Иногда у менеджера маркетплейсов только одна обязанность: настроить рекламу, организовать закупки, логистику или подобрать товары. Задачи зависят от масштабов компании и количества продаваемых позиций. Некоторым бизнесам нужны продвинутые специалисты, которые знают, как масштабировать бренд, укрепить его позиционирование, повысить конверсию, организовать рекламу на сторонних площадках.
Рассмотрим подробно, что делает менеджер маркетплейса:
● Выбирает маркетплейс и регистрирует на нём магазин;
● Оформляет страницу компании и товары;
● Делает конкурентный анализ, чтобы предлагать востребованные товары и убирать непопулярные позиции, устанавливать цены, планировать акции и скидки;
● Формирует гипотезы, как выводить товар на разные маркетплейс-площадки;
● Ищет поставщиков, договаривается о торговых предложениях и закупает товар;
● Организует доставку на склад: ведёт коммуникацию с поставщиками, контролирует логистику, решает форс-мажоры;
● Создаёт карточки с описаниями товаров;
● Настраивает и запускает рекламу;
● Отвечает на вопросы и отзывы покупателей;
● Следит за наличием и поставками товара;
● Считает юнит-экономику и анализирует продажи;
● Ведёт финансовую отчётность для компании и маркетплейса;
● Следит за обновлениями маркетплейса.
Некоторые задачи менеджеры маркетплейсов делегируют — например, создание текста и визуальное оформление карточки товара, рекламу и продвижение. В крупных компаниях они работают совместно с бухгалтером, аналитиком, маркетологом, логистом и другими специалистами. Чем больше бизнес и количество продаваемых товаров, тем больше у менеджера маркетплейсов помощников.
Менеджер по работе с маркетплейсами не занимается маркировкой и упаковкой товара, погрузочными работами, курьерской доставкой, ведением бухгалтерии и формированием отчётных документов для налоговой.
Как и любая IT-специальность, профессия менеджера маркетплейсов делится на несколько уровней: джун, мидл и сеньор.
Зарплата зависит от специфики компании, должностных обязанностей, графика работы. В некоторых компаниях она формируется из оклада и бонуса, или процента от продаж — это стандартная система для менеджера по продажам.
Джуны выполняют базовые задачи: заполняют карточки товаров, запрашивают торговые предложения у поставщиков, контролируют поставки на склад.
Начинающий менеджер маркетплейсов зарабатывает от 50 тыс. рублей. Источник
Джунам требуются хорошо развитые редакторские навыки. Часто работа ограничивается визуальным оформлением товаров и ведением отчётности. Источник
Менеджер маркетплейсов уровня мидл может рассчитывать на зарплату от 100 тыс. рублей. Источник
У мидлов в приоритете работа с платформой маркетплейса, мониторинг рынка, оформление и доставка заказов. Источник
Менеджеру маркетплейсов уровня сеньор предлагают зарплату от 150 тыс. рублей. Источник
Для сеньоров акцент делается на менеджменте и углублённой аналитике. Источник
Для начала можно изучить базы знаний, которые предлагают сами маркетплейсы. Они дадут первичное представление о работе и познакомят с торговой площадкой. Но эти материалы не дают практики, только теорию. В работе менеджера именно решение реальных торговых задач играет ключевое значение.
Поэтому, для того чтобы стать профессиональным менеджером маркетплейсов, после изучения общей информации, нужно выбрать курс. На что важно обратить внимание:
● Содержание программы и доля практики в учебном процессе. Практика во время обучения профессии менеджер маркетплейсов в приоритете. Только так можно освоить особенности и алгоритм онлайн-продаж.
● Количество отведённого времени на обучение и то, насколько оно совпадает с личным свободным временем. Это не академическая дисциплина, на обучение которой тратятся годы. Спустя несколько месяцев учёбы можно откликаться на позиции ассистентов и начинающих менеджеров.
● Экспертность наставников. Хорошо, если преподаватели курса — практикующие специалисты, которые знают об актуальных обновлениях маркетплейсов и могут поделиться профессиональными секретами.
● Сертификат после прохождения курса и лицензия компании на ведение образовательной деятельности. Эти документы подтверждают квалификацию специалиста. Благодаря им быстрее приходит ответ с отклика на вакансию.
● Отзывы о курсе или отзывы с похожих дисциплин, если курс новый и запускается впервые. Отзывы дают представление о качестве учебного материала, экспертности наставников и профессиональных перспективах после прохождения курса.
Переход из смежных направлений тоже возможен. У таких студентов будут преимущества в освоении профессии. Например, у редактора или контент-менеджера уйдёт меньше времени, чтобы научиться писать карточки товаров и оформлять рекламные материалы; бухгалтер уже знаком с ведением отчётности и работе в Excel и 1C; маркетолог знает основные механики продвижения товаров, создания креативов и запуска рекламных кампаний. Им нужно только больше узнать про специфику работы маркетплейсов, адаптировать знания для площадки и получить новые, из других областей.
Курсы по работе с маркетплейсами могут быть полезны предпринимателям и интернет-маркетологам, которые решили масштабироваться и выходить на новые площадки продвижения. Прежде чем нанимать для этого менеджера, собственник бизнеса должен разобраться, в чём суть работы такого специалиста.
Юлия Лазарева
Ниша электронной торговли — одна из перспективных сейчас. Каждый месяц на Ozon растёт количество новых продавцов, которым нужны менеджеры для развития их бизнеса. Главный совет — не бойтесь осваивать новую профессию. Работать менеджером маркетплейсов сложно, но интересно. Профессия сочетает в себе творчество и аналитику. На этой должности лучше всего чувствуется работа с физическим миром и реальной экономикой. Приятно осознавать, что делаешь заметными товары, которые сделают жизнь людей проще и комфортнее.
Читать также: