Маркетинг • 10 апреля 2025 • 5 мин чтения

Рекламная кампания: определение, виды, этапы, частые ошибки

Рассказываем, как правильно запустить рекламную кампанию и не потратить бюджет впустую.

Что такое рекламная кампания

Рекламная кампания (РК) — это комплекс мероприятий по привлечению внимания целевой аудитории к объекту продвижения: продукту, услуге или бренду. Цели рекламной кампании могут быть разными: например, продать товар или услугу, повысить узнаваемость бренда или лояльность к нему, привлечь новых клиентов или удержать старых.

Рекламные кампании могут проводиться офлайн и онлайн. Например, в рекламную кампанию офлайн могут входить баннеры, листовки, реклама на радио и телевидении. В рекламную кампанию онлайн — таргетинг, контекстная реклама, email-рассылки и т. д. Мы будем говорить про рекламные кампании в интернете. В них могут одновременно применяться несколько видов рекламы. Вот некоторые из них.

Контекстная реклама — это объявления, которые показываются пользователям на основе их интересов в данный момент. Например, если в поиске браузера ввести запрос «купить шубу», на первых позициях будут рекламные объявления магазинов, где продаются шубы.

Пример контекстной рекламы по запросу «купить шубу»

Таргетированная реклама — реклама, которая нацелена на пользователей с установленными характеристиками (геолокация, интересы, возраст и пол). Например, продукт, ориентированный на школьников, можно показывать их родителям на основе указанных данных в соцсетях: наличия детей и их возраста.

Пример таргетированной рекламы, которая отобразилась в ленте во «ВКонтакте»

Email-маркетинг — продвижение с помощью рассылок на электронную почту. Например, компания может отправить письмо с информацией о новинках, напомнить о товаре в корзине или сообщить о предстоящих скидках.

Пример email-маркетинга от различных брендов

Запускать рекламные кампании и управлять ими учат на курсе «Интернет-маркетолог». За семь месяцев студенты научатся настраивать рекламу во «ВКонтакте», в Яндекс Директе, Telegram Ads и т. д. После завершения курса выпускники получат диплом о профессиональной переподготовке.

Основные виды рекламных кампаний

Единой классификации рекламных кампаний нет, поэтому в интернете можно встретить разные способы группировки РК: например, по длительности, по объекту, по целевой аудитории, по географии и т. д. Мы расскажем про некоторые из них.

По длительности. Кампании делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К краткосрочным относят кампании со сроком около 30 дней. Обычно они проводятся для рекламы акций, приглашения на вебинары и т. д. Среднесрочные кампании могут длиться месяцами. Долгосрочные — год и больше.

По объекту. Кампании делятся на продуктовые, имиджевые и торговые. Продуктовая рекламная кампания направлена на продвижение или продажу продукта. Имиджевая — на повышение узнаваемости бренда и лояльности к нему. Торговая — на рекламу торговых точек.

По аудитории. Рекламные кампании можно сегментировать по аудитории. Например, услуги брокера можно рекламировать опытным инвесторам, людям без брокерского счёта или тем, у кого уже есть брокерский счёт, но кто ещё не начинал им пользоваться.

По географии. Рекламные кампании можно направлять на города, области, регионы и страны. Например, интернет-магазины не привязаны к месту жительства покупателей.

Помимо перечисленных видов, рекламные кампании могут делить по количеству инструментов. Это происходит в случаях, когда задействованы сразу несколько каналов продвижения: соцсети, поисковые системы, блогеры и т. д.

Этапы планирования и реализации рекламной кампании

Рекламная кампания — это многоэтапный процесс. В него входят подготовка, реализация и корректировка. Всего этапов восемь.

1. Определение целей кампании. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени. Например, цель — увеличить продажи на 20% за 3 месяца. Цели могут быть разными: повысить узнаваемость бренда, увеличить продажи, привлечь новых клиентов, улучшить имидж компании и т. д.

2. Исследование целевой аудитории. Информация должна содержать демографические, психографические, географические и поведенческие характеристики аудитории. Это нужно для настройки рекламы, чтобы она была направлена на нужных людей.

3. Анализ конкурентов. По конкурентам можно узнать, какой формат и канал для рекламы сработает. Например, по результату анализа можно увидеть, какие каналы продвижения используются в вашей нише больше всего, а какие не работают совсем. Так косвенно можно оценить эффективность каналов и не тратить рекламные деньги впустую.

4. Разработка креативной концепции и рекламных материалов. В любой рекламной кампании должно быть основное сообщение, которое будет резонировать с аудиторией. Также нужно определиться с форматами рекламы: текстовые объявления, баннеры, видео и т. д.

5. Выбор каналов распространения. Этап можно выполнить во время анализа конкурентов. Нужно определить, какие каналы будут задействованы в рамках кампании: социальные сети, поисковые системы, email-маркетинг и т. д.

6. Запуск рекламной кампании. Настройка и запуск рекламной кампании происходят в рекламных кабинетах площадок. Например, рекламные кабинеты есть во «ВКонтакте», в Telegram, в «Одноклассниках» и т. д.

7. Оценка эффективности. Эффективность измеряется с помощью показателей: например, CTR, конверсии, ROI и т. д. Затем результаты сравнивают с целями РК и анализируют.

8. Корректировка стратегии кампании. Полученные результаты кампании покажут, какие каналы, инструменты, способы продвижения эффективны, а какие нет. На основе анализа результатов вносятся изменения в стратегию.

Сбор данных по рекламной кампании, анализ результатов и прогнозы вносятся в отчёты. В каждом случае отчёт может выглядеть по-разному: таблица, диаграмма, графики и т. д.

Типичные ошибки в рекламных кампаниях

Рекламные кампании построены на гипотезах. Поэтому чаще всего ошибок не избежать. Но есть ошибки, которые можно предотвратить. Расскажем про некоторые из них.


Частые ошибки в рекламных кампаниях

Неправильное определение целевой аудитории


Попытка охватить слишком много людей и непонимание их истинных потребностей могут привести к неэффективному расходованию бюджета

Неясные или неопределённые цели
Размытость целей затрудняет оценку успеха кампании, а попытка одновременно решить несколько задач может снизить эффективность рекламной кампании
Неправильный выбор каналов распространения
Кампания в каналах без учёта привычек аудитории может привести к превышению бюджета
Слабое креативное сообщение
Реклама может быть неэффективной, если она не выделяется на фоне конкурентов, подаётся на сложном для аудитории языке
Неправильное использование бюджета
Отсутствие контроля за расходами может привести к превышению бюджета
Отсутствие тестирования и оптимизации
Без тестирования рекламных форматов возможен перерасход бюджета

Как избежать ошибок и повысить эффективность рекламной кампании

Рекламная кампания требует планирования и анализа. Первым шагом будет определение целей. Необходимо знать, чего именно вы хотите достичь: увеличить продажи, повысить узнаваемость бренда или привлечь новых клиентов.

Используйте аналитические инструменты для сбора данных о демографических характеристиках, интересах и привычках ваших потенциальных клиентов. Это позволит создать более персонализированные сообщения и выбрать подходящие каналы для размещения рекламы. Чем лучше понимание аудитории, тем более релевантным будет предложение. Рекламное сообщение должно выделяться на фоне конкурентов. Используйте разные форматы контента: текст, изображения, видео. Важно, чтобы сообщение было простым, понятным и вызывало положительные эмоции.

Узнайте, где ваша целевая аудитория проводит время: в социальных сетях, на специализированных форумах, в поисковых системах или на других платформах. Разные каналы могут иметь разные уровни эффективности в зависимости от ниши и характеристик аудитории.

Кроме того, важно учитывать сезонные факторы и тренды. Рынок постоянно меняется, и то, что работало ранее, может не сработать сейчас. Следите за актуальными событиями и изменениями в поведении потребителей, чтобы адаптировать свои рекламные стратегии.

Статью подготовили:
Валентина Бокова
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
Thu Apr 10 2025 20:26:58 GMT+0300 (Moscow Standard Time)