● Формирует гипотезы, как выводить товар на разные маркетплейс-площадки;

● Ищет поставщиков, договаривается о торговых предложениях и закупает товар;

● Организует доставку на склад: ведёт коммуникацию с поставщиками, контролирует логистику, решает форс-мажоры;

● Создаёт карточки с описаниями товаров;

● Настраивает и запускает рекламу;

● Отвечает на вопросы и отзывы покупателей;

● Следит за наличием и поставками товара;

● Считает юнит-экономику и анализирует продажи;

● Ведёт финансовую отчётность для компании и маркетплейса;

● Следит за обновлениями маркетплейса.

Некоторые задачи менеджеры маркетплейсов делегируют — например, создание текста и визуальное оформление карточки товара, рекламу и продвижение. В крупных компаниях они работают совместно с бухгалтером, аналитиком, маркетологом, логистом и другими специалистами. Чем больше бизнес и количество продаваемых товаров, тем больше у менеджера маркетплейсов помощников.

Менеджер по работе с маркетплейсами не занимается маркировкой и упаковкой товара, погрузочными работами, курьерской доставкой, ведением бухгалтерии и формированием отчётных документов для налоговой.

На курсе «Менеджер маркетплейсов» студенты не только знакомятся с базовыми обязанностями менеджера, но и учатся управлять существующими бизнесами на востребованных маркетплейс-площадках. Наставники помогают решать практические задачи и собирать портфолио.

Управляйте показателями бизнеса на маркетплейсе
Научитесь делать заметными товары, которые делают жизнь людей проще. Начните с бесплатной вводной части курса «Менеджер маркетплейсов».

Что должен знать и уметь менеджер по работе с маркетплейсами

Список нужных профессиональных навыков, или хардскилов, можно разделить на экономические, аналитические, редакторские и маркетинговые:

Экономические. У менеджера должны быть знания о юнит-экономике, рынке маркетплейсов и площадках, торговых матрицах, ABC и XYZ анализах, которые помогают отслеживать спрос на товары.

Аналитические. Не обойтись без продвинутого уровня Excel — придётся составлять много сводных таблиц и инфографики. Необязательно обладать продвинутым уровнем, базовых знаний достаточно.

Нужно уметь работать с бухгалтерскими и финансовыми сервисами, сервисами по управлению складами — 1С, SAP, Axapta, «МойСклад» и дополнительными системами аналитики товаров MPSTATS.

Полезно развивать навык стратегического мышления. Менеджер маркетплейсов всегда мыслит наперёд, умеет делать прогнозы и тестировать гипотезы.

Маркетинговые. Чтобы контролировать продажи и продвижение в интернете, нужны навыки работы с рекламными кабинетами маркетплейсов и запуском рекламных кампаний.

Редакторские. Менеджер маркетплейсов должен уметь писать продающие тексты, знать основы SEO-анализа, уметь работать в Figma или Adobe Photoshop.

Главные гибкие навыки, или софтскилы, которые должны быть у менеджера маркетплейсов, — это стрессоустойчивость и клиентоориентированность. В его работе много коммуникации: с поставщиками, потребителями, бизнесменами, подрядчиками на аутсорсе. И со всеми нужно находить взаимопонимание.

Сильный тайм-менеджмент пригодится, чтобы уметь организовать не только свою работу, но и работу подчинённых. У менеджера маркетплейсов должны быть такие качества, как адаптивность, гибкость и толерантность к быстро меняющимся условиям рынка.

Некоторые гибкие навыки менеджера маркетплейсов становятся профессиональными, например, умение работать с большим количеством информации. В магазинах могут быть тысячи товаров и SKU, или артикулов товарной единицы, их нужно уметь структурировать, загружать на маркетплейс и анализировать продажи.

Плюсы и минусы профессии

Прежде чем принимать решение, стать ли менеджером маркетплейсов, стоит оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы

Востребованная профессия. Рынок активно растёт и развивается, как и потребительские запросы. У бизнеса есть потребность в квалифицированных специалистах, которые помогут увеличить продажи.

Карьерные перспективы. Профессия сочетает в себе несколько направлений: продажи, закупки, маркетинг и предпринимательство. Поэтому в ней всегда есть возможности для развития.

Быстрое освоение профессии. Несколько месяцев курсов — и можно приступать к работе. Обучение требует практики, опыт придёт только после решения реальных задач.

Возможность работать удалённо. Большая часть вакансий, особенно для начинающих специалистов, ориентирована на удалённую работу. Зарплата штатного и внештатного сотрудника почти не отличается.

Минусы

Большой объём задач. Менеджер постоянно работает с потоком информации и учится управлять данными из разных профессиональных сфер.

Ненормированный график работы. Рабочий день обычно не укладывается строго в 8 часов. И чем выше должность менеджера маркетплейса, тем больше времени сотрудник тратит на работу.

Много рутины. В работе менеджера есть место творчеству и креативу, но большая часть времени уходит на подготовку отчётов, создание карточек товаров и контроль продаж.

Высокая конкуренция на рынке. Менеджеры быстро перенимают практики продвижения друг у друга. Нужно постоянно искать и тестировать новые гипотезы, жизненный цикл которых иногда укладывается всего в несколько дней.

Большой объём задач, принятие решений и работа с крупными суммами денег требуют от менеджера маркетплейсов быть ответственным и надёжным. Преимущество это или недостаток, зависит от амбиций и целей конкретного человека. Кто-то работает постоянно и получает от этого удовольствие, а кто-то хочет соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Сколько зарабатывают менеджеры по маркетплейсам

Как и любая IT-специальность, профессия менеджера маркетплейсов делится на несколько уровней: джун, мидл и сеньор.

Зарплата зависит от специфики компании, должностных обязанностей, графика работы. В некоторых компаниях она формируется из оклада и бонуса, или процента от продаж — это стандартная система для менеджера по продажам.

Джуны выполняют базовые задачи: заполняют карточки товаров, запрашивают торговые предложения у поставщиков, контролируют поставки на склад.

Средняя зарплата: 30 000 — 60 000 рублей.

От джунов требуются хорошо развитые редакторские навыки. Часто работа ограничивается визуальным оформлением товаров на маркетплейсе. Источник: HeadHunter, февраль 2023 года
Мидлы организуют полный цикл закупки, начиная от поиска поставщика и заканчивая оформлением и доставкой товара потребителю. Они работают с самой площадкой маркетплейса: регистрируют компанию, создают карточки товаров, настраивают рекламные кампании, модерируют отзывы, отслеживают заказы, поставки и продажи. Продвинутые специалисты должны хорошо владеть сервисами аналитики. Обычно у них опыт работы около 1,5 лет и успешные кейсы в портфолио.

Средняя зарплата: 60 000 — 110 000 рублей.

У мидлов в приоритете работа с платформой маркетплейса, мониторинг рынка, оформление и доставка заказов. Источник: HeadHunter, февраль 2023 года
Сеньоры хорошо знают маркетплейсы и другие площадки продвижения, умеют привлекать для решения задач дополнительные инструменты, разбираются в маркетинге, управлении командой и продвинутой аналитике, конкурентном анализе, аналитике рекламных кампаний. Менеджер уровня сеньор силён в составлении стратегий, тестировании гипотез, прогнозировании продаж и руководстве отделом.

Средняя зарплата: 110 000 — 300 000 рублей.

Для сеньоров акцент делается на менеджменте и углублённой аналитике. Источник: HeadHunter, февраль 2023 года

Перспективы карьерного роста

Карьерный рост зависит от способностей и желаний. В среднем за 3–5 лет реально выйти на позицию сеньор специалиста. Можно дорасти до руководителя отдела или направления, совмещать эту должность с должностью директора по маркетингу, быть заместителем директора по трейд-маркетингу и другие варианты. Точки роста менеджера маркетплейсов зависят от специфики и масштабов компании.
Так как профессия маркетплейс-менеджера стоит на стыке закупок, продаж, маркетинга, аналитики, всегда найдётся направление топ-менеджмента, в котором можно расти

Как стать менеджером по работе с маркетплейсами

Для начала можно изучить базы знаний, которые предлагают сами маркетплейсы. Они дадут первичное представление о работе и познакомят с торговой площадкой. Но эти материалы не дают практики, только теорию. В работе менеджера именно решение реальных торговых задач играет ключевое значение.

Поэтому, для того чтобы стать профессиональным менеджером маркетплейсов, после изучения общей информации, нужно выбрать курс. На что важно обратить внимание:

Содержание программы и доля практики в учебном процессе. Практика во время обучения профессии менеджер маркетплейсов в приоритете. Только так можно освоить особенности и алгоритм онлайн-продаж.

Количество отведённого времени на обучение и то, насколько оно совпадает с личным свободным временем. Это не академическая дисциплина, на обучение которой тратятся годы. Спустя несколько месяцев учёбы можно откликаться на позиции ассистентов и начинающих менеджеров.

Экспертность наставников. Хорошо, если преподаватели курса — практикующие специалисты, которые знают об актуальных обновлениях маркетплейсов и могут поделиться профессиональными секретами.

Сертификат после прохождения курса и лицензия компании на ведение образовательной деятельности. Эти документы подтверждают квалификацию специалиста. Благодаря им быстрее приходит ответ с отклика на вакансию.

Отзывы о курсе или отзывы с похожих дисциплин, если курс новый и запускается впервые. Отзывы дают представление о качестве учебного материала, экспертности наставников и профессиональных перспективах после прохождения курса.

Ограничений для освоения профессии менеджера маркетплейсов нет. Но нужно быть готовым к тому, что это непростая работа, которая потребует времени, усилий и высокой концентрации внимания во время обучения.

Переход из смежных направлений тоже возможен. У таких студентов будут преимущества в освоении профессии. Например, у редактора или контент-менеджера уйдёт меньше времени, чтобы научиться писать карточки товаров и оформлять рекламные материалы; бухгалтер уже знаком с ведением отчётности и работе в Excel и 1C; маркетолог знает основные механики продвижения товаров, создания креативов и запуска рекламных кампаний. Им нужно только больше узнать про специфику работы маркетплейсов, адаптировать знания для площадки и получить новые, из других областей.

Курсы по работе с маркетплейсами могут быть полезны предпринимателям и интернет-маркетологам, которые решили масштабироваться и выходить на новые площадки продвижения. Прежде чем нанимать для этого менеджера, собственник бизнеса должен разобраться, в чём суть работы такого специалиста.

Совет эксперта

Юлия Лазарева
Ниша электронной торговли — одна из перспективных сейчас. Каждый месяц на Ozon растёт количество новых продавцов, которым нужны менеджеры для развития их бизнеса. Главный совет — не бойтесь осваивать новую профессию. Работать менеджером маркетплейсов сложно, но интересно. Профессия сочетает в себе творчество и аналитику. На этой должности лучше всего чувствуется работа с физическим миром и реальной экономикой. Приятно осознавать, что делаешь заметными товары, которые сделают жизнь людей проще и комфортнее.

Статью подготовили:

Юлия Лазарева
Яндекс Практикум
Наставник на курсе
«Трафик-менеджер», директор по развитию бизнеса Ozon
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Знакомство с IT: Бесплатный гид Практикума по профессиям
Fri Dec 08 2023 13:37:57 GMT+0300 (Moscow Standard Time)