К мягким навыкам (англ. soft skills) относятся социально-психологические: коммуникабельность и эмпатия, критическое мышление, умение работать в команде. Их ещё называют софтскилами.
Ни один из гибких навыков не относится к конкретной профессии, но именно они помогают быстрее адаптироваться специалистам, которые не раз меняют род деятельности. Развивать софтскилы — значит, помогать себе выживать в ритме рабочих проектов, личных и карьерных задач.
Гибкие профессиональные навыки помогают специалисту взаимодействовать с коллегами в рабочих ситуациях и быстрее находить взаимопонимание в команде. Например, продакт-менеджерам важно уметь презентовать решения руководству, а разработчикам — давать конструктивную обратную связь.
Один из важных софтскилов для любого специалиста — умение работать над ошибками: признавать их, анализировать и предлагать варианты решений. Например, маркетолог согласовал рекламную публикацию у блогера, но в последний момент она вышла в изменённом виде и её отказываются удалять.
Чтобы разрешить конфликт, маркетологу сначала нужно разобраться, почему так произошло: возможно, копирайтер решил внести правки и финальный текст отправил сразу на размещение. Затем прийти к руководителю с конкретным планом действий. Например, предложить внести в договор с блогерами пункт с детальными условиями сотрудничества и написать инструкцию копирайтерам, чтобы они согласовывали финальные тексты с маркетологом.
Умение проходить собеседования — это тоже софтскил. Например, на интервью с рекрутером нужно рассказать о своих компетенциях. Для этого специалист по таргетированной рекламе должен презентовать свой кейс с показателями удачной рекламной кампании, а дизайнер — показать последние созданные сайты и рассказать, какие задачи решались с помощью дизайна.
Помимо опыта работы рекрутеры всегда смотрят на личные качества соискателя. Гибким навыкам не учат в школе и вузе, поэтому их нужно развивать самостоятельно.
Можно выделить четыре основные группы софтскилов:
1. Навыки коммуникации: вербальная и письменная коммуникация, сторителлинг, публичные выступления, проведение презентаций, интервьюирование.
2. Лидерские навыки: управление командой, умение сплотить коллектив, разрешение конфликтов, делегирование, наставничество, стратегическое мышление.
3. Креативные навыки: дивергентное мышление, изобретательское решение задач, насмотренность, латеральное мышление.
4. Личностные навыки: эмоциональный интеллект, эмпатия, критическое мышление, быстрая обучаемость, самоорганизация и тайм-менеджмент.
Разберём на примерах, кому и когда нужны софтскилы.
Пример
В нижегородской компании по установке пластиковых окон менеджеру поручают увеличить продажи через сайт. Для этого сотрудник решает изменить структуру сайта: сделать его понятнее, чтобы клиенты оставляли больше заявок. Обсуждает концепцию с дизайнером и через неделю на планёрке презентует обновлённый сайт. Проходит месяц, но продажи не растут.
Проблема
Руководитель раздражён, задача не выполнена, менеджеру, которому её поручили, грозит штраф.
Какие софтскилы помогут в решении ситуации: рефлексия и анализ.
В компании нет CRM-системы, а значит, данные, откуда пришли клиенты, нигде не хранятся. Чтобы сделать заказ, люди звонят по объявлению, а договор подписывают на месте со специалистами, которые выезжают на замеры. Сколько денег приносят заявки с сайта, никто не считает.
Чем поможет рефлексия: составить понимание задачи, прежде чем выполнять её. Убедиться, что результат проделанной работы можно измерить в конкретных цифрах. Благодаря пониманию задачи станет очевидно, что решать её нужно с помощью установки CRM-системы, а не дизайна сайта.
Пример
Анна занимается разработкой онлайн-курсов, её задача — сделать так, чтобы компания тратила меньше денег на привлечение клиентов. В идеале — добиться того, чтобы ученик переходил с одного курса на следующий и рекомендовал их друзьям и коллегам.
До старта работы методологом Анна писала тексты для соцсетей, писем и продающих рассылок. Поэтому коллеги часто просят её что-то подхватить, если нынешний копирайтер не успевает или пишет поверхностно, не вникая в суть задачи.
Проблема
Из-за большой загрузки Анна работает поздними вечерами, ночами и иногда в выходные.
Какие софтскилы помогут в решении ситуации: самоорганизация, умение управлять временем и задачами.
Когда Анна решила назначить встречу с руководителем и разобраться, что идёт не так, то выяснилось, что даже ему трудно найти свободное окно в её календаре.
Они проанализировали список последних выполненных задач. Выяснилось, что Анна писала тексты рекламных рассылок, составляла таблицу с блогерами, подходящими для сотрудничества, утверждала макеты иллюстраций для соцсетей и курировала встречу с техподдержкой. На своих прямых целях она не фокусировалась, а одну из задач вообще забыла записать: потеряла в переписках.
Руководитель предложил пересмотреть приоритеты в работе и сказал, что обсудит ситуацию с продакт-менеджером, чтобы задачи отдела маркетинга не делегировали Анне.
Что происходило | Какая мысль пришла в моменте | Что я сделал(а) |
---|---|---|
Рефлексировать, где поведение героев и их поступки легко понять, а в каких ситуациях выбор кажется странным. Систематизировать знания и не забыть важные выводы поможет конспект в Notion или в заметках на телефоне.
Информации о развитии софтскилов — в избытке: книги по саморазвитию, курсы по работе в команде, подкасты о том, как строить карьеру, развиваться в жизни и в профессии. Изучить все лекции и посетить все тренинги — ещё не значит овладеть гибкими навыками.
Для тех, кто всерьёз задумался над формированием софтскилов, но не знает, с чего начать, собрали пять рекомендаций эксперта:
Например, кандидат нашёл в интернете совет, что говорить на собеседованиях, когда спрашивают про его реакцию на обратную связь. И теперь будет отвечать рекрутерам: «Как реагирую? Конечно же принимаю и тут же исправляю всё». А на самом деле он жутко злится и начинает спорить с коллегами. Получается лишь заученный ответ вместо владения навыком.
Например, дизайнеру неприятно, когда его творческую работу критикуют. Он с трудом выслушивает обратную связь, пассивно-агрессивно отвечает на вопросы клиента и спорит с арт-директором.
Специалист позволяет эмоциям захлестнуть себя и не может проанализировать ситуацию, поэтому забывает, что обратная связь — это отзыв о проделанной работе, а не характеристика человека. Зона роста для софтскилов в данном случае — это развитие эмоционального интеллекта и критического мышления.
Не нужно пытаться бороться с собой и заставлять себя прокачивать софтскилы. Новые знания невозможно усваивать из состояния постоянного сопротивления и напряжения, поэтому развитие гибких навыков стоит воспринимать как путешествие длиною в жизнь.
Читать также: