Карьера  •  29 августа 2022  •  5 мин чтения

Как развитие гибких навыков влияет на карьеру

Без навыков коммуникации не обойтись даже разработчику, который больше времени проводит с кодом, чем с людьми. Даём перечень важных софтскилов и советы, как их развивать.
Бесплатный тест на профориентацию

Тестирование разработано специалистами в области образования. Вы получите подробный анализ ответов: как и с чем вам больше нравится работать, какие области и профессия вам подойдет.

Какие бывают навыки

Навыки делят на мягкие (англ. soft skills) и жёсткие (англ. hard skills). Ко вторым относятся конкретные профессиональные компетенции: программирование, редактирование текстов, тестирование мобильных приложений.

К мягким навыкам (англ. soft skills) относятся социально-психологические: коммуникабельность и эмпатия, критическое мышление, умение работать в команде. Их ещё называют софтскилами.

Ни один из гибких навыков не относится к конкретной профессии, но именно они помогают быстрее адаптироваться специалистам, которые не раз меняют род деятельности. Развивать софтскилы — значит, помогать себе выживать в ритме рабочих проектов, личных и карьерных задач.

Материал по теме:
Работа в digital с нуля: где получить нужные навыки

Кому и зачем нужны гибкие навыки

Гибкие профессиональные навыки помогают специалисту взаимодействовать с коллегами в рабочих ситуациях и быстрее находить взаимопонимание в команде. Например, продакт-менеджерам важно уметь презентовать решения руководству, а разработчикам — давать конструктивную обратную связь.

Один из важных софтскилов для любого специалиста — умение работать над ошибками: признавать их, анализировать и предлагать варианты решений. Например, маркетолог согласовал рекламную публикацию у блогера, но в последний момент она вышла в изменённом виде и её отказываются удалять.

Чтобы разрешить конфликт, маркетологу сначала нужно разобраться, почему так произошло: возможно, копирайтер решил внести правки и финальный текст отправил сразу на размещение. Затем прийти к руководителю с конкретным планом действий. Например, предложить внести в договор с блогерами пункт с детальными условиями сотрудничества и написать инструкцию копирайтерам, чтобы они согласовывали финальные тексты с маркетологом.

Умение проходить собеседования — это тоже софтскил. Например, на интервью с рекрутером нужно рассказать о своих компетенциях. Для этого специалист по таргетированной рекламе должен презентовать свой кейс с показателями удачной рекламной кампании, а дизайнер — показать последние созданные сайты и рассказать, какие задачи решались с помощью дизайна.

Примеры гибких навыков

Помимо опыта работы рекрутеры всегда смотрят на личные качества соискателя. Гибким навыкам не учат в школе и вузе, поэтому их нужно развивать самостоятельно.

Можно выделить четыре основные группы софтскилов:

1. Навыки коммуникации: вербальная и письменная коммуникация, сторителлинг, публичные выступления, проведение презентаций, интервьюирование.

2. Лидерские навыки: управление командой, умение сплотить коллектив, разрешение конфликтов, делегирование, наставничество, стратегическое мышление.

3. Креативные навыки: дивергентное мышление, изобретательское решение задач, насмотренность, латеральное мышление.

4. Личностные навыки: эмоциональный интеллект, эмпатия, критическое мышление, быстрая обучаемость, самоорганизация и тайм-менеджмент.

Разберём на примерах, кому и когда нужны софтскилы.

Пример
В нижегородской компании по установке пластиковых окон менеджеру поручают увеличить продажи через сайт. Для этого сотрудник решает изменить структуру сайта: сделать его понятнее, чтобы клиенты оставляли больше заявок. Обсуждает концепцию с дизайнером и через неделю на планёрке презентует обновлённый сайт. Проходит месяц, но продажи не растут.

Проблема
Руководитель раздражён, задача не выполнена, менеджеру, которому её поручили, грозит штраф.

Какие софтскилы помогут в решении ситуации: рефлексия и анализ.

В компании нет CRM-системы, а значит, данные, откуда пришли клиенты, нигде не хранятся. Чтобы сделать заказ, люди звонят по объявлению, а договор подписывают на месте со специалистами, которые выезжают на замеры. Сколько денег приносят заявки с сайта, никто не считает.

Чем поможет рефлексия: составить понимание задачи, прежде чем выполнять её. Убедиться, что результат проделанной работы можно измерить в конкретных цифрах. Благодаря пониманию задачи станет очевидно, что решать её нужно с помощью установки CRM-системы, а не дизайна сайта.

Пример
Анна занимается разработкой онлайн-курсов, её задача — сделать так, чтобы компания тратила меньше денег на привлечение клиентов. В идеале — добиться того, чтобы ученик переходил с одного курса на следующий и рекомендовал их друзьям и коллегам.

До старта работы методологом Анна писала тексты для соцсетей, писем и продающих рассылок. Поэтому коллеги часто просят её что-то подхватить, если нынешний копирайтер не успевает или пишет поверхностно, не вникая в суть задачи.

Проблема
Из-за большой загрузки Анна работает поздними вечерами, ночами и иногда в выходные.

Какие софтскилы помогут в решении ситуации: самоорганизация, умение управлять временем и задачами.

Когда Анна решила назначить встречу с руководителем и разобраться, что идёт не так, то выяснилось, что даже ему трудно найти свободное окно в её календаре.

Они проанализировали список последних выполненных задач. Выяснилось, что Анна писала тексты рекламных рассылок, составляла таблицу с блогерами, подходящими для сотрудничества, утверждала макеты иллюстраций для соцсетей и курировала встречу с техподдержкой. На своих прямых целях она не фокусировалась, а одну из задач вообще забыла записать: потеряла в переписках.

Руководитель предложил пересмотреть приоритеты в работе и сказал, что обсудит ситуацию с продакт-менеджером, чтобы задачи отдела маркетинга не делегировали Анне.

Как определить уровень мягких навыков

Как определить уровень мягких навыков
Оценивать свой уровень софтскилов можно по пятибалльной шкале
Упражнение 1. Фиксировать все задачи в течение недели
В течение недели записывать все рабочие события, которые вызывали разные чувства и эмоции: и неприятные, и положительные. Главное — писать сразу, чтобы ничего не упустить.
Что происходило
Какая мысль пришла в моменте
Что я сделал(а)
Эта практика поможет честно посмотреть на то, с какими рабочими задачами и ситуациями специалист хорошо справляется, а что вызывает трудности или дискомфорт.
Упражнение 2. Спросить у коллег или друзей
Специалисту полезно знать, какие сильные и слабые стороны видят в нём окружающие. Эту информацию можно использовать для развития софтскилов, если предварительно объяснить людям, с какой целью задаются вопросы, какая польза будет от ответов, и почему это важно. Например, продакт-менеджер может уточнить у команды, насколько понятны ТЗ, которые он готовит.
Упражнение 3. Рефлексировать после прочтения бизнес-литературы
Отмечать по ходу чтения книг про рабочую коммуникацию примеры ситуаций, с которыми согласны, и наоборот.

Рефлексировать, где поведение героев и их поступки легко понять, а в каких ситуациях выбор кажется странным. Систематизировать знания и не забыть важные выводы поможет конспект в Notion или в заметках на телефоне.

Как развивать гибкие навыки самостоятельно

Информации о развитии софтскилов — в избытке: книги по саморазвитию, курсы по работе в команде, подкасты о том, как строить карьеру, развиваться в жизни и в профессии. Изучить все лекции и посетить все тренинги — ещё не значит овладеть гибкими навыками.

Для тех, кто всерьёз задумался над формированием софтскилов, но не знает, с чего начать, собрали пять рекомендаций эксперта:

1. Не учить теорию для «галочки»
Теорию легко найти за пару минут в интернете, но это будет лишь информация, а не активное знание или навык, которые можно применить.

Например, кандидат нашёл в интернете совет, что говорить на собеседованиях, когда спрашивают про его реакцию на обратную связь. И теперь будет отвечать рекрутерам: «Как реагирую? Конечно же принимаю и тут же исправляю всё». А на самом деле он жутко злится и начинает спорить с коллегами. Получается лишь заученный ответ вместо владения навыком.

2. Прокачивать не список навыков, а умение анализировать ситуации
Подходить к обучению гибким навыкам нужно исходя из того, что «болит», то есть мешает работать или жить.

Например, дизайнеру неприятно, когда его творческую работу критикуют. Он с трудом выслушивает обратную связь, пассивно-агрессивно отвечает на вопросы клиента и спорит с арт-директором.

Специалист позволяет эмоциям захлестнуть себя и не может проанализировать ситуацию, поэтому забывает, что обратная связь — это отзыв о проделанной работе, а не характеристика человека. Зона роста для софтскилов в данном случае — это развитие эмоционального интеллекта и критического мышления.

3. Практиковаться
Развивать навыки — значит, пробовать и исследовать всё на практике. Здесь важен контакт с другими людьми. Например, специалисту по Data Science полезно участвовать в хакатонах, где можно не только попробовать свои силы в решении задач, но и получить обратную связь от жюри.
4. Заниматься с ментором
Найти наставника, на которого хочется равняться, и начать учиться у него. Например, договориться о том, чтобы раз в месяц разбирать конкретные проекты: что было сделано, что хотелось бы улучшить, какие навыки могли бы в этом помочь. Или взять консультацию карьерного коуча и разработать личную стратегию развития софтскилов.
5. Освоить концепцию lifelong learning
Lifelong learning в переводе с английского означает непрерывное образование. Эта концепция помогает в развитии софтскилов, гибкости мышления и постоянного расширения кругозора для профессионального роста.

Не нужно пытаться бороться с собой и заставлять себя прокачивать софтскилы. Новые знания невозможно усваивать из состояния постоянного сопротивления и напряжения, поэтому развитие гибких навыков стоит воспринимать как путешествие длиною в жизнь.

Совет эксперта

Ксения Ловцова

Самый важный плюс софтскилов не в том, что они помогут эффективнее работать, ладить с коллегами и не затягивать сроки по проекту, а в том, что они помогут в жизни: увереннее принимать решения, меньше нервничать, добиваться своего, а значит, быть счастливее.

Статью подготовили:

Ксения Ловцова
Яндекс Практикум
Head of Quality в направлении английского
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Oct 01 2024 18:59:43 GMT+0300 (Moscow Standard Time)